• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Лицей ВШЭ — это ячейка свободы»

8 декабря в Лицее ВШЭ завершилась двухнедельная стажировка для старшеклассников, в которой приняли участие 60 человек из 22 регионов России. Впервые она была открыта для учеников 10–11 классов любых российских школ. Следующая стажировка пройдет весной 2018 года, о конкурсе будет объявлено дополнительно.

Это уже четвертая стажировка для старшеклассников, которую проводит Лицей ВШЭ, но первая, попасть на которую могли не только те, кто учится в школах Распределенного лицея или партнерских школах Вышки, а любые российские школьники. Суть стажировки в том, что ученик другой школы на время становится учеником лицея — с той лишь разницей, что ему не ставят отметки, а домашние задания для него необязательны. Он выбирает одно из восьми направлений обучения, при помощи куратора формирует свой индивидуальный учебный план, ходит на занятия вместе с лицеистами, а также, раз в неделю, на «факультетский день» в Высшую школу экономики.

Чтобы попасть на стажировку, нужно было прислать мотивационное письмо с рассказом о своих планах на будущее. «Это был потрясающий конкурс, в нем участвовали мотивированные и целеустремленные школьники — более 500 человек из 56 регионов, — рассказывает директор Лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн. — Конкуренция в тех направлениях, по которым работает лицей, очень высока. Надеюсь, что сам факт подачи заявки для многих участников конкурса стал поводом задуматься над своими планами и способами воплощения их в жизнь, и эти планы обязательно будут реализованы».

Те, кто приехал из других регионов, жили, как правило, в хостелах в шаговой доступности от того здания лицея, где проходили основные занятия. За адаптацию стажеров в лицее, решение повседневных проблем (как найти аудиторию, как добраться до нужного факультета и проч.) и культурный досуг отвечали волонтеры из числа лицеистов. Из первых рук стажеры получили информацию о возможностях поступлении в Вышку — специально для них была организована встреча с проректором Вячеславом Башевым и другими руководителями довузовского блока.

«Лицей — это прообраз Высшей школы экономики, — говорит заместитель директора лицея Рустам Байбурин. — Побывав здесь, ребята погружаются в атмосферу университета, узнают об особенностях обучения, о специфике образовательных программ. А если им понравилась организация учебы в лицее, какие-то наши педагогические находки, то они вполне могут предложить их в своих школах, когда туда вернутся».

О своих впечатлениях рассказали участники стажировки.

Юлия Бойко, ученица 11 класса лицея № 44 (Чебоксары)

О Высшей школе экономики я кое-что знала и раньше — была здесь на предметных школах. Стажировка дает возможность узнать больше, ведь лицей — это первая ячейка университета. Знакомые из лицея у меня уже были, но теперь их круг стал шире. Все ребята здесь открыты к общению, много рассказывали о лицейской жизни, объясняли, как здесь все устроено. Все лицеисты мотивированы на хорошую учебу, на поступление в вузы, хотят добиться успеха в жизни.

Лицей ВШЭ — это ячейка свободы, прототип Вышки для школьников. Мне понравилось, что каждый преподаватель, заходя в аудиторию, говорит ученикам: «Здравствуйте, коллеги!» Тем самым подчеркивается равенство между мной и человеком, знающим больше, чем я. Выбор курсов здесь гораздо больше, чем в обычной школе, есть необычный предмет — теория познания. Политологию, социологию или экономику можно изучать отдельно, а не в курсе обществознания.

Мне особенно понравилась лекция о проектной деятельности. Нам предложили десять проблемных тем, из которых нужно было выбрать одну, создать на ее основе проект, и затем группа стажеров от 4 до 6 человек этот проект выполняла. Проект — это возможность создать что-то новое или решить какую-то проблему. Например, нужно было придумать, как уравнять количество девочек и мальчиков на гуманитарном направлении, или сделать так, чтобы одноразовые стаканчики для кулера не заканчивались. Когда вернусь в свою школу, предложу там проводить такие же проектные работы в десятых классах.

Самое необычное в лицее — это факультетский день. Я ходила на факультет права, где тоже проводились занятия. У меня уже есть два диплома призера Всероссийской олимпиады школьников по праву, и я собираюсь поступать на программу «Юриспруденция: частное право» в Вышку. Хочу посвятить свою жизнь гражданскому праву, работать в международной компании.

Александра Тишина, ученица 11 класса школы № 132 (Барнаул)

На стажировке в лицее я выбрала направление «Дизайн» и на факультетский день ходила в Школу дизайна ВШЭ. Посмотрела, как проходят занятия у студентов, и всего за три часа преподаватели мне объяснили, какие требования предъявляются к творческой работе при поступлении на бакалаврскую программу «Дизайн». Одно дело — прочитать критерии на сайте, совсем другое — когда тебе их объяснят в личном общении. Я давно хотела получить высшее образование в области дизайна и благодаря стажировке утвердилась в своем выборе.

Внешне лицей похож на обычную школу. Наверное, единственное отличие — Клуб лицеистов. Это комната с пуфиками, где можно отдохнуть, сделать уроки или посидеть с ноутбуком, чтобы, например, выполнить задания заочного тура «Высшей пробы» (я там решала «Высшую пробу» по русскому языку, отпросилась для этого с уроков). А содержательных отличий гораздо больше.

Например, преподаватели по-другому ведут уроки: не указывают, что нужно сделать то-то и то-то, а общаются с тобой по-человечески, воспринимают тебя как личность. Очень понятно все рассказывают, приводят простые примеры. Как в обычной школе изучают литературу? Вот поэт, он родился, женился, развелся, написал такие-то стихи, мы должны их выучить. А в лицее на уроке литературы преподаватель предложил обсудить, как мы воспринимаем стихи о любви. Можно было привести примеры из творчества разных авторов: Пушкина, Ахматовой, Цветаевой, Рубцова. На теории познания мы изучали Фрейда, а на уроке английского обсуждали интересные аккаунты в Instagram.

Мой проект по итогам стажировки — о том, что нужно сделать, чтобы ученики с разных направлений в лицее общались между собой. Я предложила организовать специальные мероприятия: танцы, викторины, — где были бы смешанные команды, ведь любая групповая работа сплачивает людей. У стажеров с лицеистами было много таких совместных мероприятий. Они нам устраивали экскурсии — водили в Кремль, в Центр дизайна Artplay, — так что я еще и Москву посмотрела. До этого была здесь только один раз, да и то проездом.


Валерия Колотова, ученица 10 класса Гуманитарного лицея (Ижевск)

Главное, чего я хотела от стажировки, — найти себя, свое направление, решить, кем я стану в будущем. Пока окончательно не определилась, но склоняюсь к журналистике. НИУ ВШЭ для меня один из приоритетных вузов. На факультетском дне я была в департаменте медиа, там рассказывали о программах «Журналистика» и «Медиакоммуникации». Интересно было пообщаться со студентами, услышать рассказы, как они сами в Вышку поступали. Еще нам организовали экскурсию в студию — у студентов свой телеканал и ток-шоу «В точку», куда приглашают известных людей и берут у них интервью. В столовой факультета висит телевизор, по которому показывают свои передачи, университетские новости.

Лицей ВШЭ очень большой, три огромных корпуса, много учеников, и все настроены очень дружелюбно. Директор и замдиректора лицея нам сказали, что для нас стажировка в лицее — это большие возможности, а используем мы их или нет, зависит от нас. Ходить на пары никто не заставляет. Мне очень понравилась профильная история — преподаватель нескучный, все время с нами в диалоге, предложил интересный способ запоминания дат. Например, Иван Грозный родился в 1530 году, и гораздо легче запомнить, что он родился в 15 часов 30 минут.

В лицее я хотела завести новые знакомства. Когда стажировка только началась, было волнительно — переживала, что не смогу найти друзей. А потом познакомилась с одной девочкой из моей группы, она сама проявила инициативу, и мы с ней хорошо общались, вместе ходили на факультетский день. Еще для меня было важно понять, что такое студенческая жизнь. Мы живем в хостеле без родителей, вполне справляемся. Это первый такой опыт, когда я уехала в другой город, а мама дома осталась, и она, конечно, переживала.

Хотелось бы в 11 классе перевестись в Лицей ВШЭ, но это возможно, если только освободятся места. Я бы для этого переехала в Москву. С точки зрения перспектив поступления в Вышку это было бы замечательно. Шансов, конечно, немного, но я попробую.