• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

От отчаяния к прозрению: выпускники лицея о работе над своими исследованиями

10-го ноября во всём мире отмечают День науки. Мы не могли обойти стороной эту дату, ведь, во-первых, учащиеся лицея становятся настоящими исследователем, выполняя индивидуальную выпускную работу, во-вторых, некоторые лицейские преподаватели занимаются научной деятельностью.

Наш первый текст (его мы решили опубликовать в преддверии праздничной даты) цикла «Наука в лицее» — это рассказы выпускников, ныне студентов ВШЭ, о своих исследованиях, которые они защитили в 11-м классе. А тем лицеистам, кто сейчас учится в выпускном классе, это только предстоит. Первая волна защит запланирована на 30-е ноября.

Наталья Розенфельд,
студентка второго курса образовательной программы «Социология»

Я училась в лицее на соцэке (экономический профиль), а потому считала, что исследование надо проводить в этой области  (теперь-то я знаю, что это было не обязательно). Так как в то время с решением задач и проведением разных расчетов у меня не все получалось, я хотела, чтобы при написании работы не надо было применять никакие формулы, чтобы можно было ограничиться только теорией. Так возникла тема про иррациональное поведение потребителей. К тому же, меня очень волновало, что люди иногда ведут себя "неправильно", но я оптимист, или пытаюсь такой быть, поэтому подумала найти им оправдание. Сформулировать тему точнее — «Иррациональное поведение потребителей: реальность или факторы создающую такую видимость» — помог преподаватель экономики Дмитрий Викторович Акимов.

У меня были грандиозные планы относительно предстоящей работы: изучить ценовую и товарную политику всех магазинов в том районе, где я живу,  зафиксировать их отдаленность от метро, наличие поблизости магазинов-конкурентов, предоставляемые скидки, опросить покупателей, выявить причины того, что в каких-то магазинах покупателей больше, в каких-то — меньше.

В итоге я столкнулась с косыми взглядами сотрудников магазинов, с нежеланием людей отвечать на мои вопросы и непониманием того, что я от них хочу. Но, вообще это всё мне не особо и пригодилось в дальнейшем. Для своего исследования я использовала онлайн-анкету, которой замучила всех окружающих, и графики в Google.

На самом деле, мое исследование получилось очень похожим на работу в области социологии — и вот я учусь на факультете социологии в Вышке. Так, благодаря исследованию я поняла, что мне интересно.

Сейчас, глядя на эту работу, я вижу, какая она ужасная, наивная, даже нет смысла продолжать ее. Но темой  поведения потребителей (она относится к области экономической социологии) планирую продолжить заниматься. Недавно, когда писала две статьи в форме эссе, чувствовала, что многое уже знаю. Одна из них, кстати, находится как раз на стыке социологии и экономики.

Думаю, что благодаря работе над исследованием я стала более рациональной.

 

Анастасия Горегляд,
студентка второго курса образовательной программы «Востоковедение»

Я с направления «Востоковедение»,  и мне было интересно изучать экономику Китая, поэтому мое исследование было напрямую с этим связано.

Я не очень долго выбирала свою тему — «Критические условия для осуществления реформ Дэн Сяопина в Китае и попытки их проведения в других странах». Спасибо за это научному консультанту. Он очень быстро сориентировал меня и помог направить мой интерес и силы в правильное русло.
Я помню, что решение защищаться в «первой волне», в ноябре, было довольно неожиданным и даже, можно сказать, не вполне осознанным, так как к октябрю у меня не так много было сделано. Помогло мне то, что тема, которой я занималась, была, действительно, мне очень интересна и даже тот объем литературы, который нужно было прочитать, меня совсем не пугал, а скорее даже мотивировал.

Сейчас, будучи уже на втором курсе ВШЭ, я могу точно сказать, что опыт, полученный в лицее, очень помогает с написанием подобных работ в университете. Бывало, что ко мне подходили однокурсники и даже друзья из других вузов с вопросами, ответы на которые сейчас мне кажутся совершенно очевидными. Но, как оказалось, тех, у кого нет опыта написания исследовательской работы, многие сложности просто приводят в тупик.

Высшая школа экономики — это огромный научно-исследовательский университет, в первую очередь. Преподаватели всегда поддерживают инициативу учащихся по проведению исследований. В Вышке ты все время в атмосфере, которая, действительно, вдохновляет. И находясь здесь, очень сложно не чувствовать себя членом научного сообщества. Я уверена, что впереди меня ждет еще не одно интересное научное исследование, а опыт, приобретенный еще в лицее, помог мне с самого начала двигаться в правильном направлении.

 

Алина Шишкова,
студентка первого  курса  образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»

Мое исследование было посвящено различным способам мотивации в спорте. Я пыталась выявить наиболее эффективный из трех: запоминающиеся цитаты спортсменов, яркие видео про спорт, биографии известных спортсменов, которые сумели вернуться в профессию после травм. В эксперименте, который лег в основу моего исследования, приняли участие 12 яхтсменов в возрасте от 15 до 17 лет.

Тему для своего исследования я выбрала достаточно быстро: я просто объединила два своих увлечения: психологию и спорт.

Помню момент, когда летом я осознала, что у меня ничего не готово, а я все еще рассчитываю выполнить работу грандиозного масштаба. Я позвонила своему научному консультанту и печальным голосом поведала ему, что не знаю, что и как мне делать. Не помню, что мне тогда такого сказали, но тем же вечером я села за компьютер и усердно начала что-то написать. Так стартовало моё исследование.

Во время проведения эксперимента я поняла, что даже школьное исследование требует много усилий, терпения и даже отваги. В течение какого-то периода времени я была полностью погружена в процесс. Я читала, искала, что-то придумывала. А бывали и моменты, когда работа застывала. Тогда мне приходилось трудиться еще больше, чтобы заставлять себя продолжить писать. Для меня самым главным было добиться желаемого результата, узнать ответ на вопрос и быть самой удовлетворенной своей работой. К счастью, все это я сделала и сейчас не собираюсь останавливаться на достигнутом.

При написании исследования я не прибегала к постоянным консультациям психологов. Но с помощью экспертов в этой области я бы хотела увеличить выборку, тщательнее подойти к применению методов статистики, расширить подбор материалов для эксперимента. Этим я надеюсь заняться, чтобы в итоге получить уже не просто учебное, а во всех смыслах полноценное научное исследование. 

 

Дмитрий Дорожкин,
студент первого курса образовательной программы «Юриспруденция»

В лицее я начал учиться не с самого начала десятого класса, а с середины учебного года — поступил в рамках допнабора. У меня было много сомнений относительно того, стоит ли переходить сюда из моей старой школы. В лицее все по-другому, и прежде всего другие люди: у них  шире кругозор, больше желания узнавать что-то новое. И это не случайность, такова лицейская среда, и ее специально такой формируют.

Подход к преподаванию тоже отличался от того, какой используют в обычной школе. Так, например, преподаватель истории мог оставить вопросы открытыми, чтобы дать нам время самим поразмыслить над ответами. Подобная практика развивает у учащихся критическое мышление, лицеисты не боятся высказывать свою точку зрения.

Вот про отличия лицеистов от учащихся обычной общеобразовательной московской школы я и решил сделать свое исследование. Изначально работа называлась так — «Реализация идеи лицея: стереотипы и критическое мышление лицеистов». С помощью научного консультанта Анастасии Владимировны Шалаевой я пытался выразить эту идею в словах, в процессе работы тема была сформулирован иначе: «Лицеист как "человек-масса"».

К труду Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» мне посоветовал обратиться Денис Барышсевер, студент на тот момент второго курса образовательной программы "Социология", выпускник первого набора лицея. Прочитав летом эту книгу, я понял, что она — это то, что мне нужно.

Работа над исследованием сменялась этапами прозрения и отчаяния. Когда я считал, что все идеально, мне говорили, что это не так, критиковали, но этапы отчаяния заставляли двигаться вперёд, и я находил то, что вело к достижению конечной цели.

Чтобы написать хорошую и действительно интересную работу, придется общаться с большим количеством людей, и это, как мне кажется, здорово. В процессе подготовки я даже думал пообщаться с одним автором диссертации, посвященной феномену "Человека-массы" и написанной ею много лет назад. Исследователь живет в Воронеже и преподает в Воронежском государственном университете.  

Если будет возможность продолжить свое исследование, я это обязательно сделаю. Пока для курсовой работы (на факультете права писать ее можно с первого курса) я выбрал другую тему. При этом я осознанно остановился именно на варианте исследования, а не проекта. Опыт, полученный ранее, помогает мне и сейчас при написании эссе и, уверен, что поможет с курсовой.

Вторую часть цикла "Наука в лицее" читайте 10-го ноября.