• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Олимпиадная экономика», или путь от самоопределения до борьбы

После майских каникул десятиклассники с направления «Экономика и математика» чествовали своих старших товарищей, одиннадцатиклассников — победителей и призеров различных олимпиад, в том числе, конечно, и олимпиад по экономике. Об одном из таких мест, где «куются» бойцы интеллектуальных состязаний — факультативе «Олимпиадная экономика», а также о том, к чему надо быть готовым, выбирая олимпиадный путь, нам рассказали Александр Челеховский (руководитель факультатива) и одиннадцатиклассники — призеры заключительного этапа Всероса (участники факультатива). В беседе также участвовала Виктория Лебедева (руководитель направления). 

Как все начиналось

Факультатив «Олимпиадная экономика» (курс рассчитан на два года) преподаватель экономики Лицея НИУ ВШЭ, старший преподаватель Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ Александр Челеховский начал вести с сентября 2015 года. Тогда десятиклассников с направления «Математика и экономика», желающих ходить на занятия, набралось примерно 95 человек. Ребята полагали, что, выбрав это направление, обязательно должны участвовать в олимпиадах по экономике и, соответственно, посещать факультатив. А преподаватель видел своей задачей на начальном этапе заинтересовать лицеистов предметом, дать им возможность попробовать себя в решении задач.

«Факультатив нужен, чтобы самоопределиться. Большинство ребят, которые приходили на факультатив, не изучали раньше экономику, и  не понимали, надо им это или не надо, получится у них что-то или не получится. И поэтому необходимо, чтобы им кто-то показал, насколько сложны олимпиадные задачи по экономике и как они решаются. Это была история десятого класса», — говорит Александр Челеховский.

К марту-апрелю 2016 кода, то есть к тому времени, когда олимпиадный сезон для десятиклассников завершился, занятия продолжили посещать около 30 человек.

«Бег на длинную дистанцию»

Те ребята, которые продолжили ходить на занятия после закрытия основного олимпиадного сезона, желали выиграть Всероc и не сдавать ЕГЭ. Чтобы достигнуть успеха, необходимо было начать готовиться задолго до соревнований.

«Знаете, это сравнимо с бегом на длинные дистанции. Те, кто побеждает, не всегда сразу бегут впереди, а сначала скрываются от ветра за первым бегуном. Мы ставим цель на долгосрочный период», — рассказывает одиннадцатиклассница Елена Томулец.

В отличие от ЕГЭ, олимпиада — это работа в одном направлении, которое тебе интересно, отмечает  она.Ты занимаешься этим не потому,  что надо, а потому что это то, что ты выбрал для себя на всю жизнь, и тебе хочется это делать.

Две ученицы, которые в этом году стали призерами Всероса по экономике: Анастасия Соченко и Алина Бакаева в прошлом году тоже участвовали в заключительном этапе, но тогда вернулись домой без дипломов. Алине, например, не хватило всего двух баллов до призового места.

«Мне было очень страшно после этого: с одной стороны, все говорили, что если не хватило всего лишь двух баллов, то в следующем году у меня все обязательно получится; с другой стороны, я боялась повторения неудачи. Но потом я поставила себе цель выиграть олимпиаду и шла к ней», — вспоминает лицеистка.

На поражение надо смотреть не как на неудачу, а как на то, насколько ты близок к удаче, считает она.

Подготовка в 11-м классе

В 11-м классе уже происходил отбор участников на факультатив. Ребята писали вступительную олимпиаду, по итогам которой был составлен рейтинг учащихся. Тридцать лучших были приглашены на занятия. Это позволило собрать высокомотивированных лицеистов и повысить эффективность работы.

«Процесс подготовки устроен так, что в 10-м классе на факультативе самоопределяются, а в 11-м классе на факультатив ходят, чтобы целенаправленно готовиться к олимпиадам», — отмечает Александр Челеховский.

Участие в олимпиадах — это не только готовность к труду, но и готовность к риску, к волнениям и переживаниям. Пример тому — случай Александры Володиной. На региональном этапе Всероса она набрала 100 баллов. Граничный показатель для прохождения в финал долго не объявляли, прогноз был 101 балл, но в итоге он оказался равным 100.

«Главное — поверить в себя и не опускать  руки,  когда кажется, что ничего уже не будет. О том,  что я прошла на заключительный этап Всероса, я узнала во время участия в олимпиаде «Сибириада. Шаг в мечту». Я понимала, что если не пройду на Всерос, то мне надо «взять» другие олимпиады. Но раз у меня появился шанс выиграть Всерос, его надо было использовать», — говорит Александра.

И она его использовала — количество набранных ею баллов с учетом апелляции оказалось на три балла выше порогового значения призерства.

«Я считаю, что мир  справедлив и дает каждому то,  что они заслуживают. Вот эти ребята много работали, и они получили то, что заслужили», — полагает Александр Челеховский.

Самоподготовка и самодисциплина

Анастасия Соченко начало свое знакомство с экономикой давно: в первый раз она поехала в выездную школу в конце 8-го класса. Именно там она поняла, что это та область знаний, которой она хочет заниматься. На этой выездной школе она познакомилась с Александром Челеховским и решила, что будет поступать в Лицей НИУ ВШЭ, а также поставила своей целью выиграть Всерос.

Анастасия очень хотела, чтобы уроки экономики у нее вел Александр Николаевич, но, когда поняла, что так не получится, решила, что хотя бы будет ходить на факультатив к нему. В 11-м классе стало возможным  ходить и на уроки к этому преподавателю, и на факультатив.

«Даже несмотря на то, что в 10-м классе я не стала призером Всероса, я все равно думала, что в 11-м классе у меня у меня все получится: у меня была хорошая теоретическая подготовка благодаря урокам Александра Николаевича и вокруг — мотивированные ребята. Сравнение своего уровня с их уровнем ещё больше подталкивало меня заниматься», — вспоминает она.

«На самом деле Настя скромничает. Она говорит, что рада тому, что попала в мою группу, но можно сказать, что Настя своими руками выиграла олимпиаду: из всех присутствующих здесь самостоятельно она занималась больше всех. У нее прекрасно развита самодисциплина — то, что дается людям тяжелее всего», — замечает Александр Челеховский.

Без самоподготовки нельзя выиграть олимпиаду, несмотря на то, сколько ты занимаешься и с какими учителями.

«В этом плане очень помогает мысль, что пока ты отдыхаешь, кто-то в это время «ботает», решает задачи», — добавляет Елена Томулец.

Образовательная программа мечты и запасной вариант

Анна Горожанкина занимается на факультативе с 10-го класса. Её, как и многих других ребят, привело на факультатив желание поступить на совместную программу по экономике НИУ ВШЭ и Российской экономической школы. Гарантированно поступить туда могут победители и призеры Всероса по экономике и математике.

«Меня грела мысль, что когда-то я буду там учиться. Я хотела выиграть олимпиады именно из-за желания поступить на совбак», — говорит Анна.

Анастасия Таратутенко узнала об этой программе на выездной школе, куда ее пригласила поехать Анастасия Соченко. Там она познакомились с ребятами, которые на тот момент учились в  11-м классе, а теперь являются студентами 1-го курсе совбака. Они очень умные, потрясающие, мотивированные, — так отзывается о них Анастасия, и понятно, почему лицеисты хотят учиться именно там.

Не так важно, где вы учитесь, и кто вас учит, как то, с кем вы учитесь, уверен Александр Челеховский. 

«Будь Вы семи пядей во лбу, но, если  вокруг Вас никому ничего не интересно, то, скорее всего, и Вам скоро станет ничего не интересно.  Во многом поэтому ребята и говорят, что хотят учиться на совбаке», — говорит он.

По его мнению, было бы эффективно, если бы на уроках экономики лицеисты делились на группы: в одних группах изучали бы предмет ради интереса, в других — с целью результатов на олимпиадах.

Но как бы то ни было, очень важно быть готовым к тому, что завоевать призовое место на Всеросе не удастся, а, значит, не получится поступить на образовательную программу своей мечты.

«Не надо подходить к этому с позиции: всё или ничего. Надо иметь запасной вариант того, куда поступать, и также участвовать в перечневых олимпиадах. Победа или призерство в таких олимпиадах при условии получения не ниже 75 баллов ЕГЭ по соответствующим профильным предметам  дает льготы при поступлении в вуз», —говорит одиннадцатиклассник Александр Басов.  

Вместо эпилога

«Олимпиада как спорт, где успеха надо добиваться тяжелым трудом. Есть амбициозные ребята, которые думают, что смогут выиграть, но делать для этого ничего не хотят. Из  95 человек, пришедших на факультатив в 10 классе, около 40 человек были как раз такими. Они приходят на красивую картинку — у лицея очень высокие результаты на Всеросе. Ребята полагают, что если они учатся у преподавателя, который годами готовит к Всеросу: ходят ко мне на уроки и факультатив, то смогут завоевать призовое место на Всероссийской олимпиаде школьников, не прилагая никаких усилий. Конечно, это не так. Были ребята, которые также ходили и ничего не выиграли. Я убежден, что успех – это только 5% таланта и 95% труда. Каждый из этих ребят, ставших победителями и призерами Всероса, ничего бы не выиграл, если бы трудился меньше», — полагает Александр Челеховский.

Олимпиада по экономике предполагает высокий уровень знания математики. Лицей прикладывает все усилия до того, чтобы довести до необходимого тот уровень математики, с которым ученики приходят в лицей, если он недостаточен, говорит руководитель направления «Экономика и математика» Лицея НИУ ВШЭ Виктория Лебедева.

Программа по экономике выстроена так, что за 1,5 года обучения можно получить знания, достаточные для призерства на Всеросе, указывает она. По мнению Виктории Лебедевой, даже хорошо, если ученики никогда раньше не изучали предмет и обучать их приходится с «нуля» — в этом случае учитель знает, какой материал он дал на уроках, какой не дал. Это лучше, чем выявлять то, чему научили, а чему не научили школьника до этого другие преподаватели.

Именно по этой же причине через поток работает с лицеистами Александр Челеховский. В следующем году он планирует набрать на факультатив новый набор десятиклассников, а нынешних выпускников привлечь по желанию помогать при проведении и проверке контрольных работ в рамках факультатива.