• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Стажировка для школьников — возможность не только узнать Вышку, но и проверить себя

С 13-го по 24-е марта старшеклассники из одиннадцати московских школ, участвующих в проекте «Распределенный лицей», и двух базовых школ ВШЭ: одной московской и одной красноярской — побывали на стажировке в Лицее НИУ ВШЭ. Это уже третья по счету стажировка школьников (первая прошла в апреле 2016 года, вторая — в ноябре).

Стажировки для школьников — совместный проект Дирекции общего образования НИУ ВШЭ и лицея, направленный на знакомство с образовательными программами университета, помощь в реализации индивидуальной образовательной траектории и развитие самостоятельности у старшеклассников.

В третьей стажировке приняли участие 63 ученика: 55 — из московских школ и 8 — из Красноярска. Большая часть ребят — десятиклассники (46 человек), остальные (17 человек) — одиннадцатиклассники.

Участие одиннадцатиклассников в проекте обусловлено тем, что лицей можно назвать фактически моделью университета.

«Мы вас пригласили на стажировку из тех соображений, что лицей — это прообраз Высшей школы экономики. И в этом смысле, побывав здесь, вы можете почувствовать атмосферу университета. Вы уже можете сравнить, что и как было на факультетских днях, и если где-то вы остались под впечатлением, то, наверное, так будет и во время учебы на этой программе в Вышке», — пояснил одиннадцатиклассникам-стажерам заместитель директора лицея Рустам Байбурин.

До начала стажировки все старшеклассники выбрали для себя одно из восьми направлений обучения («Экономика и математика»; «Юриспруденция»; «Гуманитарные науки»; «Психология» и другие) и вместе с лицеистами ходили на занятия. Кроме того, они ездили на  экскурсии и участвовали во внеурочных проектах.

Для стажеров были не обязательны домашние задания, никто не фиксировал их посещаемость занятий и полученные оценки.

«Это было необычно, но я смогла понять для себя, что я могу заставить себя встать к первой паре, потому что мне интересно то, что происходит. Когда тебя никто ни к чему не обязывает и сам ученик проявляет инициативу и интерес, то и результат получается совершенно другим», — поделилась своими впечатлениями от стажировки на итоговой встрече одна из участниц.

Сопровождали ребят, помогали им адаптироваться и решать разнообразные вопросы волонтеры-лицеисты. Они не просто курировали стажеров, но и сами разработали для них внеурочную программу мероприятий в зависимости от выбранного направления. Лицеисты с юридического направления разрабатывали программу для стажеров, выбравших юридическое направление, лицеисты с «Экономики и математики» — для стажеров, выбравших «Матэк», и т.д. 

«Нашей задачей было продемонстрировать вам, как бывает ещё. Если вдруг лицей похож на вашу школу, то мы счастливы, что вы вернетесь в такую же замечательную атмосферу. А если нет, то хочу сказать, что именно вы — те люди, которые могут что-то поменять вокруг себя. Не ждите, когда это для вас сделают. Вы приезжаете, вы меняете, вы выстраиваете самостоятельно свою жизнь», — обратился напоследок к стажерам Рустам Байбурин.


Анна Куликова, 10 класс, Лицей НИУ ВШЭ

Я решила участвовать в стажировках в качестве волонтера, потому что это дает возможность познакомиться с ребятами из других школ, помочь им определиться. Я сама, когда только пришла в лицей, не знала, чем хочу заниматься в будущем.

Вообще меня привлекает волонтерская деятельность, я принимала участие во многих мероприятиях. Что касается этого проекта, то мы вместе с другими волонтерами с «Матэка» разрабатывали программу для стажеров, выбравших это направление. Наши ребята сами провели для них три лекции по экономике, придумали задачи.

Кроме того, стажеры, разделившись на команды, придумывали разные проекты, чтобы потом можно было реализовать их в своих школах, мы помогали им в этом. Затем ребята защищали свои проекты перед комиссией, куда входили и лицейские преподаватели.

Я считаю, что такое мероприятие, как стажировка, полезно не только для участников, но и для волонтеров. Мы поняли, какие у нас были недоработки и что нужно исправить, что можно сделать еще лучше.

 

Леонна Малхасян, 10 класс, гимназия 1409, направление «Дизайн»

Я решила принять участие в стажировке, потому что хотела поступить в лицей еще в рамках допнабора в 10 класс (в декабре), но не решилась прийти написать тест. Мне показалось, что нельзя упускать возможность узнать лицей изнутри — и вот я тут.

В своей школе я учусь в классе с социально-экономическим профилем, его курирует Высшая школа экономики. Классов с другими профилями, которые бы были при этом университете, у нас нет, и все те, кто хотели идти в класс при Вышке, пошли сюда. Мне самой интересны журналистика и искусство, поэтому я выбрала для стажировки направление «Дизайн».

Лицеисты дружелюбно восприняли нас, сначала мы не очень много общались, потом все больше и больше. А с волонтерами мы постоянно взаимодействовали, они нам все показывали, отвечали на наши вопросы.

Если честно, мне не хочется уходить из лицея — здесь такая атмосфера, в которой хочется учиться. В школе однообразно, скучно, а здесь жизнь кипит. В процессе обучения мне было легко, но понятно, что я не могу говорить, что у всех лицеистов так же, ведь я проучилась здесь две недели, у нас не было такой же нагрузки, как у них. Нам просто давали информацию. Сделали задание — сделали, не сделали — не сделали.

Лицей от нашей гимназии отличает, например, возможность выбора предметов. Конечно, выбор ограничен определенными рамками, но все же больше, чем в школе. На «Дизайне» я могла выбрать между МХК и историей культуры (я выбрала второй вариант), еще был выбор между углубленным уровнем изучения предмета и базовым (я выбрала историю на углубленном уровне и математику — на базовом).

На факультетский день в Школу дизайна в силу обстоятельств я смогла сходить только один раз, а потому мне было сложно включиться в работу. Но преподаватель по дизайну сказал, что он будет рад меня видеть на занятиях и после стажировки — для меня это было очень удивительно.

Стажировка для школьников — не только возможность узнать Вышку, но даже, может, и проверить себя, потому что приход сюда — это выход из зоны комфорта. Мы учились в школе 10 лет, и за это время привыкли, что учителя бегают за нами и говорят «Сдай это, сдай то!» А тут ты сам за себя, ты — главный, над тобой никого нет, ты сам решаешь, что делать. Это именно то, как будет через 1,5 года в вузе. Мне кажется, что если бы у всех учащихся в 10-11-х классах было бы такое обучение, им в будущем было бы намного легче.

Мне очень понравилось в лицее, и в мае я планирую попробовать написать тест для поступления в 11 класс.