Здесь делают все возможное, чтобы ученикам было интересно
С 7 по 18 ноября старшеклассники из восьми московских школ, участвующих в проекте «распределенный лицей», и одной базовой школы ВШЭ из Красноярска побывали на стажировке в Лицее ВШЭ. На собственном опыте они узнали, чему и как учат в лицее, а некоторым стажировка помогла определиться с выбором вуза и будущей профессии.
С первых лет работы Высшая школа экономики развивает сотрудничество с общеобразовательными школами, сформирована сеть из более 300 школ в разных регионах России. Возможны три формата сотрудничества (по возрастанию степени взаимодействия с университетом) — школа-партнер, базовая школа, школа распределенного лицея. Для учеников школ-партнеров Вышка проводит летние школы, проектные сессии, объединенный лекторий, другие учебные и профориентационные мероприятия. В этом году их список пополнился стажировками — это совместный проект Дирекции общего образования и Лицея ВШЭ.
Смысл стажировки в том, что на две недели старшеклассники из партнерских школ становятся полноправными учениками лицея, поясняет сотрудник Дирекции общего образования ВШЭ Людмила Борисова. Выбрав одно из восьми направлений (юриспруденция, психология, дизайн, социально-экономическое направление и другие), они ходят на занятия вместе с лицеистами, слушают лекции в Высшей школе экономики, ездят на экскурсии, участвуют во внеурочных проектах. Разница в том, что преподаватели не спрашивают со стажеров так же строго, как с лицеистов: домашние задания для них необязательны, и даже если им ставят оценки, это не фиксируется в официальных бумагах.
Во время стажировки старшеклассники узнали больше о разных профессиях, которые можно получить в ВШЭ, о различных бакалаврских программах — для этого были предусмотрены «факультетские дни» (раз в неделю стажеры шли на занятия не в лицей, а на выбранный факультет Вышки). Кроме того, стажировка помогала развивать самостоятельность старшеклассников. «Учеба в лицее стала для них хорошим опытом адаптации в незнакомой среде», — говорит заместитель директора Лицея ВШЭ Рустам Байбурин.
Чтобы адаптация проходила легче, к каждому стажеру прикрепили двух кураторов из числа учеников лицея.
«Был объявлен набор волонтеров для сопровождения стажеров, — рассказывает ученица лицея Юлия Нижевенко. — Мы пришли на собрание, договорились, как все будет организовано, создали общий чат, чтобы всегда быть на связи. Со всеми стажерами нам удалось найти общий язык. Приятно, когда тебе доверяют». «Для нас это волонтерская работа, — поясняет Екатерина Степа, также ученица лицея, — и главной нашей задачей было показать лицей ученикам других школ. Также мы рассказывали о Вышке, об образовательных программах, которые здесь есть, и это было особенно интересно тем, кто еще не определился с будущей профессией».
Московские школы — участники проекта «распределенный лицей» - прислали на стажировку 25 учеников, еще 6 приехали из Красноярска. Они жили в хостеле на Маросейке, недалеко от лицея. Все стажеры равномерно распределились по восьми лицейским направлениям. В последний день занятий, 18 ноября, в актовом зале лицея они выступили с презентациями, подведя итоги стажировки и рассказав о выбранных профессиях. За редким исключением приоритетным вузом для поступления участники стажировки назвали Высшую школу экономики.
Следующая стажировка для учеников школ распределенного лицея пройдет с 13 по 25 марта 2017 года. О том, как подать заявку, можно узнать на сайте Дирекции общего образования ВШЭ. А на этой неделе Лицей ВШЭ принимает на стажировку команды классных руководителей и администраторов школ распределенного лицея. Еще одна стажировка для них состоится с 27 февраля по 4 марта 2017 года.
Захар Иванов, 10 класс, школа № 1279, гуманитарное направление
Первым уроком, на который я пришел в лицей, был русский язык. Зашел в класс, а там 17 девочек, мальчиков вообще нет. Неловко себя чувствовал, но потом влился в коллектив. Еще удивило непривычное расписание, к которому в первую неделю не мог привыкнуть. У нас в школе урок длится 45 минут, а здесь — полтора часа.
В лицее учатся интересные люди, приятно с ними общаться, не бывает такого, что хочешь поговорить, а тебе в ответ: «Отстань от меня!» Сориентироваться в лицее нам помогали кураторы — наши ровесники, хорошие ребята, настоящие работяги. И преподаватели здесь — просто класс! Мне особенно понравился Алексей Анатольевич Кубрик — он у нас вел литературу. Проходили «Обломова», и он «жонглировал» информацией, объяснял, в чем смысл халата главного героя, и разные непонятные фрагменты.
Наталья Рыскина, 11 класс, красноярская гимназия № 4, социально-экономическое направление
Я собираюсь поступать в московскую или питерскую Вышку на программу, связанную с экономикой или менеджментом. Но в моей гимназии экономику преподают только в курсе обществознания, отдельного предмета нет. На стажировке я впервые получила полное представление об этой науке, еще сильнее захотелось ею заниматься.
Учителя лицея искренне хотят дать знания, поделиться опытом — не бывает так, что просят написать конспект и сразу отпускают домой. Они работают не для себя, не просто ходят на работу и деньги за это получают, а реально дают знания и передают опыт.
В лицее много интересного, мы далеко не во всем успели поучаствовать — например, времени не хватило на социальные проекты. Зато ходили в Вышку на факультетские дни, которые обязательны в лицейской программе, — я была сначала на занятиях образовательной программы «Бизнес-информатика», а потом на факультете мировой экономики и мировой политики.
Илья Пашков, 10 класс, школа № 2095 «Покровский квартал», направление «Востоковедение»
Моя цель — поступить в Вышку, на бакалаврскую программу «Востоковедение». Моя учеба в «Покровском квартале», стажировка в лицее — шаги к этой цели.
В нашей школе все, кто хотел попасть на стажировку, проходили конкурс — нужно было рассказать о себе, о том, зачем нужна стажировка. Решение, кого направить, принимал ученический совет.
Нагрузка здесь больше, чем в моей школе, есть дополнительные курсы по истории и литературе Востока, много факультативов и других необязательных занятий. Тут можно проводить 24 часа в сутки, ходить в Вышку на лекции, ездить на экскурсии. Мы, например, ездили в офис компании «Киви» - там нам прочитали несколько лекций, было интересно посмотреть, как работает компания. Система оценивания в лицее шестибалльная, и, как оказалось, не все лицеисты — отличники. На уроках отвечают по-разному, и оценка зависит от того, насколько человек подготовился, могут и ноль поставить.
Марина Деревянко, 10 класс, школа № 2107, направление «Юриспруденция»
В лицее погружаешься в атмосферу, когда получение знаний — это удовольствие. Не бывает такого, что предмет долгое время не преподается, потому что учителя нет, или учителю его работа безразлична.
Здесь делают все возможное, чтобы ученикам было интересно, учителя придумывают оригинальные формы работы. Например, на английском языке нас разделили на две группы, и одна группа должна была придумать какой-нибудь проект (мы придумали клуб для дружеского общения) и рассказать о нем, отвечая на вопросы другой группы.
Меня и раньше интересовала юриспруденция, и на стажировке я окончательно поняла, что заниматься ею стоит. Оба «факультетских дня» я провела на факультете права — нам читали лекции об уголовном и трудовом праве. Склоняюсь к поступлению в Вышку, но понимаю, что конкуренция будет сумасшедшая, надо работать и еще раз работать.
Байбурин Рустам Фаильевич
Заместитель директора Лицея ВШЭ
Борисова Людмила Александровна
Менеджер Дирекции общего образования
Кубрик Алексей Анатольевич
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ