• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Ни в коем случае нельзя понимать ТОК как часть какой-либо предметной области

29 сентября для преподавателей школ Распределенного лицея НИУ ВШЭ, желающих расширить свой профессиональный опыт, состоялся семинар «Теория познания как предмет и антипредмет в структуре образовательного процесса». Организаторы мероприятия – Лицей НИУ ВШЭ и Дирекция общего образования НИУ ВШЭ.

Занятие было рассчитано на предварительное знакомство слушателей с основными целями и задачами курса «Теория познания» (Theory of Knowledge, ТОК), а также педагогическими приемами при проведении уроков ТОК. Семинар вел методист, заведующий кафедрой теории познания лицея Александр Гиринский. Из его выступления мы собрали основные тезисы о том, что представляет собой курс теории познания и зачем он нужен школьникам.

Александр Гиринский, заведующий кафедрой теории познания лицея

Сама идея введения этого предмета заимствована из системы международного бакалавриата IB, где этот курс призван помочь студентам при написании исследовательской дипломной работы. Однако в лицее она претерпела некоторые изменения: у нас разнообразнее формы и типы оценивания, тогда как в IB это только итоговый проект, и гораздо шире мировоззренческие задачи курса.

Основная черта курса теории познания – интегративность, он не ориентирован ни на одну предметную область в отдельности, и в этом заключается его специфика. Мы не можем сказать, что теория познания  – это философия, потому что философия – тоже предметная область. Я всегда предупреждаю ребят, что на уроке ТОК они будут испытывать дискомфорт  от того, что здесь им в любой момент могут понадобиться знания из любой дисциплины. И это неудобство не только для ученика, но в первую очередь – для преподавателя этого курса. В любой момент он может спровоцировать ученика, исходя из его интереса, проблемами из разных предметных областей.

ТОК проблематизирует «познание» как целостный процесс. Основная задача здесь – преодолеть разделение, которое не явно, но всегда присутствует: есть школьные предметы, и каждый из них – это что-то отдельное. Наша основная цель – объединить эти предметы на какой-то более широкой, концептуальной основе, но для начала ее нужно выстроить, причем не догматично, а делать это вместе с учеником. Именно ученик и его проактивная позиция в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом, по которому работает лицей, ставятся в центр образовательного процесса, следовательно, основной формой коммуникации становится диалог. Педагог больше не является конечным источником знаний – он в первую очередь сопровождающий, тот, кто организует работу, выстраивает некоторые проблемные, провоцирующие на познание, поиск информации инструменты, но никогда не выступает конечным источником информации.

ФГОС содержит требования к метапредметным результатам, при этом очень часто под метапредметностью понимается многопредметность. Однако между этими понятиями существует принципиальное различие. Многопредметность – это хорошее знание нескольких предметов или достаточное обладание навыками из нескольких предметов, используемое учениками для решения какой-либо задачи. В этой ситуации никакая метапредметность еще не возникает, потому что метапредметность (и мы пытаемся заложить это в курс ТОК) – это особый навык, непредметный способ постановки проблем. Для нас принципиально, что метапредметность не получается путем механического сложения некоторых навыков, она возникает как особый специфический навык, и его тренировка во многом является задачей курса ТОК.

ТОК предполагает поиск ответа на вопросы, по которым не существует однозначных и очевидных решений. Очень часто случается ситуации, когда в первые два месяца с начала курса ТОК ребята жалуются, что преподаватель задает им вопросы, на который сам не знает ответа – так не правильно. Но в этом и заключается процесс совместного мышления. Преподаватель сам идет иногда за учеником и двигается в том же русле, он не обязательно знает ответ на вопрос и просто хочет вместе подумать.

Курс теории познания в первую очередь наиболее комфортно вести тем преподавателям, которые озадачены не собственно предметом, а методологией, вопросами о том, как этот предмет возникает, как он формируется.

Мы стремимся к тому, чтобы курс ТОК играл роль «связки» между различными элементами учебного плана, между урочными и внеурочными формами, предметными и «непредметными» видами деятельности. Идеальная ситуация, когда ребята приходят на ТОК с какой-то проблемой, которую они вынесли из предмета, и хотят поставить ее в новом ракурсе, а преподаватель теории познания помогает им в этом, и, соответственно, наоборот, когда преподаватели-предметники приходят на уроки ТОК.

Очень важная задача курса для меня лично – научить детей принимать мир таким, какой он есть, хотеть в нем жить. Часто у ребят встречается позиция, что то, что есть – нам навязали, нами управляют и т.д., и в философии разработан целый арсенал критических аргументов. Мы не читаем авторов с такими установками – нам принципиальна установка «нужно жить в мире, который существует». Если ты хочешь изменить его, начни с себя, с того дела, которым ты занимаешься, полюби жизнь и дело, к которому хочешь относиться качественно, и тогда добьешься успеха. Критикуя все подряд, ты никогда успеха  не добьешься.

На наш взгляд, ТОК должен быть частью общей ценностной системы подхода к образованию, которая есть в школе. Если теория познания – «фишка», существующая в единственном роде, курс не пойдет, он будет смотреться заезжим иностранным гостем, который говорит на непонятном языке, и соберет на себя весь негатив ребят.