• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Время выбирать: у десятиклассников двух направлений завершился этап "карусели" факультетского дня

20 октября студенты Факультета социальных наук Вышки приехали к лицеистам на Лялин переулок, чтобы провести с ними фокус-группы и выяснить их мнение о том, насколько эффективным был этап «карусели» факультетского дня. В опросе участвовали ребята с направлений «Экономика и социальные науки», а также «Математика, информатика и инженерия».

По мнению организаторов данного мероприятия, этот день является важным для лицея, поскольку подтверждает один из его слоганов: «Лицей в ВШЭ, а ВШЭ в лицее!». Студенты (кстати некоторые из них бывшие ученики) и лицеисты очень содержательно и конструктивно взаимодействуют друг с другом во время подобных встреч.

Проведение исследования, с одной стороны – это помощь администрации лицея в оценке всех плюсов и минусов в организации и в содержании «карусели» факультетского дня, с тем чтобы при необходимости внести какие-либо корректировки, с другой – это возможность для студентов попрактиковать свои модераторские навыки, а также на деле изучить методику фокус-групп.

Факультетский день – одна из «фишек» лицея Вышки. С этого учебного года раз в неделю учащиеся 10-ых классов занимаются на факультете университета. При этом, если у лицеистов с направлений, ориентированных на одну образовательную программу Вышки  (например, юриспруденция), эти занятия начались уже в сентябре, то лицеисты с направлений, сотрудничающих с большим количеством образовательных программ (в их числе и «соцэк», и «математика и информатика»), пока только знакомились с программами. По итогам «карусели» им нужно будет выбрать одну из них, в рамках которой учащиеся будут изучать несколько профильных дисциплин.

«Я бы назвала то, что у нас сегодня проходит, «днем самоопределения». Мне это мероприятие кажется замечательным, потому что направлено на решение нескольких задач: поддержать «фишку» лицея о самоопределении, самовыборе у ребенка и получить от учащихся реакцию на происходящее на факультетском дне», – говорит руководитель направления «Экономика и социальные науки» Марина Оганесян.

На факультетском дне лицеисты могут получить дополнительный материал для подготовки к олимпиадам, кроме того, в рамки этих занятий выведена исследовательская деятельность учащихся.

«В этой связи мы стараемся делать все, чтобы сформировать позитивное отношение у учеников к факультетскому дню», – отмечает Марина Оганесян.

«Факультетский день вносит дополнительный драйв в лицейскую жизнь, – рассказывает руководитель направления «Математика, информатика и инженерия» Ростислав Яворский. – Мы сотрудничаем с четырьмя факультетами - МИЭМ, ФКН, Математический и Бизнес-информатики. За пять недель учащиеся с моего направления побывали на каждом из них, познакомились с преподавателями, лучше узнали про специальности.  На каждом из факультетов по-своему интересно, есть своя специфика и свои звёзды». При этом кто-то из ребят еще до этого определился с выбором образовательной программы – всю необходимую информацию уже изучил в интернете, либо узнал от знакомых – студентов Вышки.

Не обходится факультетский день и без трудностей. В основном они носят организационный характер: например, есть очень маленькие по размеру факультеты, которые могут принять лишь небольшие группы учащихся, а есть, наоборот, огромные, рассчитанные на большое количество людей.

Еще одна организационная особенность «карусели» – невозможность сделать одинаковую программу для всех групп лицеистов, то есть в ряде случаев перед одной группой выступают одни преподаватели, перед другой  – другие.

Этот момент отметили и сами учащиеся, когда делились со студентами своими впечатлениями о «карусели».

Вообще же мнения лицеистов были очень разными: кто-то хотел услышать на факультетском дне о программе занятий, кто-то – больше узнать о факультете, о том, кем они смогут работать по окончании учебы в университете. Чьи-то ожидания оправдались, чьи-то – нет, кому-то из лицеистов этап «карусели» помог определиться с выбором, кому-то показалось, что одной встречи для знакомства с образовательными программами мало. Были и такие лицеисты, кому работа в фокус-группах, вопросы студентов, рефлексия, ставшая возможной благодаря этому мероприятию, помогли определиться с выбором.

Мероприятие было полезным для ребят и студентов, полагают сами студенты. Они получили опыт в работе над социологическим исследованием, имеющим прикладное значение.

«Я думаю, что сегодняшняя встреча с ребятами будет очень полезна  для будущих лицеистов, которым только предстоит эта «карусель» в следующем году, так как цель мероприятия – собрать информацию о факультетском дне, и на ее основе совершенствовать организацию процесса.

Кроме того, ребятам  было полезно такое теплое, непосредственное общение со студентами – мы можем поделиться с ними своим ценным опытом, например, опытом участия  в олимпиадах. Некоторые лицеисты не знают обо всех возможностях, которые дают победы в олимпиадах, боятся в них участвовать. Если они начнут пробовать это делать в 10-м классе, будет здорово», – говорит студент 1-го курса образовательной программы «Социология» Иван Михненков.

«Это мой первый опыт участия в такой работе. Мне очень повезло, потому что в моей группе были очень мотивированные, очень, я не побоюсь этого слова, одаренные ребята.  Они понимали, о чем их спрашивают, не искажали  вопросов, принимали активное участие в обсуждении. Для меня этот опыт был интересен тем, что я впервые на практике смогла почувствовать, что такое социология, зачем она нужна. Это что-то, что применимо, что полезно в жизни, что не является мертвым знанием – оно живое.

Я надеюсь, что наши данные будут приняты во внимание при организации «карусели» в последующие годы. Есть шероховатости – то, что не нравится лицеистам, и если лицей хочет улучшать свои позиции в рейтингах и в целом, то, конечно, им стоит прислушаться к мнению учеников, а его мы и старались выявить сегодня», – делится впечатлениями студентка 1-го курса образовательной программы «Социология» София Ткаченко.

Пока возможности перехода на другую образовательную программу в рамках факультетских дней в лицее не предусмотрено, поэтому важно, чтобы выбор ребят был осознанным.

«Самоопределение тоже имеет свои границы. Некоторые дети демонстрируют бесконечные переходы – это уже не самоопределение, а гуляние по переходам. В результате, на выходе ребенок так и не понимает, что он хочет и что он должен быть ответственным. Исходя из этого, я думаю, что переходы в рамках факультетского дня могут быть ограничены – это может быть «жесткая история», – считает Марина Оганесян.

Работа по сбору обратной связи о факультетских днях на проведении фокус-групп с лицеистами не заканчивается. Студенты проведут интервью также с преподавателями факультетов, чтобы получить целостную картину происходящего. Кроме того, запланирован еще один этап сбора информации – в середине основного периода факультетских дней, весной 2017 года.

Фото: Казаковцева Анна