Лицей НИУ ВШЭ: школы учат жизни в обществе, которого нет
В марте начнется досрочный период сдачи ЕГЭ. О плюсах и минусах экзамена, а также о нововведениях в системе образования Рамблер.Семье рассказывает руководитель одной из 300 лучших школ Москвы.
Старшеклассники допоздна засиживаются за учебниками - готовятся к досрочному периоду сдачи единого государственного экзамена, который начнется в первый весенний месяц. Как сами педагоги оценивают ЕГЭ, что думают по поводу образовательной реформы и какое будущее пророчат выпускникам? С этими вопросами редакция портала Рамблер.Семья обратилась к директорам московских школ, гимназий и лицеев, попавших в 2015 году в список 300 лучших образовательных учреждений страны.
Наш сегодняшний эксперт — Наталия Любомирская, научный руководитель Лицея НИУ ВШЭ, который начал работу в 2013 году. Наталия Вениаминовна стояла у истоков - выполняла обязанности директора нового образовательного учреждения. В первом наборе лицея было чуть больше 50 десятиклассников, а теперь здесь обучаются более 1100 юношей и девушек.
Наталия Вениаминовна, как давно Вы в системе образования?
С 1990-го года. Мой пример не является классическим, так как до того, как начала работать в сфере образования (и несколько лет спустя), я совмещала педагогическую деятельность с академической наукой. Я — ученый, и это накладывает отпечаток на мою педагогическую деятельность.
Что позволило Вашему лицею занять почетное место в рейтинге лучших? По каким критериям родители могут распознать школу с качественной системой образования и квалифицированными педагогами?
Место в рейтинге — результат старания наших учащихся. Это первые выпускники лицея, и мы ими гордимся. Первый набор был особенным, к нам пришли ребята, которые очень хотели учиться в новом образовательном учреждении. Их родители были готовы рискнуть и отдать детей в только что созданный лицей, значит, они прислушивались к мнению ребят.
Наша заслуга в том, что мы относимся к подросткам как ко взрослым, а именно — с уважением и готовностью к ним прислушиваться. Кроме того, отличительной особенностью лицея является то, что подавляющее большинство его преподавателей и учащиеся находятся не в традиционной школьной, а в академической среде.
Лицей НИУ ВШЭ стал известен благодаря «сарафанному радио», это лучшая реклама. Однако не всякому родителю и ученику подходят наши стандарты. Прежде чем перевести свое чадо в новую школу, родителям следует выяснить, чем она сильна, исследовать сайт учреждения, побывать на Дне открытых дверей (мы, например, проводим их ежегодно) и посмотреть на педагогов.
Ощущаете ли Вы последствия образовательной реформы? Согласно летнему опросу, более 70% россиян считают, что школьные реформы прошли мимо учреждений, в которых учатся их дети.
Наш лицей — инновационный проект департамента образования Москвы — стал результатом такой реформы. Мы — первопроходцы, которые планируют нарабатывать опыт для его последующего тиражирования.
Отмечу положительный эффект образовательной реформы — предоставление возможности для развития разных учебных организаций. Но наличие возможностей не означает готовности меняться — как в мотивационном плане, так и в плане наличия соответствующих инструментов развития.
Если всего 70% россиян считают, что школьные реформы прошли мимо учреждений, в которых учатся их дети, то это даже лучше, чем я могла бы ожидать. Дело в том, что образование по своей сути было консервативным на протяжении нескольких веков. Да и сейчас мы все время слышим о том, что надо вернуть мощь былой советской школы. Однако технологии так быстро развиваются, так стремительно появляются новые профессии, что сегодня никто точно не скажет, какие именно знания понадобятся юноше или девушке, когда они закончат школу.
Мир стал настолько динамичным, что перед образованием теперь стоит задача подготовки молодых людей к жизни в обществе, которого еще нет. Именно поэтому на первый план выходят универсальные навыки, такие, как работа с информацией, самоорганизация, умение управлять своим временем, работать в команде, осваивать разные социальные роли.
Сейчас много критики в адрес ЕГЭ. Противники системы утверждают, что детей стали «дрессировать», а не учить, поэтому они хорошо решают тесты, но не получают знаний. Что Вы думаете по этому поводу?
Все зависит от позиции образовательной организации и педагогов. Лицей НИУ ВШЭ, например, перед собой ставит более амбициозные задачи, чем успех на ЕГЭ и поступление в вуз. Хотим, чтобы наши выпускники были успешными студентами и не испытывали тех трудностей, с которыми неизбежно сталкиваются выпускники других школ.
Перед тем, как разрабатывать образовательную программу, мы провели серию встреч с преподавателями университета и выяснили, чего не хватает первокурсникам. Как оказалось, речь идет не о каких-то конкретных знаниях, а о тех самых универсальных умениях и навыках, которые востребованы в любой профессии.
Что касается «дрессуры», то она была и раньше. Помню, как мы заучивали «топики» перед сдачей экзамена по английскому языку, тогда весь класс имел одинаковую семью для топика «My family». До сих пор в анекдотах звучит: «London is the capital of Great Britain».
Как Вы относитесь к нововведению — ЕГЭ для младшеклассников? Целесообразно ли появление такого экзамена, если ЕГЭ для выпускников по сей день вызывает массу недовольства у педагогов, родителей и самих школьников?
О целесообразности можно говорить, только зная цели такого нововведения. Когда вводился единый государственный экзамен, то причины были вполне понятны: государственный мониторинг качества среднего образования и доступности высшего образования. Эти две цели абсолютно оправдывают введение ЕГЭ.
Недовольство ЕГЭ обусловлено качеством контрольно-измерительных материалов. Но в этом отношении по мере накопления опыта растет и мастерство тех, кто составляет КИМы. Думаю, что в первую очередь нужно избавиться от тотального мошенничества, когда и родители, и педагоги оправдывают списывание на экзаменах, не понимая, что таким образом сами растят мошенников, а потом удивляются, почему у нас так много коррупции и неквалифицированных профессионалов.
Предполагается, что в скором времени учителя также будут сдавать ЕГЭ. Позволит ли это улучшить качество образования? Как Вы оцениваете профподготовку современных педагогов?
Образование учителей тоже надо реформировать. Не думаю, что ЕГЭ для учителей этому поможет. В первую очередь нужно поднимать престиж этой профессии как моральными, так и материальными средствами. Современный учитель должен уметь учиться, он — эксперт в учебной деятельности, а не всезнайка, не стремящийся к совершенствованию.
Хороший учитель может сам разрабатывать проекты, владеть современными образовательными технологиями и готов постоянно открывать и осваивать новые. При этом он не жаждет власти над детьми, а является их сотрудником.
Минобрнауки вводит в средней школе новый образовательный стандарт, с 2020-го аналогичные нововведения планируются в старшей школе. Как думаете, какие последствия повлекут эти изменения?
Наш лицей с момента основания работает по новому стандарту старшей школы. Этот стандарт соответствует современным требованиям, которые общество предъявляет к образованию, и нацелен на развитие именно тех навыков, которые были перечислены выше. В современной жизни нет задач с единственно правильным ответом. Всегда присутствуют альтернативные варианты. Умение взвесить все за и против, понимание рисков и готовность нести ответственность за принятое решение — вот, что действительно важно.
Новый стандарт образования, в отличие от старого, позволяет формировать эти качества. К сожалению, большинство школ и педагогов не готовы к такой кардинальной перемене. Так что, боюсь, в большинстве случаев мало что изменится — по крайней мере, в 2020 году.
Школы идут в ногу со временем, постоянно корректируются образовательные программы. Так, в числе изучаемых предметов могут появиться «основы земледелия», уроки по чтению газет, по ЖКХ. В некоторых школах уже учат делать безопасные селфи. Как Вы относитесь к подобным инициативам? Нужны ли детям эти предметы?
Введение любого предмета в школьную программу должно оправдываться теми целями, которые не могут быть достигнуты без изучения этого предмета. Например, в нашем лицее введен обязательный для всех курс «Теория познания». Основная задача курса — развитие критического мышления, которое позволяет рассматривать альтернативы. Думаю, что навык критического мышления скорее спасет от глупости, чем разговор на тему того, что делать селфи на краю пропасти опасно.
Как Вы считаете, не пострадает ли качество образования после того, как школы перейдут на односменный режим работы?
Ни в одной цивилизованной стране не встанет вопрос: «Что лучше: учиться в одну смену или в две?» Более одной смены в школе — результат несовершенства системы, а не желания повысить качество образования.
А как Вы относитесь к модульной системе школьных каникул?
Думаю, что в каждой конкретной образовательной организации школьный календарь должен составляться с учетом специфики учреждения, исходя из интересов детей, а не производств или потребностей экономики.
Образование в средней школе стало частично платным. Как, на Ваш взгляд, это сказывается на успеваемости класса в целом, не приводит ли к социальному расслоению в детском коллективе?
Бесплатного образования нет. Вопрос лишь в том, кто за него платит. В нашем лицее финансирование — за счет государства. Когда на начальных этапах денег не хватало, нас содержал университет за счет средств от приносящей доход деятельности.
Если школа предлагает дополнительные платные услуги, то родители вправе выбирать, получать их или нет.
Наши читатели жалуются на то, что некоторые учителя намеренно ставят детям плохие оценки и настоятельно рекомендуют им заниматься дополнительно, оплачивая данные услуги. Действительно ли в школах наблюдается подобное?
Много зависит от того, как образовательная организация относится к своей репутации. Я работала в двух частных и в двух государственных школах. И в каждой администрация строго следила за тем, чтобы учителя не занимались репетиторством со своими учениками, ибо школы дорожили репутацией.
Конечно, всегда можно найти способы обойти официальные запреты, но общая атмосфера в организации, уровень зарплаты и возможность подработать за счет дополнительных платных услуг, а также стремление учителей работать именно в этой школе сводят на нет проблему фактического «вымогательства».
Некоторые родители считают, что учителя обижают их детей, притесняют, дают необъективную оценку их возможностей. Мамы и папы подают жалобы в РОНО, и подобная ситуация наверняка не может не давить на учителей. Это нередко приводит к тому, что педагоги отказываются давать реальную оценку детям, не выдают родителям рекомендаций. А как складывается общение родителей и учителей в лицее НИУ ВШЭ?
С первого дня в лицее НИУ ВШЭ одним из принципов работы является установка на взросление учеников. Соответственно, мы сразу предупреждаем родителей, что помимо общего информирования через электронный журнал и сайт лицея мы к ним обращаться не будем. Вернее, обращение к родителям возможно в случае форс-мажора.
Мы точно знаем, что обращение с подростками как со взрослыми способствует их развитию. «Взаимоуважение и сотрудничество независимо от возраста и статуса» — суть взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в нашем лицее. Мы открыты для любых переговоров на основе этого принципа, но никто у нас не бывает a priori «всегда прав».
Как Вы оцениваете образовательные перспективы сегодняшних первоклашек?
У них гораздо больше шансов получить высшее образование, чем у нынешних выпускников школ. Причем этим ребятам не обязательно будет поступать в вуз. Их возможности будут значительно расширены за счет мобильного обучения, которое позволит любому человеку, не уезжая из своего родного города, обучаться в ведущих вузах страны.
Действительно ли имеет смысл говорить о новом поколении Z? Если да, то каковы его основные черты?
Нынешнее поколение — это интернет-поколение. Его представители легко образуют новые связи на основе общности интересов, самостоятельно расширяют область своих знаний, более свободно выражают себя и не терпят менторского отношения. Сегодня учитель не является стопроцентным авторитетом для учеников. Это создает дополнительные трудности для педагогов.
На что бы Вы порекомендовали обращать особое внимание в воспитании современной молодежи?
Родителям я бы посоветовала любить детей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть; относиться к детям не как к своему проекту, а как к личности; учитывать возрастные особенности. Постарайтесь быть ближе к своим детям, разделяйте их интересы, чтобы вам всегда было о чем поговорить. Я в свое время интересовалась гонками «Формула-1»: сначала потому, что у меня двое сыновей, а потом действительно увлеклась.
Школа играет важную роль в жизни каждого человека — участвует в социализации, развивает личностные качества и предоставляет возможность получить предметные и метапредметные знания и навыки. Как Вы думаете, что из всего этого является самым главным? В каком направлении будет дальше развиваться система образования?
Перечисленные процессы — это те четыре столпа, на которых базируется современное образование. В 1996 году Жак Делор, возглавлявший комиссию ЮНЕСКО по образованию, представил доклад, в котором сформулировал основополагающие принципы образования в XXI веке. Образование на протяжении всей жизни основывается на четырех столпах:
- учиться познавать (Learning to know)
- учиться делать (Learning to do),
- учиться быть (Learning to be)
- учиться жить вместе (Learning to live together)
Любой класс — это сообщество, в котором происходит социализация и связанное с ней развитие личностных качеств. Вопрос лишь в том, существует ли в школе система воспитания и социализации, в которой одним из ключевых звеньев являются учителя. То же касается и когнитивной сферы. Метапредметные умения и навыки не существуют отдельно от предметов. Это те ключевые умения и навыки, которые объединяют все предметы. Владение ими формирует компетентность, способность привлечь знания из разных областей для решения конкретных ситуационных задач.
Беседовала Алина Васнецова