• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: «В лицее учится будущее ядро профессиональной элиты»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в онлайн-интервью с читателями портала gazeta.ru. В том числе, он ответил на вопрос о развитии лицея и планах на ближайший учебный год. 

 

— Мы до 30 мая включительно продолжаем запись в лицей. Мы в этом году можем взять до 700 человек. Потому что мы получили от Москвы еще два здания, и у нас есть возможность развернуть лицей в том формате, в котором мы с Собяниным договаривались. 700 человек — это, по-моему, 25–30 классов, хотя классов у нас, как вы знаете, нет, у нас группы. 

В лицее есть шесть направлений, мы пока сохраняем эти шесть направлений. Это социально-экономическое, право, гуманитарное, математика, информационные технологии, востоковедение и дизайн. Понятно, почему выделяются востоковедение и дизайн. Чем раньше ты начнешь набивать руку или развивать знание языка, тем лучше. А вот все остальные — они, как видите, межпредметные. Эти направления не соответствуют определенному департаменту или факультету. Они позволяют ребенку, который гуманитарно настроен (понятно, что его конек не математика, не анализ), у него интуитивное, образное мышление, он может пойти и посмотреть, пройти через ряд гуманитарных наук: философию, лингвистику, филологию, литературоведение, историю и так далее. Посмотреть, что для него лучше. Где он себя лучше находит. То же самое в социально-экономическом треке — человек может мигрировать с экономики на право или на менеджмент.

Образование — это процесс, качество которого зависит от коллектива учащихся в той же мере, а может быть, и в большей мере, чем от коллектива преподавателей

Вообще, в лицее много смыслов. У нас собственный интерес к лицею. Зачем мы его задумали и Москве предложили? Мы хотим создать ядро людей, которые уже полюбили ту науку, которой они пришли заниматься. Создать в каждой образовательной программе Вышки ядро заинтересованных будущих студентов. У нас на праве, на экономике, на математике нет проблем с такими студентами. Но даже на социологии, одном из самых карьерно раскручиваемых направлений, и даже на менеджменте замотивированных людей очень мало. Потому что люди просто не имеют представления, чем социологи занимаются, или чем занимаются логисты. Вот попробовать на себя профессиональную роль, повыбирать, мне кажется, что это одна из важных функций лицея. 

Но есть другая функция, не менее важная. Мы собираем очень талантливых детей. Они лидеры, они «звезды» в своих школах. И тут они оказываются среди таких же. То есть возникает колоссальный синергетический эффект. Получается совершенно другое качество образования. Образование, замешанное на массе коллективных проектов, взаимодействии между школьниками. То есть лицей доказывает своими результатами, что функция образования — функция коллективная. 

Некоторые считают: вот мы наймем дочке, сыну лучших репетиторов, вот он... сразу всего добьется. Люди совершают дикую ошибку. Потому что человек учится в коллективе. Он потом работать, жить будет в коллективе. И никто для него эксклюзивную работу, подлаженную под него, если это не царь, искать не будет. И у царя много других неприятных обязанностей. Вот то, что образование — это процесс, качество которого зависит от коллектива учащихся в той же мере, а может быть, и в большей мере, чем от коллектива преподавателей, от качества преподавателей, мне кажется, что как раз лицей, как и другие топовые школы, это доказывает. Вы можете почитать, что пишут в интервью сами лицеисты, как они оценивают, что для них самое главное. Новая среда, где они могут, во-первых, выбирать; во-вторых, они сталкиваются с замечательными людьми, которые их самих подзаводят. То есть вот такой гумус для будущего ядра наших студентов и ядра профессиональных элит в какой-то степени.