• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Как будут учить старшеклассников в 2020?

«Новый ФГОС — это смещение образовательной парадигмы, переход от „знаю, что...“ к „знаю, как...“, от знаний — к умениям», — директор Лицея ВШЭ Наталья Любомирская рассказала, как будут учиться старшеклассники через 5–10 лет (Edutainme, 25.12.2014)

Лицей НИУ ВШЭ — первая школа, где работают образовательные стандарты для старших классов, которые станут обязательными только к 2020 году. ФГОС подразумевает работу по индивидуальным учебным планам, критериальное оценивание и совершенно новый подход к целям среднего образования.

Один из вызовов современным школам, по мнению Любомирской «связан с революцией в области технологий, которая не может не влиять на образование, — по значимости она сравнима с революцией, вызванной изобретением печатного станка. Компьютеры сделали знание общедоступным, и сегодняшние дети — цифровые аборигены: они родились в обществе, где большую роль играет „цифра“. А поколение учителей — иммигранты в этом мире, но им все же приходится осваивать его законы». Чтобы изменить такое распределение, необходимо переосмыслить роль учителя, который теперь скорее является профессиональным навигатором, нежели единственным источником знаний.

Одни из самых важных нововведений — индивидуальные учебные планы (ученики сами выбирают уровень сложности обязательных и тематику факультативных курсов) и проектная деятельность (теперь курсовые и исследовательские проекты начнут писать уже в старших классах). Изменится и система оценивания: «Учитель не ставит отметки, а делает пометки в сданной работе — с чем согласен, чего там не хватает и так далее. Затем он предлагает ребенку таблицу с критериями оценивания, на основании которой можно вывести отметку за работу, и ребенок делает это сам, споря с учителем, обсуждая каждое замечание и доказывая свою правоту». Это позволяет преодолеть провалы мотивации школьников, считающих, что их оценили субъективно и предвзято. Когда есть чёткие критерии, понятно, что исправлять и куда стремиться.