• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицей не «натаскивает на ЕГЭ», а готовит к получению высшего образования

27 ноября для финалистов всероссийского конкурса «Директор школы — 2014» была организована встреча с администрацией лицея ВШЭ. Речь шла, в частности, об особенностях работы лицея и о сотрудничестве Вышки с московскими школами.

27 ноября для финалистов всероссийского конкурса «Директор школы — 2014» была организована встреча с администрацией лицея ВШЭ. Речь шла, в частности, об особенностях работы лицея и о сотрудничестве Вышки с московскими школами.

«Директор школы» — это конкурс, в котором могут принять участие руководители общеобразовательных организаций, добившиеся за последние пять лет значимых результатов в работе. Конкурс состоит из заочного и очного тура (очный проводится в Москве в конце ноября), жюри возглавляет профессор Института образования ВШЭ Константин Ушаков. В этом году в конкурсе участвовали 440 человек, финалистами стали 30 человек, среди них представители самых разных регионов: Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Кемеровской области, Красноярского края и других.

История лицея ВШЭ началась полтора года назад, когда Департамент образования Москвы предложил федеральным вузам открывать школы старшей ступени. Вышка поддержала эту идею, чтобы повысить качество подготовки своих абитуриентов, рассказала директор лицея Наталия Любомирская. Подготовка школьников, даже успешно сдавших ЕГЭ и победивших в олимпиадах, часто оставляет желать лучшего, поэтому в первый год обучения Вышка вынуждена отчислять около 20% студентов. Лицей ВШЭ готовит ребят не к ЕГЭ, а к получению высшего образования. На вопрос одного из участников встречи, какая доля отчисленных с первого курса выпускников лицея будет считаться допустимой, Наталия Любомирская ответила: «Нас устроит цифра «ноль». Для всех выпускников лицея учеба в Вышке должна быть посильной, и это наша целевая установка».

Обычно после недели пробных занятий директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного

Еще один вопрос, который интересовал участников встречи, — организация «распределенного лицея», то есть сотрудничество со школами, где отдельные классы работают по программам Лицея ВШЭ. Любомирская пояснила, что лицей предоставляет школам, входящим в «распределенный лицей», не только программы по профильным предметам, но и преподавателей, если в них есть необходимость, причем в роли преподавателей могут выступать и аспиранты. Были случаи, когда директора школ возражали против сотрудничества с аспирантами, требуя «настоящего преподавателя Высшей школы экономики». Но обычно после недели пробных занятий такой директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного. По словам Наталии Любомирской, особенно востребованы в московских школах аспиранты факультета философии — они, в частности, преподают теорию познания, которая согласно лицейской программе является обязательной для учеников почти всех направлений, так как развивает критическое мышление.

Финалисты конкурса «Директор школы» также спрашивали о доступности образования в Лицее ВШЭ для детей из регионов — в частности, не планируется ли открывать интернат. Наталия Любомирская пояснила, что открытия интерната в планах нет, но есть идея постепенного распространения «распределенного лицея» на регионы. Однако для этого нужно создать систему электронных образовательных ресурсов. Несмотря на обилие таких ресурсов, единой системы, материалы которой выверены не только содержательно, но и методически, в России пока нет.

Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ