• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

1 сентября в лицее отметили квестом и игрой «Что? Где? Когда?»

В лицее начался второй учебный год — здесь будут учиться 400 десятиклассников и 58 одиннадцатиклассников. 1 сентября к лицеистам пришел ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Школьники устроили ректору настоящий «брифинг», а после этого «бывалые» 11-классники организовали для «новобранцев» познавательно-развлекательный марафон.

О науке, рынке труда и свободе

Новый учебный год в лицее открыл ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он объяснил, зачем университету нужен лицей. Во-первых, вуз заинтересован в студентах, которые не просто хотят учиться в Вышке, но уже знают, чем именно хотят заниматься. В лицее школьникам предлагают большой объем специализированных курсов по шести образовательным направлениям (социально-экономическое, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн, математика и информатика), благодаря которым они смогут более осознано подходить к выбору вузовского направления обучения.

Во-вторых, в лицее можно изучить то, на что в университете не хватает времени, например, историю различных дисциплин. «Это делает обучение живым, заставляет понимать, что научное знание формируется из цепочки гипотез и их опровержений. Знание истории предмета позволяет чувствовать ткань науки, быть не только специалистом, но и интеллигентом — человеком, обладающим большим необязательным знанием», — рассказал Кузьминов лицеистам.

На линейке также присутствовал первый заместитель председателя Правления Сбербанка России Лев Хасис. Он высказал уверенность, что в лицее ВШЭ ребята получат знания, которые будут востребованы в различных организациях и компаниях, в том числе и в Сбербанке. «То, чему вас будут учить здесь, очень нужно Сбербанку: у нас огромный спрос на математиков, ИТ-специалистов, экономистов, пиарщиков, востоковедов. Возможно, сегодня среди вас есть и будущий ректор ВШЭ, и будущий президент Сбербанка, и будущий президент России», — сказал Хасис.

А заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов обратился к лицеистам с такими словами: «Очень вас прошу, во-первых, не зубрить, а понимать, что вам говорят. Во-вторых, советую вам серьезно и основательно подходить к изучению иностранных языков. Немецкий философ Людвиг Витгенштейн говорил, что границы нашего языка определяют границы познания мира. А в остальном будьте свободными, трактуя свободу как freedom — свободу выбора, а не как liberty — свободу от ограничений».

Плюшевые вороны и средство от хандры

Затем по сценарию шел «брифинг с Кузьминовым» (это была идея школьников). Очередность определялась так: ректор ВШЭ кидал ребятам плюшевых ворон (ворона — символ Вышки), а поймавший птицу ему задавал любой вопрос. Кузьминова спрашивали про самую важную науку (ответ: философия), самый приятный момент в жизни (предвкушение того, когда можно лечь на диван с книгой), лучший способ избавиться от хандры (пятикилометровая пробежка).

Одна из лицеисток спросила, какое качество в людях Ярослав Иванович считает самым ужасным. Он ответил: отсутствие сочувствия к другим людям. По его мнению, у российских школьников и студентов сочувствие есть, но оно приобрело неправильные формы. «У нас принято давать списывать, благодаря этому мы ничему не учимся, зато ловко всех обманываем, и в том числе себя. Противоположность — англосаксонская модель, когда вам не дадут списать, еще и сообщат о том, что вы списываете. И  то, и другое мне не нравится. Надо думать друг о друге не как о конкурентах или сообщниках, а помогать человеку освоить то, что у него не получается».

Тему списывания поддержала директор лицея Наталия Любомирская. «Вы бы хотели лечиться у врача, который все время списывал? — спросила она у лицеистов. — Я за товарищество, но без списывания, с которым  мы будем бороться».

Квест, «Сплин», «ЧГК»

Официальная часть завершилась коллективным селфи лицеистов с Кузьминовым, а затем начался пятичасовой развлекательно-познавательный марафон, придуманный одиннадцатиклассниками для поступивших в этом году. «Это очень круто, когда тебе не спускают сверху указание, что и как ты должен сделать, а дают карт-бланш на любой сценарий. Я помню свои первые сентября, и ни одно из них мне не нравилось. А вот то, что мы придумали, мне самому интересно, и я вижу, что и ребята с удовольствием принимают участие во всех конкурсах и играх», — поделился своими эмоциями ученик 11-го класса, ведущий игры  «Что? Где? Когда?» Тимофей Обухов.

Всех десятиклассников поделили на пять групп и отправили в путь по пяти «станциям». В течение нескольких часов ребята посетили антикафе «glhf», где под гитару пели песни «Сплина», «ДДТ», Noise MC, играли в «Что? Где? Когда?», приняли участие в тимбилдинге на граффити-площадке на Мясницкой улице, прошли квест на Чистопрудном бульваре, создали бумажный плакат на тему «Каким мы видим лицей будущего», а на асфальте нарисовали герб своего образовательного направления.

«Мы хотели показать новым ребятам жизнь лицея, ту учебную и особенно внеучебную атмосферу, которая сложилась у нас за прошлый год: места, где мы отдыхаем, песни, которые мы поем, когда выезжаем в Вороново (вышкинский учебный центр), и другие формы активностей, начиная от «ЧГК» и заканчивая походами в антикафе, где можно с пользой переждать пустую пару», — рассказал один из идейных вдохновителей этого мероприятия одиннадцатиклассник Алексей Тетюшин.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ