1 сентября в лицее отметили квестом и игрой «Что? Где? Когда?»
О науке, рынке труда и свободе
Новый учебный год в лицее открыл ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он объяснил, зачем университету нужен лицей. Во-первых, вуз заинтересован в студентах, которые не просто хотят учиться в Вышке, но уже знают, чем именно хотят заниматься. В лицее школьникам предлагают большой объем специализированных курсов по шести образовательным направлениям (социально-экономическое, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн, математика и информатика), благодаря которым они смогут более осознано подходить к выбору вузовского направления обучения.
Во-вторых, в лицее можно изучить то, на что в университете не хватает времени, например, историю различных дисциплин. «Это делает обучение живым, заставляет понимать, что научное знание формируется из цепочки гипотез и их опровержений. Знание истории предмета позволяет чувствовать ткань науки, быть не только специалистом, но и интеллигентом — человеком, обладающим большим необязательным знанием», — рассказал Кузьминов лицеистам.
На линейке также присутствовал первый заместитель председателя Правления Сбербанка России Лев Хасис. Он высказал уверенность, что в лицее ВШЭ ребята получат знания, которые будут востребованы в различных организациях и компаниях, в том числе и в Сбербанке. «То, чему вас будут учить здесь, очень нужно Сбербанку: у нас огромный спрос на математиков, ИТ-специалистов, экономистов, пиарщиков, востоковедов. Возможно, сегодня среди вас есть и будущий ректор ВШЭ, и будущий президент Сбербанка, и будущий президент России», — сказал Хасис.
А заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов обратился к лицеистам с такими словами: «Очень вас прошу, во-первых, не зубрить, а понимать, что вам говорят. Во-вторых, советую вам серьезно и основательно подходить к изучению иностранных языков. Немецкий философ Людвиг Витгенштейн говорил, что границы нашего языка определяют границы познания мира. А в остальном будьте свободными, трактуя свободу как freedom — свободу выбора, а не как liberty — свободу от ограничений».
Плюшевые вороны и средство от хандры
Затем по сценарию шел «брифинг с Кузьминовым» (это была идея школьников). Очередность определялась так: ректор ВШЭ кидал ребятам плюшевых ворон (ворона — символ Вышки), а поймавший птицу ему задавал любой вопрос. Кузьминова спрашивали про самую важную науку (ответ: философия), самый приятный момент в жизни (предвкушение того, когда можно лечь на диван с книгой), лучший способ избавиться от хандры (пятикилометровая пробежка).
Одна из лицеисток спросила, какое качество в людях Ярослав Иванович считает самым ужасным. Он ответил: отсутствие сочувствия к другим людям. По его мнению, у российских школьников и студентов сочувствие есть, но оно приобрело неправильные формы. «У нас принято давать списывать, благодаря этому мы ничему не учимся, зато ловко всех обманываем, и в том числе себя. Противоположность — англосаксонская модель, когда вам не дадут списать, еще и сообщат о том, что вы списываете. И то, и другое мне не нравится. Надо думать друг о друге не как о конкурентах или сообщниках, а помогать человеку освоить то, что у него не получается».
Тему списывания поддержала директор лицея Наталия Любомирская. «Вы бы хотели лечиться у врача, который все время списывал? — спросила она у лицеистов. — Я за товарищество, но без списывания, с которым мы будем бороться».
Квест, «Сплин», «ЧГК»
Официальная часть завершилась коллективным селфи лицеистов с Кузьминовым, а затем начался пятичасовой развлекательно-познавательный марафон, придуманный одиннадцатиклассниками для поступивших в этом году. «Это очень круто, когда тебе не спускают сверху указание, что и как ты должен сделать, а дают карт-бланш на любой сценарий. Я помню свои первые сентября, и ни одно из них мне не нравилось. А вот то, что мы придумали, мне самому интересно, и я вижу, что и ребята с удовольствием принимают участие во всех конкурсах и играх», — поделился своими эмоциями ученик 11-го класса, ведущий игры «Что? Где? Когда?» Тимофей Обухов.
Всех десятиклассников поделили на пять групп и отправили в путь по пяти «станциям». В течение нескольких часов ребята посетили антикафе «glhf», где под гитару пели песни «Сплина», «ДДТ», Noise MC, играли в «Что? Где? Когда?», приняли участие в тимбилдинге на граффити-площадке на Мясницкой улице, прошли квест на Чистопрудном бульваре, создали бумажный плакат на тему «Каким мы видим лицей будущего», а на асфальте нарисовали герб своего образовательного направления.
«Мы хотели показать новым ребятам жизнь лицея, ту учебную и особенно внеучебную атмосферу, которая сложилась у нас за прошлый год: места, где мы отдыхаем, песни, которые мы поем, когда выезжаем в Вороново (вышкинский учебный центр), и другие формы активностей, начиная от «ЧГК» и заканчивая походами в антикафе, где можно с пользой переждать пустую пару», — рассказал один из идейных вдохновителей этого мероприятия одиннадцатиклассник Алексей Тетюшин.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
ректор ВШЭ
Любимов Лев Львович
заместитель научного руководителя ВШЭ
Любомирская Наталия Вениаминовна
директор лицея НИУ ВШЭ