• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Читать оригиналы интереснее учебников

Ученица лицея ВШЭ Анастасия Балтач, ставшая победительницей Всероссийской олимпиады по обществознанию, рассказывает о своей учебе и о том, как следует готовиться, чтобы претендовать на успех в олимпиаде.

— Настя, вы впервые участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады?

— По обществознанию — да, впервые, а в прошлом году я принимала участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку. Русский язык и обществознание — предметы, которые нравятся мне больше всего. Но в этом году я решила сконцентрировать свои усилия на подготовке к олимпиаде по обществознанию, так как она дает больше возможностей при поступлении в вуз

— Вы уже выбрали факультет, где хотите учиться?

— Да. Меня привлекает обучение на факультете прикладной политологии ВШЭ. Студенты-политологи говорят, что уже на первых курсах они начинают применять полученные знания на практике: участвовать в различных проектах, выездных школах, работе научно-исследовательских лабораторий. Например, я знаю, что в Лаборатории политических исследований студенты младших курсов работают в реальном «поле»: проводят опросы и интервью.

Читать оригинальные тексты Платона, Аристотеля, Маркса, Вебера и других мыслителей значительно интереснее, чем знакомиться с ними по учебнику

Есть еще причина: на меня произвел впечатление наш лицейский преподаватель по политологии Илья Михайлович Локшин. Он покорил меня своей эрудированностью и структурным изложением материала. Благодаря его занятиям я узнала, что читать оригинальные тексты Платона, Аристотеля, Маркса, Вебера и других мыслителей значительно интереснее, чем знакомиться с ними по учебнику.

— На олимпиаде вам пригодились знания, полученные на его занятиях?

— В том или ином виде политология присутствовала во всех трех турах олимпиады. Примерно двадцать процентов вопросов первого тура были политологическими. Среди тем второго тура, по которым требуется написать эссе, предлагалось несколько афоризмов, относящихся к этой дисциплине. Правда, ни одна из политологических тем мне не понравилась, и в итоге я писала эссе по социологии религии. Я анализировала высказывание Карла Маркса о религии как «о порождении существующего политического порядка и иллюзорного сознания общества, которое мешает угнетенным встать на революционный путь борьбы с капиталистическими классами». Я привела другие мнения, которые мне самой кажутся более обоснованными. В частности, точку зрения французского социолога Эмиля Дюркгейма, отвергающего восходящие к эпохе Просвещения представления о религии как о бесполезном предрассудке, и рассматривающего ее как «интегративный фактор, консолидирующий общество вокруг различных ценностных и нормативных систем».

На третьем этапе мы должны были выбрать один из текстов и выступить оппонентом его автору: подвергнуть критике авторскую позицию, опровергнуть его аргументы, представить альтернативное решение анализируемой проблемы. Я выбрала междисциплинарный текст — отрывок из работы нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека «Дорога к рабству».

— Кроме чтения первоисточников, что еще, на ваш взгляд, важно для победы в олимпиаде? Что вы могли бы посоветовать тем, кто собирается в ней участвовать в следующем году?

— Наверное, я не скажу ничего нового, но, прежде всего, надо заранее начать к ней готовиться. Я почти весь год в лицее посещала специальный факультатив по подготовке к олимпиаде, его вел абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по обществознанию прошлого года, студент 1 курса МГИМО Георгий Шашеро. На этих занятиях мы изучали теорию, писали эссе, учились справляться с олимпиадным стрессом — выполнять задания за строго регламентированное время. Все это мне очень помогло на олимпиаде.

Проучившись в лицее этот год, победив в олимпиаде и обеспечив себе место в одном из лучших университетов страны, понимаю, как мне повезло

Особое внимание я бы посоветовала обратить на подготовку к третьему туру (оппонированию), обязательно поработать над навыками аргументированного высказывания своей точки зрения. И еще надо обязательно верить в свою удачу. Год назад я случайно узнала о лицее, и когда сдавала экзамены, думала, что не сильно расстроюсь, если не поступлю. А сейчас, проучившись в лицее этот год, победив в олимпиаде и обеспечив себе место в одном из лучших университетов страны, понимаю, как мне повезло.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ