Родительское собрание с точки зрения родителя
Как меняется позиция учителя на позицию родителя, когда речь идет о собственном ребенке? Одну из форм взаимодействия школы с родителями-педагогами на собственном родительском опыте я предлагаю к рассмотрению всем директорам и учителям.
Немножечко нервно
Одной из интересных и не очень обсуждаемых, по-моему, тем в педагогическом сообществе являются так называемые «учительские дети» – школьники, которые учатся в том же образовательном учреждении, где работают их родители (понятно, чаще всего мамы). Мне на моём учительском пути встречались два типа таких учащихся: хорошие способные беспроблемные дети и почти «оторвы» – дети, которые ощущают себя на особом положении и не затрудняют себя учёбой и хорошим поведением.
Будучи классным руководителем и учителем русского языка и литературы я не раз обсуждал с коллегами-педагогами их детей, понимая нереальность объективного взгляда на ребёнка и желание побыстрее договориться. Но самое интересное происходило тогда, когда мама-учительница приходила на родительское собрание. Я с удивлением наблюдал за каким-то другим человеком: нервная реакция, излишняя эмоциональность, где-то даже неадекватность.
В силу того, что тогда я ещё не имел собственных детей, мне многое было непонятно, но я говорил себе, что, если доживу до времени, когда мои пойдут в школу, вести себя буду как-то по-другому и т.п. Я ощущал, конечно, что перейти из роли, стоящего у доски и разговаривающего с родителями, в позицию обратную будет сложно, но… И вот теперь время пришло.
Лицей ВШЭ
Мой сын в этом учебном году поступил в лицей при НИУ Высшая школа экономики. Лицей ВШЭ – это не обычная школа. Это первое в Москве учебное заведение, которое реально старается работать в соответствии с новыми ФГОС для старшей школы. Одним из важных оснований создания лицея была попытка использовать большой потенциал НИУ ВШЭ – одного из ведущих университетов страны.
В лицее учащиеся самостоятельно составляют учебный план, выбирая наиболее интересные для себя предметы в дополнение к обязательным, формируя свой профиль. Старшеклассникам дается возможность соприкоснуться с интересующей их профессией еще в рамках школы, чтобы впоследствии они могли сделать осознанный выбор.
Каждый предмет можно изучать на базовом или углубленном уровне. В лицее нет традиционных классов. Ученики делятся на группы в зависимости от выбранного ими учебного плана. Занятия ведут университетские преподаватели, которые разрабатывают авторские программы, используя методики и ресурсы НИУ ВШЭ.
Поступить в лицей было совсем непросто. На 58 мест претендовали 250 учащихся, в связи с этим уровень отобранных детей стал очень высок. Понятно, что я ощущал большое беспокойство по поводу способностей своего ребёнка обучаться в учреждении явно повышенного типа и выдерживать конкуренцию с лучшими учащимися.
Надо сказать, что процесс адаптации проходил сложно, сын столкнулся с совершенно новыми для него требованиями, подходами к учебной самостоятельности и т.п. Мне было очень важно понять оценку преподавателями его образовательного уровня, сформированности учебной мотивации и склонностей в контексте профессионального выбора. И вот пришла информации о первом родительском собрании.
Формат проведения родительского собрания
Попробую детально описать предложенный администрацией лицея формат проведения родительского собрания именно с точки зрения родителя (ведь от своей учительской роли старался всё же уйти).
Этап 1-й
По электронной почте приходит письмо примерно следующего содержания.
«Уважаемые родители! В субботу в лицее НИУ ВШЭ состоится родительское собрание в формате "дня открытых дверей". Этот формат предполагает организованное индивидуальное собеседование родителей с преподавателями лицея.
Пожалуйста, сообщите, с кем из преподавателей Вы хотели бы переговорить. Это необходимо для составления графика встреч с преподавателями; вне этого графика пообщаться с кем-либо возможности не будет».
Комментарий.
Логично и операционально. Собирать всех родителей и рассказывать общие вещи – неэффективно. Меня лично волнует своё чадо, и слушать вопросы/волнения других родителей, например, о составе комплексных обедов или раннем начале занятий я не готов. Да и выступления отдельных педагогов «на всех» сводятся к общим словам и невозможности сказать правду.
Этап 2-й
В ответ на письмо родителей с фиксацией желаемого состава преподавателей через некоторое время приходит письмо с индивидуальным графиком встреч с преподавателями. Что важно: каждый преподаватель сидит в отдельном кабинете и отведённое время на общение регламентируется 10 минутами.
Кроме того, к этому же письму приложен файл с коротким анализом деятельности лицея за определённый период. Этот документ содержит следующие смысловые части:
1. Идеология лицея (ещё раз про основания создания образовательного учреждения, образовательную парадигму и т.п.)
Одна из цитат: «Для многих учащихся лицея произошла смена образовательной парадигмы. Лицейское образование предполагает самоопределение, самоорганизацию, самообразование; ученик является субъектом образовательного процесса с возможностью создания собственной образовательной траектории. Успешная смена образовательной парадигмы обеспечивается доверием между всеми участниками образовательного процесса и создает благоприятную атмосферу для выбора и реализации собственной образовательной траектории».
2. Фактология (количество обучающихся и сотрудников, материально-технические условия, типы учебных групп в контексте выбора лицеистами образовательного маршрута, характеристика второй половины дня и т.п.).
Одна из цитат – «Состоялись два выезда в Учебно-методический центр НИУ ВШЭ «Вороново», во время которых были проведены мастер-классы, психологические тренинги, киноклуб, дискуссии, установочный доклад по работе над индивидуальным проектом, коллективное планирование школьных дел, награждение победителей и призеров школьных туров Всероссийской олимпиады школьников, поздравление именинников. Также проведена организационно-деятельностная игра, в ходе которой учащиеся начали работать над социальными проектами, направленными на позитивные изменения в социуме. Педагогическое сопровождение этих проектов осуществляется вместе с партнерами из ассоциации «Добрых дел маркет».
3. Статистика (успеваемость, олимпиады и т.п.).
Комментарий.
Очень правильная идея, по-моему. Я получил общее представление о том, что происходит. Важно, что можно отнестись к тексту, а не к словам. Наверное, в следующий раз будет предложен очередной анализ, появится возможность сравнить основные позиции и сделать вывод о результатах развития лицея.
Также я понимаю, что вот этот контекст я могу обсуждать с администрацией, задавать вопросы, фиксировать мнение. Появляется конкретный контекст, а не про «вообще».
Кроме того, предполагаю (уже как человек, связанный с управлением в образовании) создание такого текста очень небесполезно для администраторов и преподавателей. Необходимость остановится и подумать, что мы сделали, как можем оценить предварительные результаты, очень полезна. При этом сформулировать это не на нашем педагогическом «птичьем» языке, а на понятном для родителей.
Этап 3-й
Осуществление дня открытых дверей. Понятно, что на этом этапе важна чёткая организация: присутствие администрации и всех преподавателей, соблюдение временного регламента. Несомненно, важна профессиональная и откровенная беседа преподавателей с родителями, согласование типов воздействия на учащихся.
Комментарий.
Я лично остался доволен взаимодействием с преподавателями: тоном разговора, желанием донести свой взгляд на учебные успехи/трудности ребёнка и услышать моё мнение как родителя.
Организационно возникают некоторые проблемы с графиком, так как понятно, что к преподавателям основных предметов (русского языка, математики) выстраивается очередь. Избежать этого сложно.
Некоторые выводы
Знаете, есть такое точное выражение – «Хороший забор гарантирует хороших соседей». Мне кажется, что часто школы, устав от претензий и даже «наездов» родителей, неосознанно строят большой забор между собой и ими. При этом понятно, что реальная эффективность образовательного процесса невозможна без разумного взаимодействия школы и родителей.
Может быть, дело в форматах этого взаимодействия? Может быть, технология позволяет держать всех (и педагогов, и родителей) в рамках полезного для всех сторон диалога? И тогда даже родители, которые сами учителя (читай, знающие всё, как надо), выглядят вполне адекватно и остаются удовлетворены процессом взаимодействия.
Я бы поразмышлял об этом.
Дмитрий Фишбейн