• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

ИТ-вооруженный специалист всегда будет вне конкуренции

В лицее ВШЭ в соответствии с новым образовательным стандартом можно изучать предметы на базовом и профильном уровне, а набор курсов по выбору может быть любым. Как лицеисты выстраивают свои индивидуальные учебные планы и в чем разница между базовым и профильным курсом информатики, рассказала Ирина Лесовская, преподаватель лицея и заместитель декана факультета бизнес-информатики ВШЭ.

Ирина Лесовская
Ирина Лесовская
— Ирина Николаевна, вы преподаете и в лицее, и в университете, на факультете бизнес-информатики, — работаете со старшеклассниками и с первокурсниками, близкими по возрасту. В чем разница между ними, с точки зрения преподавателя?

— Ключевое различие очевидно и, наверное, является общим для всех школ и вузов. Студент, даже на первом курсе, — уже взрослый человек, которому необходимо уметь учиться самостоятельно. Поэтому от преподавателя не требуется постоянный контроль за ним. Учебный процесс основан на жестких дедлайнах: не сдал работу в срок — у тебя  проблемы. С лицеистами ситуация другая. Хотя мы с коллегами и говорим, что они быстро взрослеют, никто не ждет от них такой же самостоятельности, как от студентов. Поэтому контроля со стороны преподавателей должно быть больше. С первокурсниками есть немало других проблем, помимо учебных: для многих из них, особенно иногородних, впервые приехавших Москву и оторвавшихся от родителей, начало учебы — это стресс. В лицее нам удалось создать домашнюю атмосферу, которая не характерна для больших факультетов университета, масштаб другой.

Лицеист может в какой-то момент прийти к директору лицея и сказать, что хочет изучать другие предметы по выбору или перейти с профильного уровня на базовый

Еще одно различие в отношении преподавателя к студентам и лицеистам заключается в том, что никто не ждет от 15-летнего школьника четкого понимания, кем он станет в будущем. Задача преподавателя — помочь ему в этом определиться. Лицеист может в какой-то момент прийти к директору лицея и сказать, что хочет изучать другие предметы по выбору или перейти с профильного уровня на базовый. А студента мы воспринимаем как уже определившуюся личность. Он, конечно, тоже может изменить свою образовательную траекторию во время учебы, но это сопряжено с определенными организационными сложностями.

У лицеистов и студентов есть общие интересы — я это вижу как преподаватель информатики в лицее и курсов «Введение в программирование» и «Программирование» в университете. И те, и другие обожают программировать, но недолюбливают теорию.

— Что представляет собой ваш курс информатики для лицеистов?

— Информатика в лицее Высшей школы экономики изучается на базовом и профильном уровне. В основе базового курса, который ведет сертифицированный специалист Microsoft, — изучение офисных приложений. Эти знания актуальны для будущих студентов всех факультетов университета без исключения. А углубленный курс, который веду я, — это, прежде всего, теоретическая информатика и программирование. На одно теоретическое занятие у нас приходится четыре практических, к тому же мой учебный ассистент — студент Вышки — знакомит лицеистов с основами серверного программирования и создания мобильных приложений. С лицеем сотрудничает студенческая проектная организация факультета бизнес-информатики «Бизнес в стиле .RU».

Поскольку задача лицея — подготовить будущих студентов к учебе в Вышке, мы ориентируемся на требования самых популярных факультетов нашего университета, которые связаны с ИТ

Мой курс предназначен для тех, кто собирается углубленно осваивать информационные технологии. Безусловно, подготовка к итоговой аттестации в виде ЕГЭ присутствует. Но не следует думать, что профильный уровень изучения информатики предназначен только для тех, кто намерен изучать информационные технологии в вузе, — часть моих учеников не связывают свое будущее с ИТ, а просто считают нужным хорошо знать информатику. У ребят разный стартовый уровень, но при зачислении в профильную группу это не являлось препятствием.

Мы изучаем язык программирования C#, который, на наш взгляд, лучше всего знакомит со всеми современными подходами к технологиям разработки приложений. Поскольку задача лицея — подготовить будущих студентов к учебе в Вышке, мы ориентируемся на требования самых популярных факультетов нашего университета, которые связаны с ИТ. Кроме того, лицеисты знакомятся с языками С, Python, с технологиями объектно-ориентированного, функционально-логического программирования, а также современными трендами в развитии ИТ.

— Должны ли лицеисты получить широкое представление о современных тенденциях развития информационных технологий?

— Конечно. Я объясняю им, что, помимо операционных систем, баз данных и языков для разработки программных продуктов, есть много специализированного программного обеспечения, которое позволяет сделать прорыв в самых разных областях. На своих занятиях показываю, насколько глубоко информационные технологии проникли в самые разные сферы нашей жизни, что с ними связаны не только профессии программиста, разработчика и ИТ-инженера. Эти знания пригодятся в будущем независимо от того, чем человек будет заниматься.

В рамках моего курса каждый лицеист 10-го класса должен выполнить работу на свободную тему, посвященную применению информационных технологий в той или иной области, будь то медицина или проектирование космических аппаратов.

— Как вы работаете с классом в ситуации, когда у детей разный стартовый уровень?

— Просто уделяю больше внимания тем, у кого уровень ниже. Но в любом случае никто из моих лицеистов на занятиях не занимается повторением уже пройденного. Например, язык программирования C# в школе не изучают (за исключением лицеев ИТ-профиля). Конечно, те лицеисты, которые имеют опыт  работы на других языках, осваивают новый достаточно легко, у них уже сформировано алгоритмическое мышление. Опытные программисты помогают новичкам.

По-моему, такой метод вполне эффективен. У меня учится лицеист, который давно собирается стать журналистом, — он ярко выраженный гуманитарий, все преподаватели это признают. Но он захотел освоить программирование. Почему нет? Сначала ему было очень тяжело, но сейчас он показывает достаточно высокие результаты.

— Как вы используете в преподавании курса ресурсы Высшей школы экономики?

— Например, я приглашаю студентов старших курсов читать лекции и проводить мастер-классы. Они уже работают в разных организациях и могут рассказать о своих проектах, о специализированном программном обеспечении, которое помогает бизнес-аналитикам, специалистам по логистике, по математической статистике. Так, на ближайшее время я планирую мастер-класс студентки четвертого курса факультета бизнес-информатики Елизаветы Пугачевой, которая расскажет о своей работе в области бизнес-аналитики в компании «Форс». Также планируем участие в нашей работе студентов и преподавателей инженерных и математических факультетов.

— Декларируется, что лицей ВШЭ уже работает по новому стандарту старшей школы, хотя его повсеместное внедрение еще не началось. Что это означает на практике?

— В новом стандарте есть предметные области, из которых каждый школьник, помимо обязательных дисциплин, выбирает нужные ему на базовом или углубленном уровне, формируя свой индивидуальный учебный план. В этом учебном году в нашем лицее можно было сформировать любую конфигурацию предметов по выбору — не было никаких ограничений, кроме максимально допустимого количества часов.

Я должна помочь ребятам понять, что им действительно нужно, а это очень непростая задача

Можно было также в течение года сменить уровень изучения предмета — перейти с углубленного на базовый и наоборот.

Поскольку в следующем учебном году лицеистов у нас будет намного больше — планируется набрать в 10-й класс 700 человек, — то предусматривается деление по направлениям подготовки. В рамках каждого направления — несколько обязательных курсов и много курсов по выбору. Но все равно можно будет сменить направление в течение года, и это, конечно, большое преимущество лицея и дополнительная ответственность преподавателя. Я должна помочь ребятам понять, что им действительно нужно, а это очень непростая задача.

— Можете привести примеры смены профиля конкретными учениками?

— Мой углубленный курс выбрала лицеистка, которая планирует поступать на один из факультетов экономического профиля, и ей важнее изучать офисные продукты. А профильный уровень имеет другое содержание, которое ей осваивать трудно. После первого полугодия она успешно перешла на «базу».

Были ситуации в лицее, когда из-за желания изучать второй иностранный язык ученику пришлось расставаться с профильным уровнем по другому предмету — иначе индивидуальный график был очень перегружен.

Моя задача состоит не в том, чтобы удержать всеми силами лицеиста на профильном уровне. Главное — помочь ему выбрать оптимальный путь развития. Но большинство учеников профильной группы разделяют мою позицию: любой специалист, владеющий информационными технологиями, инженер, бухгалтер или биолог, всегда будет вне конкуренции.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ