Ученица лицея стала призером Всероссийской олимпиады по истории
— Даша, вы заняли призовое место на Всероссийской олимпиаде по истории и тем самым обеспечили себе поступление без экзаменов на исторический факультет любого вуза страны. Какие варианты рассматриваете? Где бы хотели учиться?Дарья Никитенко
— Я точно буду поступать в Вышку, скорее всего на факультет истории. На мой взгляд, сегодня это самый прогрессивный исторический факультет в Москве. Я не так много знаю преподавателей с этого факультета, но если они хотя бы немного похожи на Игоря Николаевича Данилевского, который читал нам недавно открытую лекцию «Как историки изучают историю», то учиться там будет очень интересно. Также у меня есть возможность по итогам олимпиады поступить на факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Пока я размышляю. У меня такое чувство, что мне сейчас важно не расслабляться, а продолжать «набирать обороты» в учебе, чтобы не потерять олимпиадный уровень. А для этого надо выбрать направление обучения. Поэтому я наметила для себя дедлайн — 1 мая, это дата, когда я должна определиться.
— Вы наверняка как-то специально готовились к олимпиаде?
— Да, я целенаправленно готовилась к олимпиаде, самостоятельно и на дополнительных занятиях в лицее, которые вела студентка третьего курса факультета истории ВШЭ Виктория Плецельман. Практически каждое утро я вставала с мыслью о том, что надо что-то почитать по истории, в этом году это были в основном вузовские учебники и российская историография (прим. ред.: задания на Всероссийской олимпиаде по истории посвящены истории России). Одно из олимпиадных заданий — эссе на заданную тему, в котором надо показать знание историографического материала, рассказать, кто из известных историков что думал по поводу обсуждаемой проблемы, а также отразить свою позицию. Словом, без знакомства с текстами Костомарова, Ключевского, Соловьева, Платонова олимпиаду не напишешь. Но их произведения имеет смысл читать, когда ты уже проштудировал рекомендованные учебники по школьной программе, когда факты и даты из разрозненных событий превратились в общую картину. Если она сформирована, то, имея под рукой конкретные данные, можно ответить практически на любой вопрос.
Практически каждое утро я вставала с мыслью о том, что надо что-то почитать по истории
Например, на олимпиаде у меня было задание проанализировать материал о состоянии хлопководства в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Если честно, сначала оно вызвало у меня замешательство. Что я знаю о хлопководстве? Ничего! Но я знала, что в целом происходило в политической и экономической жизни страны в этот период. Проанализировав диаграммы и экономические показатели, говорящие о резком росте производства хлопка на землях Средней Азии, которые к тому моменту вошли в состав России, мне удалось представить развернутый ответ на заданный вопрос, обозначить факторы, повлиявшие на развитие хлопководства, и получить высокий балл.
— Вы давно увлекаетесь историей? Как возник этот интерес?
— В городе Долгопрудном, где я живу, в лицее №11 «Физтех» у меня был потрясающий педагог по истории Лидия Ивановна Самоварова. Где-то в классе 6-7 я поняла, что ее занятия мне нравятся больше всего и в целом интересно все, что связано с историей. В девятом классе встал вопрос, продолжать ли учиться в этом лицее и готовиться к поступлению в Московский физико-технический институт или искать какую-то другую школу и другой вуз. К тому моменту я уже знала о Вышке, и мы с родителями обсуждали возможность поступления сюда и даже съездили на день открытых дверей. Мне очень понравилось, и я стала настраиваться на то, что надо пойти на факультет довузовской подготовки ВШЭ. А потом в группе «Хочу в НИУ ВШЭ» ВКонтакте, я увидела объявление о первом наборе в лицей ВШЭ и решила попробовать поступить в него.
Тех, кто хорошо написал экзамены, пригласили на собеседование. Помню, на этой встрече мы много говорили об истории, я рассказывала о том, что мне интересен период правления Александра I и его либеральная политика, и о своем восхищении личностью Сергея Юльевича Витте
— Сложно было поступить в лицей? Какие экзамены вы сдавали?
— Поступление проходило в несколько этапов. Я заполнила электронную заявку и приложила к ней эссе-самопрезентацию, где рассказала о планах на учебу и будущую профессию, о своих достижениях. Причем я писала не только о достижениях в учебе, но и в других сферах, например, о том, что я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и хореографический класс, о своем увлечении историей, так как это действительно занимает большую часть моей жизни. На втором туре я сдавала письменные экзамены: русский, математику и иностранный язык. Тех, кто хорошо написал экзамены, пригласили на собеседование. Помню, на этой встрече мы много говорили об истории, я рассказывала о том, что мне интересен период правления Александра I и его либеральная политика, и о своем восхищении личностью Сергея Юльевича Витте.
— В этом году поступающие в лицей будут выбирать одно из шести направлений: «Социально-экономическое», «Юридическое», «Гуманитарное», «Математика и информатика», «Дизайн», «Востоковедение». Вы поступали на какой-то определенный профиль?
— В прошлом году еще не было разделения на профили, перед началом учебного года мы выбирали конкретные предметы, которые нас интересуют. И если посмотреть на мой индивидуальный план, по которому я учусь, то ближе всего окажется «Социально-экономическое» направление, так как в качестве основных дисциплин я выбрала историю, экономику, математику, английский язык и обществознание.
— Вы не скучаете по старой школе?
— Конечно, мне не очень хотелось бросать школу и старых друзей: было ясно, что в вышкинском лицее нам придется какое-то время привыкать друг к другу. Но сейчас я совершенно не жалею о своем выборе. Каждый день я иду в школу с удовольствием, это волшебное чувство — делать то, что тебе нравится, добиваться успеха, да еще и в компании друзей. У нас дружный класс. Мы общаемся и во время учебы и после нее, когда образуются большие «окна» между уроками, ходим в антикафе поблизости, играем в мафию, настольные игры, болтаем, обсуждаем групповые проекты, которые нам задают.
— Вам нравится работать в группах или вы предпочитаете индивидуальные проекты?
— Сложно выбрать какую-то одну форму. Мы много работаем в группах на уроках. Например, вчера на русском языке на материале отрывка из «Войны и мира» разбирались со сложными предложениями — искали в тексте определенные конструкции, выясняли их особенности и функции в речи, а затем формулировали определение, что же такое сложные предложения.
А для последнего индивидуального проекта я выбрала тему на стыке истории и теории познания, которая также преподается в нашем лицее. В нем под руководством Виктора Викторовича Горбатова, преподавателя факультета философии Вышки, я рассматривала гипотезу, высказанную российским политологом Игорем Николаевичем Панариным о том, что Сталин был сыном известного русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. Воспользовавшись критериями истинности, я постаралась доказать, что это родство всего лишь фальсификация.
В 11 классе в течение всего года каждый из нас будет вести большой индивидуальный проект. Я пока еще не определись с его темой, но это точно будет проект по истории, а моим научным руководителем станет Виктория Плецельман.
— Часто ли вам удается куда-то выбраться вне учебы?
— Удается, в выходные и на каникулах. Недавно мы ходили на съемки программ «В наше время» в Останкино, посмотрели на жизнь телевизионщиков. В субботу, 12 апреля, три пары из нашего класса танцевали на балу, который устраивал факультет экономики. В конце каждой четверти уже традиционно мы ездим в Вороново (пансионат ВШЭ), но в конце этой, третьей, четверти Вышка сделала нам подарок — посещение Санкт-Петербурга. А летом мы поедем на Валдай на практику по ОБЖ, которая пройдет в формате приключенческого квеста.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Горбатов Виктор Викторович
Данилевский Игорь Николаевич