• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицей — это... элективы, факультативы и олимпиадное движение

Учебная и внеучебная жизнь лицеистов, как известно, очень разнообразна:  дисциплины общего курса и профильные пары, элективы, факультетский день, участие в различных проектах социально-полезной деятельности и, конечно,  факультативные занятия — не входящие в основной учебный план,  но помогающие лицеистам подготовиться к Единому государственному экзамену, Всероссийской олимпиаде школьников или просто углубить свои знания в том или ином предмете. Так как же устроен учебный план лицеистов?

Лицей — это... элективы, факультативы и олимпиадное движение

Основная программа и внеурочная деятельность

В основе учебной программы каждого направления лежат обязательные предметы, которые можно разделить на дисциплины общего курса и профильные дисциплины. К первым относятся предметы, общие для всех лицеистов: русский язык, математика, литература и другие. Помимо традиционных общеобразовательных предметов, учебный план лицеистов также включает предмет «Теория познания» или «ТОК». Теория познания — это курс, формирующий навыки критического и аналитического мышления, посвященный основным проблемным сюжетам формирования научного знания, современной научной методологии и институтов знания. 

А вот набор профильных дисциплин зависит от того, на каком именно направлении учится лицеист. Например, обязательные занятия по экономике будут только у тех, кто учится на направлении «Экономика и математика». При этом многие предметы имеют различные уровни сложности, возможность выбора которых тоже зависит от направления. Те же лицеисты «Экономики и математики» могут заниматься историей только на базовом уровне, а на «Гуманитарных науках» или «Востоковедении» есть возможность выбрать углубленный уровень этого предмета. 

Помимо обязательных предметов, на любом направлении есть вариативная часть или элективы. Элективы напрямую связаны с основной программой и позволяют лицеистам подобрать что-то, что лучше всего соответствует их интересам. Так, например, на «Востоковедении» лицеисты могут выбрать между тремя предметами: историей и культурой Востока, общественно-политическим развитием Востока и литературой Востока. А на направлении «Экономика и социальные науки», например, есть два блока вариативных дисциплин: лицеист должен решить, будет ли он изучать социологию, политологию или экономику, а также выбрать между философией, программированием и вычислениями в социальных науках, финансовой грамотностью и исследованиями культуры. 

Еще одна составляющая учебной программы — это, конечно, факультетский день. В этот день лицеисты посещают здания большой Вышки и занимаются с преподавателями и студентами университета. Предметы факультетского дня многообразны, но все они напрямую связаны с образовательными программами бакалавриата, поэтому лицеисты чаще всего выбирают то направление, на которое они в будущем собираются поступать. 

Подведем промежуточные итоги. Учеба в Лицее состоит из:

  • Дисциплин общего курса

  • Профильных дисциплин

  • Элективов

  • Факультетского дня

Однако лицейская жизнь включает в себя не только учебу — важное место в ней занимает внеурочная деятельность и социально полезные проекты. В Лицее можно принять участие в общеуниверситетских социальных проектах, сотрудничать с крупными благотворительными фондами или предложить свой проект. Каждый может подобрать подходящее ему дело и попробовать себя в роли автора статей, организатора мероприятий или волонтера.  

Немного о факультативах

Учеба на каждом направлении не ограничивается дисциплинами общего курса, элективами и предметами факультетского дня: важную часть в ней, традиционно, составляют дисциплины, изучаемые сверх программы, — факультативы. Факультативы — это необязательные занятия, направленность которых очень разнообразна: от истории кинематографа до олимпиадной математики. Факультативные занятия ведут преподаватели Лицея и большой Вышки, а также студенты, аспиранты, магистранты.

Лицеисты 8-х классов также могут посещать лаборатории и мастерские или, как мы их называем в Лицее, ЛиМы. ЛиМ — это первый шаг к освоению навыков, которые пригодятся в написании научных работ в 10-11 классах и даже в ВУЗе. На этих занятиях ребята  погружаются в мир командных исследований, учатся решать задачи совместно и вносить равный вклад в общий результат.

Узнать больше о лицейских лабораториях и мастерских можно на их странице на сайте

Еще один тип факультативов — это олимпиадные факультативы. Лицеисты, которые посещают эти занятия, активно участвуют в олимпиадах и нередко становятся дипломантами различных интеллектуальных соревнований. Преподаватели факультативов — это не только сотрудники Лицея и большой Вышки, но и студенты топовых вузов, выпускники и бывшие олимпиадники,  которые сами недавно прошли этот путь и могут поделиться с лицеистами не только знаниями по предмету, но и личным опытом подготовки к олимпиадам. Олимпиадные факультативы есть на всех направлениях — сегодня мы посмотрим на некоторые из них.

Экономика и математика

Направление «Экономика и математика»  традиционно считается одним из самых «олимпиадных» направлений в Лицее — именно лицеисты матэка приносят Лицею наибольшее количество участников и дипломантов Всероссийской олимпиады школьников.

На направлении «Экономика и математика» есть несколько олимпиадных факультативов по экономике для 10-х и 11-х классов:

В 10-м классе факультатив разделяется на три группы разного уровня сложности: одна повышенного и две — стандартного. Для того чтобы попасть в сильную группу, лицеисты должны пройти отбор, а те, кто пока не готов изучать экономику на углубленном уровне, могут свободно посещать занятия вместе с одной из двух других групп. Факультативы проходят раз в неделю, при этом углубленный длится три пары, а стандартный — две.

Дмитрий Андреевич Михайлов, преподаватель олимпиадной экономики

Обычно, на факультативе лицеисты решают задачи у доски: они выбирают и записываются на конкретную задачу из подборки. Моя задача здесь — менторство, комментирование особенно проблемных и сложных моментов, а также корректировка решения. Если задача сложная или на неё никто не записался, то её решаю я. Этот факультатив нужен для того, чтобы заинтересовать олимпиадной экономикой тех лицеистов, кто только начинает свой путь; привить культуру решения задач по экономике; развить навыки мышления и эрудицию и прокачать тех лицеистов, кто уже неплохо или уверенно разбирается в олимпиадной экономике.
 

В 11-м классе есть только одна группа для самых сильных участников олимпиад, занятия в которой ведет Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления. Всего на факультативе тридцать мест, и для того, чтобы попасть на него, необходимо пройти отбор. Занятия проводятся дважды в неделю и длятся по две пары. 

Я думаю, в этом факультативе лицеистам больше всего нравится возможность поработать с нестандартными задачами в кругу единомышленников. На переменах в рамках факультативов всегда много оживленных дискуссий вокруг разных задач и просто по разным вопросам; факультативы формируют классное community
Александр Николаевич Челеховский, преподаватель факультатива и руководитель направления «Экономика и математика»

В рамках этих факультативов лицеисты не занимаются изучением теории — этому посвящены занятия стандартного учебного плана. Вместо этого ребята отрабатывают решения хитрых олимпиадных задач, пишут много тренировочных работ и иногда погружаются в изучение более сложных тем.

Математика и физика

На направлении «Математика и физика» есть два олимпиадных факультатива — физика и математика. Лицеист может выбрать либо один из них, либо посещать оба. На каждый факультатив выделено по шесть часов в неделю. 

Занятия по физике можно разделить на два типа: два часа в неделю ребята учатся решать теоретические задачи, а остальные четыре выделены на проведение экспериментов. В рамках занятий второго типа ребятам выдается оборудование и задание, после чего они пытаются продумать решение и максимально точно измерить данные величины, а затем обсуждают свои варианты с преподавателем. После этого лицеисты самостоятельно проводят эксперимент и защищают его.

Главная задача этого факультатива — привить интерес к физике путем увлекательных задач и экспериментов, которые на олимпиадах гораздо интереснее, чем на обычных занятиях или в ЕГЭ. 

Алексей Сергеевич Лужнов, преподаватель олимпиадной физики

Самое полезный аспект факультатива — это четко выделенное время для решения различных задач, во время которого можно задавать вопросы по любым темам. Недостаточно знать все формулы по физике, чтобы успешно написать региональный этап или перечневую олимпиаду, — нужно уметь применять свои знания в конкретных случаях. Также я являюсь одним из составителей Высшей пробы, поэтому можно немного понять, как мыслят составители задач и на что они больше обращают внимания.

 

Олимпиадные задания многим нравятся, так как в них нужно не просто подставить значения в формулу, а еще и логически понять, что происходит в задаче и как к ней подступиться
— Ирина Андреевна Зимина, руководитель направления «Математика и физика»

Востоковедение

Конечно, олимпиадное движение в Лицее развито не только на «технических» направлениях. Так, занятия по подготовки к олимпиадам проходят и на «Востоковедении». Среди них — по японскому и китайскому языкам. Занятия по японскому проходят онлайн, на них разбираются задания из олимпиад, а особое внимание уделяется письму, аудированию и грамматике. Факультатив продолжается и после олимпиад, поэтому учащиеся могут подтянуть свой уровень знания японского языка и сдать четвертый уровень международного экзамена Noryoku Shiken. Занятия проводятся один раз в неделю и длятся по три академических часа. 

На факультативе по китайскому языку лицеисты знакомятся с форматами олимпиад и готовятся к заданиям по блокам: страноведение, лексика, грамматика, письмо, чтение, аудирование. Кроме того, есть несколько специфических блоков, сделанных на основе определенных заданий, например работа с иероглифическими загадками, с фразеологизмами, написание сочинений. На занятия могут приходить все желающие из 8-11 классов, чей уровень китайского выше A2. Этот факультатив — не только возможность подготовиться к олимпиадам, но и шанс углубить свои знания в областях языка и культуры Китая.

У нас не так много времени, а объем материала большой. Поэтому важно успеть повторить как можно больше тем и потренироваться в большом количестве форматов. Кроме того, хочется, чтобы ученики поняли методику подготовки и могли самостоятельно отрабатывать олимпиадные форматы в рамках основных занятий и во время подготовки к ним. Но главное — чтобы было полезно и по возможности интересно
— Татьяна Владимировна Пересадько, преподаватель китайского языка и ведущая факультатива

Олимпиадные сборы

А еще в Лицее есть Лицейские олимпиадные сборы — ЛОС(ь). На несколько дней лицеисты выезжают в учебный центр в Новой Москве, где все вместе посещают занятия, готовятся к Всероссийской олимпиаде школьников, перечневым олимпиадам и поступлению в ВУЗ мечты. На Сборах ребята не только учатся, но и отдыхают: на ЛОС(ь) вместе с преподавателями приезжают профессиональные вожатые, которые в любое время готовы поддержать, обнять, рассказать классную историю и рассмешить. Более того, помимо учебных мероприятий на Сборах проводятся интеллектуальные и спортивные игры, дискотеки и гитарные вечера. Главная миссия ЛОС(я) — поддержание олимпиадного движения во всех регионах России и создание сообщества единомышленников, а потому участие в них могут принять учащиеся 8-11 классов вне зависимости от школы обучения. Больше о ЛОС(е) — в наших будущих материалах! 

Кстати, Сборы по математике и экономике проходят прямо сейчас! Подробнее об этом вы можете узнать в телеграм-канале каждого из направлений.