Концепция обучения по гуманитарному профилю
Чубукова Марина Вячеславовна
Цели, специфика, учебный план, результаты обучения. Обучение по гуманитарному профилю является одним их шести направлений обучения в Лицее НИУ ВШЭ наряду с социально-экономическим, права, математики и информатики, востоковедения, дизайна.
Обучение по гуманитарному профилю направлено на:
- — — углубленное постижение обучающимися одной или нескольких дисциплин, ориентированных на изучение самого человека и результатов его деятельности в философии, истории, филологии, психологии, культуре в сфере коммуникации,
- — — осознание места и роли гуманитарного образования в современной жизни и в истории человечества,
- — — знакомство со спецификой содержания гуманитарного образования в целом и особенностями его развития в России,
- — — приобщение к практической и исследовательской деятельности в области гуманитарных дисциплин, включение обучающихся в контекст жизни со всей ее сложностью и непредсказуемостью.
Обучение молодежи по гуманитарному профилю чрезвычайно важно в настоящий исторический момент, так как позволяет уравновесить формирующееся и закрепляющееся в обществе прагматичное, утилитарное отношение к накопленным человечеством знаниям и возможностям. Профилизация этого типа призвана сориентировать подрастающее поколение в области развития гуманитарных и смежных с ними наук, определиться с выбором своей дальнейшей образовательной траектории, в конечном счете, определиться с выбором профессии, своего места и роли в жизни.
Организация обучения по гуманитарному профилю соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и предполагает работу по индивидуальным учебным планам, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию каждому обучающемуся.
Специфика обучения по гуманитарному профилю в Лицее, являющемся структурным подразделением НИУ ВШЭ, - его ориентация на факультеты и направления подготовки НИУ ВШЭ. Однако подготовка в Лицее дает возможность поступать и в иные вузы сходного профиля. В подготовке школьников по профилю участвуют факультеты НИУ ВШЭ: факультет истории (направления «История» «История искусств»); факультет филологии (направления «Филология» и «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»); факультет коммуникаций, медиа и дизайна (направления «Журналистика», «Медиакоммуникации», «Реклама и связи с общественностью»); факультет философии (направление «Философия») и отделение культурологии (направление «Культорология»); факультет социальных наук (направление «Психология»); Департамент иностранных языков (направление «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»).
Обозначенные выше направления не укладываются в традиционное представление о гуманитарном профиле, который связывается прежде всего с такими дисциплинами школьного курса, как «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание». Представление о гуманитарном профиле в рамках обучения в Лицее, с одной стороны, расширено до понимания гуманитарного направления как направления ориентированного на изучение областей знания, связанных с сознанием и состоянием сознания человека (мышление, речь, коммуникация на уровне синхронии и диахронии), с другой стороны, из обучения по гуманитарному профилю выделены в отдельные такие направления, как социально-экономический, права, востоковедения.
Обучение по гуманитарному профилю в соответствии с ФГОС нового поколения включает обязательное изучение предметов: интегрированный курс «Русский язык и литература» (на базовом или углубленном уровне), углубленный курс иностранного языка, курс «Математика» (на базовом или углубленном уровне), курс «История» (на базовом или углубленном уровне), один курс из области «Естественные науки» – «Биология» (на базовом или углубленном уровне) или «Физика» (на базовом уровне), курс «Физическая культура и ОБЖ». Уровень изучения обязательных для изучения предметов выбирается обучающимся.
Предмет(ы) по выбору свободно выбирает(ют)ся обучающимся. К предметам по выбору относятся: «Информатика» (базовый курс), «Обществознание» (модульный курс по 1 семестру экономика, право, социология, политология – базовый уровень), «История культуры» (углубленный курс), «Психология», «География», «Второй иностранный язык», «Философия».
Обязательным для изучения в Лицее является курс «Теория познания», отсутствующий в ФГОС, но утвержденный в Учебном плане Лицея для всех профилей по рекомендации Совета Лицея на Ученом Совете НИУ ВШЭ. Данный курс напрвлен на развитие критического мышления, полезен и важен для обучающихся, планирующих продолжать образование в высшей школе.
Условием, которое должно быть соблюдено при составлении индивидуального учебного плана является требование «Общее количество аудиторных часов не может превосходить 37 часов».
В рамках гуманитарного направления возможно изменение индивидуального учебного плана в течение первого года обучения, что позволяет обучающимся точнее определиться с собственным выбором.
Исследовательский проект. Участие в профильных конференциях. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее каждый обучающийся готовит проект, который обязательно является исследовательским. В Лицее разработаны документы, обеспечивающие педагогическое сопровождение работы обучающихся над исследовательским проектом (к онцепция проектной деятельности учащихся, положение о проектной деятельности учащихся. памятка учащемуся по индивидуальному проекту включающая систему проблемных вопросов, ориентирующих учащегося на этапе выбора темы, образец отчета руководителя проекта и учащегося, выполнившего индивидуальный проект).
Для подготовки индивидуального проекта лицеисты этого направления могут выбрать один из шести предметов: журналистику, культурологию, философию, филологию, психологию или историю.
Индивидуальный проект курируется представителем профессорско-преподавательского состава вуза, консультирование по проекту может осуществляться любым компетентным относительно проблематики проекта специалистом.
Тематика и проблематика исследовательских проектов самая широкая. Выбор темы и ответственность за результаты исследования лежит на обучающемся. Лицей заинтересован в успешности выполнения исследовательских проектов, организует конференцию по итогам защиты проектов, рекомендует успешные исследовательские работы к публикации.
Специализированные для гуманитарного профиля конференции сегодня – это Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех», Московская городская конференция «Мир-Россия-Москва», Московский городской конкурс «Чтения Вернадского», Московская городская научно-практическая конференция на иностранных языках «Лингва»). Обучающиеся специально оповещаются о возможности участия в этих конференциях, об их регламенте и форме устно, посредством объявлений на странице Лицея в сети и по электронной почте.
Сотрудники Лицея обосновали необходимость, готовят и проводят Исследовательскую олимпиаду СТУПЕНИ («Стратегия и тактика передового научного исследования»), в которой отдельно предлагается состязание по гуманитарному направлению.
Образовательная среда, дополнительно образование, олимпиадное движение. Обучение в Лицее позволяет обучающемуся погрузиться в широкое пространство образовательной среды вуза, расширить кругозор и в полной мере осознать разнообразие позиций, мнений, интерпретаций.
Лицей является образовательной организацией полного дня. Каждый лицеист может договариваться с преподавателями Лицея и других подразделений НИУ ВШЭ, студентами, аспирантами (при помощи администрации) об индивидуальной консультации по вопросам, связанным с индивидуальными проектами. Наряду с индивидуальными проектами (которые могут быть краткосрочными и долгосрочными) обучающиеся участвуют в коллективных проектах, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. Темы проектов связаны с осваиваемым в учебных курсах материалом или с интересами обучающегося, групп обучающихся, причем эти группы могут образовываться по указанию учителя или свободно.
Для обучающихся открыта возможность:
- — — посещения библиотеки НИУ ВШЭ и использования удаленных ресурсов,
- — — участия в образовательных мероприятиях НИУ ВШЭ: встречах, дискуссиях, конференциях, школах и пр.,
- — — возможность участия в конференциях, школах, семинарах внешних по отношению к НУ ВШЭ организаций,
- — — возможность индивидуального консультирования профессорами и преподавателями НИУ ВШЭ,
- — — возможность контакта со СМИ и участия в образовательных телепрограммах индивидуально и в команде от имени Лицея.
Обучающиеся также имеют право, как и все российские школьники, участвовать в олимпиадах и конкурсах местного, регионального, всероссийского и международного значения.
В рамках дополнительного образования обучающиеся имеют возможность посещать
- — — профильные факультативы «Древнерусский язык», «Латынь», «Дебаты на английском», «Литература и музыка», «История повседневности», «Осмысленный мир», «Военная история как история военных»;
- — — практикоориентированные занятия «Школа блогеров», Клуб «Что? Где? Когда?», «Психологические тренинги»;
- — — занятия по подготовке к различным олимпиадам: «Подготовка к олимпиаде по истории», «Подготовка к олимпиаде по литературе», «Подготовка к олимпиаде по русскому языку», «Решение лингвистических задач» (подготовка к олимпиаде по лингвистике и математике.
В Лицее приветствуется участие в олимпиадах и конкурсах, обучающимся оказывается поддержка со стороны администрации и преподавателей.
Преимущества и риски. Образование в Лицее, в том числе по гуманитарному профилю, сопряжено с рядом рисков, которые становятся обратной стороной очевидных достигаемых преимуществ.
В Лицее ведут занятия преподаватели НИУ ВШЭ, часть из которых одновременно работает со студентами и аспирантами. Лицеисты и преподаватели двигаются навстречу друг другу для достижения взаимопонимания и наилучшего результата. Лицеисты постепенно принимают правила высшей школы, преподаватели находят способы адаптации требований высшей школы к возрастным особенностям лицеистов.
Программы традиционных школьных курсов (иностранные языки, история, русский язык и литература) оказываются насыщены большим количеством теоретического материала, темпы его изучения выше. Кроме того, имеются курсы, традиционно отсутствующие в школьной программе (психология, история культуры). Избыточность предлагаемого к рассмотрению материала (исторические источники, словари, электронные информационные ресурсы, монографии и сборники статей, пр.) имеет своей целью расширить кругозор обучающихся и дать им широкое поле для развития мышления и вариативности интерпретаций. В задачу преподавателя включатся необходимость сформировать критическое отношение к потоку информации, обучать способам работы с ней.
Ситуация постоянного выбора из широкого спектра возможностей приводит к самоопределению относительно учебных предпочтений, хотя может быть сопряжена с трудностями осуществления этого выбора. Лицей гарантирует поддержку обучающихся кураторами, преподавателями предметниками, представителями психологической службы.
Специфичным для предметов гуманитарного цикла является постоянные серьезные, порой неоправданные колебания в сфере итоговой аттестации (прежде всего это касается предмета «Русский язык и литература»). Методисты постоянно контролируют развитие ситуации в отношении итоговой аттестации и вовремя вносят коррективы в программы преподавания.
Особенности преподавания отдельных курсов.
Русский язык и литература. В соответствии с ФГОС нового поколения в Лицее преподается интегрированный курс «Русский язык и литература». На углубленном базовом уровне внимание обучающихся сосредотачивается прежде всего на текстах, их жанровых, функциональных и стилистических особенностях. На базовом уровне большее внимание, чем традиционно, уделяется текстам нехудожественным. На углубленном уровне наряду с литературной критикой, касающейся идейно-эстетического содержания текстов, рассматриваются работы литературоведов и лингвистов, в которых они касаются стиля автора, механизмов возникновения художествнного текста, текстов вообще. Особое внимание в обучении на обоих уровнях уделяется развитию оригинально письменной речи учащихся. Навык грамотного письма (орфография, пунктуация, грамматика) поддерживается благодаря системе диктантов и тестов, предлагаемых для выполнения в электронном виде.
История. Программы по истории традиционны и обеспечены учебниками, но в них заложена возможность и для проблемного, и для источниковедческого подхода. Проблемный подход в чистом виде совершенно не обеспечен российскими школьными учебниками, что ставил в невозможное положение учителей, а традиционная система преподавания истории искусственно разделяет ее на два блока - русскую и всеобщую, которые оказываются почти не связанными друг с другом. В этой ситуации выбран курс "Россия и мир", в котором история России рассматривается в контексте всемирной истории. Проблемный подход при этом может быть реализован на уровне синхронии и диахронии, то есть путем сопоставлений на разных этапах истории, а также благодаря предусмотренным в тематическом планировании содержательным блокам проблемного характера вроде "Реформы в России XVIII в.". В программе в той или иной степени отражаются современные исторические подходы - "историческая антропология", "история ментальностей".