• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицеистам ВШЭ не нужно бегать к репетиторам

О том, как преподают обществознание в лицее ВШЭ, почему учеба в нем экономит время учащихся и бюджет их семей, как встроить подготовку к ЕГЭ в процесс грамотного и творческого освоения дисциплины рассказывает преподаватель курса «Основы социальной теории» в лицее ВШЭ Кирилл Сорвин, заместитель декана факультета социологии ВШЭ.

Кирилл Сорвин
Кирилл Сорвин
— Кирилл Валентинович, в лицее ВШЭ вы ведете курс «Основы социальной теории». В обычной школьной программе его нет. Что он собой представляет?

— «Основы социальной теории» — это часть школьного предмета «Обществознание», который совмещает в себе основы социологии, философии, политологии, права и экономики. Когда целью является только первичное знакомство учащегося с данными дисциплинами, без претензий на высокие показатели на различных экзаменах, то такой подход оказывается вполне оправданным. Но если речь идет о курсе, рассчитанном на человека, который планирует связать свою судьбу с социально-экономическими дисциплинами, тем более если он хочет достичь высоких результатов на олимпиадах и ЕГЭ, то такой подход оказывается уже недостаточным.

У каждой науки есть своя логика и методология, которые «синтетический» курс почувствовать и понять не позволяет. Между тем, даже на ЕГЭ по обществознанию, например, в задании С9, каждая тема соответствует одной из указанных наук, и отвечать нужно в методологии именно этой науки. Что же касается олимпиад, то такие требования там являются основополагающими. Именно поэтому все эти составляющие обществознание науки изучаются в лицее ВШЭ раздельно, и их ведут соответствующие специалисты.

Курс «Основы социальной теории» охватывает основные социологические темы обществознания и связанные с ними темы из области социальной философии. При этом мы стараемся сохранить и идею взаимосвязи всех социальных наук, лежащую в основе обществознания, но стремимся выстроить их единство на новом уровне. Например, мы обязательно обращаем внимание на межпредметные связи и пограничные темы, существующие в наших дисциплинах.

— Преподавая в лицее, в чем вы видите свою основную задачу? Подготовить детей к ЕГЭ? Пройти программу? Сформировать творческую личность?

— Необходимо и первое, и второе, и третье. Без подготовки к ЕГЭ в старших классах не обойтись. Если ее нет, ученики будут постоянно отпрашиваться к репетиторам, а к занятиям в классе потеряют всякий интерес. Но эта подготовка не должна превращаться в натаскивание, она должна ориентировать детей на творчество. В этом смысле самый адекватный инструмент, дающий ориентиры преподавателю, — олимпиады. В своей работе мы часто опираемся на их требования и материалы.

Учеба в нашем лицее облегчает старшеклассникам жизнь: им не нужно бегать к репетиторам и на подготовительные курсы, потому что, например, по обществознанию мы даем всю необходимую подготовку к ЕГЭ

Учеба в нашем лицее облегчает старшеклассникам жизнь: им не нужно бегать к репетиторам и на подготовительные курсы, потому что, например, по обществознанию мы даем всю необходимую подготовку к ЕГЭ. И мне бесконечно греет душу тот факт, что за почти учебный год преподавания у меня всего два или три раза лицеисты отпрашивались с занятий, хотя почти всегда наши уроки стоят последними в расписании.

Но дело не только в экономии времени учащихся и бюджета их семей. Главная проблема состоит в том, что чаще всего репетиторская подготовка к ЕГЭ превращается в банальное натаскивание, что не дает ничего для развития самого ребенка. Мы же исходим из прямо противоположных принципов: любая подготовка должна быть встроена в процесс грамотного освоения дисциплины и подчинена ему, а не наоборот. Судя по всему, у нас это получается.

— Каких навыков, на ваш взгляд, не хватает современным школьникам, формированию каких из них вы уделяете особое внимание?

— Я уделяю много внимания тому, чтобы научить их писать. Сейчас обществоведческие дисциплины в школах почти всегда рассматриваются как устные предметы, но обществовед — это человек, в первую очередь, умеющий писать. Как научить этому? Ведь нельзя на первом занятии скомандовать ученику: «Пиши эссе!» бессмысленно сразу предлагать сыграть «Лунную сонату» человеку, только начавшему осваивать фортепиано. Но в области музыки с незапамятных времен существуют способы пошагового освоения навыков. А в сфере разработки методик обучения школьников написанию обществоведческих текстов мы пока пионеры, мы только начинаем говорить о создании в этой области некоей целостной системы.

В ее основании лежит классический принцип педагогики — движение от простого к сложному. Сначала — организация мысли в рамках предложения, потом — в рамках одного абзаца, затем — создание эссе как целостного продукта.

Но самое главное состоит в том, чтобы на каждом этапе освоения ученик сталкивался с заданиями, не имеющими шаблонных решений и требующих самостоятельного творческого подхода. При этом надо помнить, что творческие задания могут быть различного уровня. Когда ребенок самостоятельно сообразил, как применить знания из одной темы к проблеме, на первый взгляд, относящейся совершенно к другой теме, это тоже творчество, пусть и самого простого вида.

— В социологии велика роль прикладных исследований. Этот аспект присутствует в вашем курсе?

— Прикладная составляющая должна быть в любой дисциплине, не только в социологической. И это важно для школьников, изучающих хоть социологию, хоть физику или химию.

В нашем курсе предусмотрен практикум, который ведет мой коллега с факультета социологии ВШЭ Олег Оберемко. Лицеисты под его руководством выполняют групповые проекты. Например, они изучают поведение пешеходов и автомобилистов, исследуют поведение москвичей в нестандартных ситуациях, и другие темы, раскрывающие город как социальное пространство. И здесь мы также ориентированы на то, чтобы сформировать у ребят умение самостоятельно находить социальную проблему, и на основании ее анализа самостоятельно формулировать тему. Это важнее, чем просто дать им навыки грамотного выполнения задач, поставленных кем-то другим.

— В чем особенности преподавания социологии в лицее в сравнении с вузовским курсом?

— Здесь важно избежать двух крайностей: превращения лицейского курса в бакалаврский и наоборот — ориентации на поверхностные школьные учебники. Поэтому мы выбрали несколько ключевых тем (социальные группы, стратификация, социальные институты и другие) и решили пройти их глубоко и серьезно. При этом мы ничем не ограничены в выборе этой глубины, и если мы видим, что у детей получается, то идем глубже, нет проблем. Курс рассчитан на 68 часов, но у нас нет задачи охватить все, что только можно, — лучше работать неторопливо и серьезно.

— Различается ли отношение лицеистов и студентов к учебе?

Лицеисты очень хотят стать студентами, поэтому мотивация у них сильнее. Учатся они гораздо интенсивнее, чем многие студенты, так они, наверное, никогда больше в жизни не будут выкладываться

— Конечно. Лицеисты очень хотят стать студентами, поэтому мотивация у них сильнее. Учатся они гораздо интенсивнее, чем многие студенты, так они, наверное, никогда больше в жизни не будут выкладываться.

— Считается, что для преподавания в школе нужна особая психолого-педагогическая подготовка. У вас она есть? Или же достаточно университетского опыта?

—Когда я только пришел преподавать в лицей, то неожиданно для себя услышал знакомое и почитаемое мною имя Льва Семеновича Выготского — российского психолога, идеи которого популярны среди руководства лицея. Сам я учился в свое время у Феликса Трофимовича Михайлова — академика, последователя Выготского, активно развивавшего его идеи. Эти ученые всю жизнь боролись против укоренившегося в педагогической практике принципа, согласно которому человек сначала должен освоить некие готовые знания, а уже потом будет творчески применять их в своей работе. «Если человек не был творцом в период обучения, то он никогда не станет им и после», — любил говаривать Михайлов. Превратить обучение в творческий процесс — вот принцип, которому я всегда старался следовать в своей работе со студентами, его же я придерживаюсь и в лицее.

Что же касается практического опыта, то я очень много преподаю на младших курсах, в базовых школах, так что никаких новых проблем связанных, скажем, с возрастными особенностями лицеистов, для меня здесь не возникло.

— Как изменится ваш лицейский курс в следующем учебном году?

— В текущем году это был семестровый курс по выбору, а в следующем он станет обязательным для всех лицеистов.

Если мы хотим научить детей полемизировать, надо показывать им, как это делали умнейшие люди былых времен

Еще мы запланировали новый серьезный спецкурс по выбору для тех, кто захочет углубить свои знания социологии. Он будет длиться три семестра — два в 10-м классе и еще один в 11-м. В нем будет большой блок, посвященный истории социальной мысли, и это особенно важно как раз для развития творческого подхода к предмету. Ведь история социальной мысли помогает увидеть сегодняшнюю стадию развития науки не как истину в последней инстанции, а лишь как одну из точек на прямой. Такой подход снимает отношение к современной науке как к чему-то священному и непререкаемому, позволяет увидеть в истории социальной мысли историю столкновений и дискуссий.

Если мы хотим научить детей полемизировать, надо показывать им, как это делали умнейшие люди былых времен. И не в духе начетничества, как это бывает в школе, когда нужно вызубрить положения и выводы того или иного автора, а погружая школьников в историю живых дискуссий, где нет готовых ответов. Другими словами, задача состоит не в том, чтобы выучить определенные положения учения Платона, сформулированные 25 веков назад, а чтобы понять проблему, способом решения которой стали в итоге эти положения и выводы. Скорее всего, мы сможем найти схожую проблему и сегодня. И вот тогда мыслитель былых времен превратится не в мальчика для битья, которого мы высокомерно критикуем с позиции XXI века, а в собеседника и учителя. Такой курс, на мой взгляд, является важнейшим условием формирования мышления будущего профессионала в любой области.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ