• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицей — это... дело тонкое

Лицей — это... дело тонкое

В Лицее ребята из 10-ых и 11-ых классов могут не только выбрать одно из 9 направлений обучения, но и погрузиться в вариативные предметы внутри них. Здесь каждый может найти интересный ему путь: кто-то исследует тонкости гуманитарных и социальных наук, а кто-то открывает для себя мир восточных языков и культур. 

Знакомим вас с вариативными предметами на направлениях. Сегодня пообщаемся с «Востоковедением», «Гуманитарными науками» и «Экономикой и социальными науками»!

«Востоковедение» — дело серьезное!

На «Востоковедении» программа носит интегративный характер. Она направлена на всестороннее изучение восточных регионов с выбором одного из 4 восточных языков: китайский, японский, корейский и арабский.

Обучение восточным языкам проходит в относительно маленьких группах, обычно около 10-15 человек. В 10-ом и 11-ом классах есть группы с нуля для тех, кто только начинает знакомство с языком, группы среднего уровня и группа для продолжающих — наших будущих звездочек ЕГЭ и олимпиад!

Каждый год при знакомстве с нашими новыми ребятами я спрашиваю: «Почему вы выбрали китайский язык?». Они всегда отвечают по-разному: кто-то уже изучал и хочет продолжить, кто-то хочет попробовать что-то новое, совсем незнакомое, кто-то из ребят уже точно знает, что хочет работать с Китаем в сферах торговли, бизнеса, логистики и других, кому-то нравятся культура и традиции, некоторые считают, что будут более конкурентоспособными на рынке труда, если будут знать ещё и китайский язык. На самом деле, причин гораздо больше, но хочу отметить, что китайский язык выбирают самые отважные лицеисты, ведь нужно достаточно много времени, чтобы его освоить!

— Вероника Альбертовна Шашкова, заведующая кафедрой востоковедения, преподаватель китайского языка.

Лицеисты осваивают восточные языки и погружаются в богатейший мир культур, экономики и истории стран Востока. На профильных предметах на выбор, таких как литература Востока, история и культура восточных стран и общественно-политическое развитие Востока, ребята получают фундаментальные знания, которые становятся прочной основой для дальнейшей специализации.

Такой формат обучения, заложенный с самого создания направления, помогает лицеистам определить свой вектор развития и в будущем углубиться в изучение конкретного региона — будь то Китай, Япония или Ближний Восток — уже на уровне бакалавриата или магистратуры.

Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления «Востоковедение»

Все учащиеся получают возможность освоить основы сразу нескольких аспектов востоковедения, что позволяет шире взглянуть на региональные особенности и их взаимосвязь. При этом каждый лицеист сохраняет свободу выбора: можно сменить изучаемый язык или добавить другие профильные предметы, более интересные лично для него!

Наши лицеисты-востоковеды с головой погружаются в культуру восточных стран не только в пределах учебных кабинетов. Зимой и летом они отправляются в образовательные поездки в Китай, где совершенствуют языковые навыки и открывают для себя уникальные традиции и культуру страны. Эти поездки — намного больше, чем учеба: лицеисты посещают музеи и выставки, участвуют в мастер-классах, где могут прикоснуться к искусству каллиграфии, традиционной чайной церемонии или древним настольным играм.

Помимо путешествий, наши востоковеды активно участвуют в жизни Школы Востоковедения, например, посещают Факультетские Дни и встречи Китайского клуба НИУ ВШЭ. Разговорные клубы, творческие занятия и погружение в культурный контекст делают изучение восточных языков более полным и многогранным!

«Гуманитарные науки»: 4 трека, 4 мира

Для лицеистов с Гума предусмотрены 4 образовательных трека внутри направления, что помогает самоопределиться внутри разнообразия гуманитарных специальностей. Ввиду широкой вариативности учебного плана и большого количества образовательных программ, с которыми сотрудничает направление, треки выделяются в зависимости от предполагаемой программы поступления. Каждый из них предполагает освоение разного типа компетенций, имеет свои уникальные образовательные результаты и связан с характером предполагаемой образовательной траектории в дальнейшем. 

  1. Академический трек для тех, кто стремится освоить теоретические знания и погрузиться в научные исследования. Особое внимание уделяется подготовке к олимпиадам по профильным предметам направления.

  2. Трек «Креативные индустрии» ждет тех, кто хотел бы развить свой творческий потенциал и построить карьеру в сфере журналистики, рекламы, медиа или кино. Лицеисты будут участвовать в творческих конкурсах, создании креативных продуктов и развитии проектного мышления.

  3. Культурологический трек подойдет для ребят, которые интересуется олимпиадами по МХК и культурологии, культурологической оптикой. Абсолютное погружение в научные области о культуре и истории искусств!

  4. Трек «Международные отношения» — программа для тех, кто хочет  посвятить себя работе в сфере международной политики, дипломатии и глобального сотрудничества. Делаем упор на лингвистику, историю, изучение двух иностранных языков.


Анастасия Вадимовна Русакова, руководитель направления «Гуманитарные науки»

Треки появились на Гуме только в этом учебном году для набора 2024-2025 и призваны помочь лицеистам определить свой путь в широком многообразии гуманитарного знания. Это возможность собрать персональный набор предметов, при этом не только полезный, но и вдохновляющий. Более того, треки позволяют попасть в группу единомышленников, с которыми можно работать над совместными проектами и исследованиями.

Каждый трек предусматривает свой уникальный набор предметов, которые позволяет лицеистам выбрать, какие дисциплины они будут изучать на базовом уровне, а какие — на углубленном. В структуре каждого трека выделяются три ключевые составляющие: учебный план — основная образовательная программа с обязательными профильными предметами, элективы — два дополнительных предмета, которые дополняют учебный процесс и расширяют знания в выбранной области и ФД — Факультетский день.

Смена трека возможна в рамках Юрьевых Дней, а формат Карусели факультетских дней и мероприятий разных треков дает возможность познакомиться с их спецификой.

Несмотря на то, что во всех школах гуманитарные направления идентичны и включают изучение литературы, обществознания, истории и иностранных языков, «Гуманитарные науки» в Лицее являются эксклюзивными:

  • Факультетские дни позволяют погрузиться в будущую университетскую среду еще на школьной скамье. Например, это могут быть «Медиакоммуникации и журналистика» для трека Креативные индустрии, «Философия» для Академического трека, «История искусств» для Культурологического трека и «Международные отношения» для одноименного трека.

  • Индивидуальные учебные планы предоставляют возможность самостоятельно сформировать подходящий набор предметов.

  • Элективные курсы включают уникальные дисциплины: мировую художественную культуру, исследования современной культуры, олимпиадную литературу и историю, а также изучение пяти иностранных языков, включая французский, испанский и немецкий, которые не представлены ни в одном другом направлении Лицея.

Такой подход позволяет каждому лицеисту найти свой путь в гуманитарных науках и максимально подготовиться к обучению в университете!

Готовимся к поступлению на «Экономике и социальных науках»

На направлении ключевой позицией для формирования учебного плана является выбор между экономическими специальностями, социальным управлением и философско-политологическим треком.

Наталия Кирилловна Иконникова, руководитель направления «Экономика и социальные науки»

Образовательные треки оформляются по-разному. Они могут быть реализованы как разные модели учебных планов, в рамках которых лицеисты делают свой выбор, а могут как «мягкая» модель треков: мы подсказываем рациональное с точки зрения подготовки к поступлению в вуз сочетание предметов. Технически можно совместить предметы из таких «мягких» треков, выполняя другие требования к учебному плану, — такие ситуации обычно обсуждаем с лицеистами. Возможно, их выбор траектории поступления не является вполне профильным для направления в Лицее и требует именно такого сочетания предметов, но они хотят учиться именно на этом направлении!

Чтобы поступить в университет на программы экономического и социального циклов, нужно сдать ЕГЭ по профильной математике, ведь углубленное изучение математики и статистики продолжится и на бакалавриате. Поэтому у ребят, выбирающих профили «Экономика» или «Социология» в учебном плане предусмотрено углубленное изучение математики, при этом история проходится на базовом уровне. Для поступления на «Политологию» требуется сдать ЕГЭ по истории, поэтому лицеисты с такой траекторией углубленно изучают историю, но математику — базово.

Дополнением к профильному предмету является один из элективных курсов: финансовая грамотность для экономистов, теория культуры и философия для политологов и социологов. Веяние времени — трек в НИУ ВШЭ «Вычислительные социальные науки». Для знакомства с ним предусмотрен электив «Программирование и вычисление в социальных науках», который может дополнить любой профиль подготовки!