• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лаборатории и мастерские: первые шаги в исследованиях и проектах

В этом году в Лицее запустились лаборатории и мастерские для 8-ых классов. Об их тематиках, форматах и целях — в большом интервью и комментариях!

Лаборатории и мастерские: первые шаги в исследованиях и проектах

В этом учебном году в Лицее появились Лаборатории и мастерские (ЛиМы), которые открыли восьмиклассникам путь в академическую среду и проектную деятельность. ЛиМ — это первый шаг к освоению навыков, которые пригодятся в написании научных работ в 10-11 классах и даже в вузе. 

Лицеисты погружаются в мир командных исследований, учатся решать задачи совместно и вносить равный вклад в общий результат. Работа в ЛиМах строится на принципах сотрудничества: ребята взаимодействуют с опытными наставниками, которые помогают найти ответы на сложные вопросы.

Узнать больше о лицейских лабораториях и мастерских можно на их странице на сайте

Интервью о ЛиМах

Сегодня мы поговорили с Еленой Александровной Тютиной, чтобы узнать всё самое важное о занятиях восьмиклассников в рамках ЛиМов.



Елена Александровна Тютина
преподаватель истории и координатор сопровождения исследований ИВР

 

Как проходит работа? Уже есть промежуточные результаты? 


— Подводя итоги двухмесячной работы, можно сказать, что проект запущен и находится в стадии активной реализации образовательных программ. А начиналось всё так: в сентябре прошла Ярмарка ЛиМ, где лицеисты впервые столкнулись с исследовательской и проектной деятельностью. В течение всего сентября они посещали различные лаборатории и мастерские, где знакомились с преподавателями и теми областями, в которых можно развиваться. К 1 октября каждый восьмиклассник выбрал для себя ЛиМ и началась настоящая работа.  

 

Сколько ЛиМов открыто сейчас? Какой их них самый многочисленный?


— Изначально мы запустили 32 ЛиМа, но после того, как ребята сделали свой выбор, нам пришлось пересмотреть некоторые позиции. С кем-то из ведущих, к сожалению, нам пришлось попрощаться, так как спрос на несколько лабораторий был невелик, а для каких-то наоборот пришлось экстренно искать дополнительных преподавателей, а также проводить отборы.

Как мы и ожидали, на исследовательскую деятельность ребята соглашаются с осторожностью, потому как она кажется им довольно сложной. И поэтому у нас есть небольшие, но очень уютные лаборатории по философии, лингвистике, древнему Риму. Исключением стали лаборатории по психологии у Александры Толстенко и Елены Исаевой, а также по обществу у Ильи Баскакова — в эти лаборатории записались много лицеистов.

Напротив, в практикоориентированных мастерских ребята с удовольствием занимаются довольно большими группами. Самой популярной мастерской стало бизнес-проектирование «От идеи к реализации», куда записалось 65 человек! Мы проводили отбор по эссе и разделили лицеистов на две группы, подключив второго преподавателя. Вторыми по популярности стали мастерские дизайна и ивент-менеджмента, в аудиториях которых тоже не всегда хватало посадочных мест.  

 

Как, где и когда проходят ЛиМы?


— В основном все занятия проходят в здании на Лялином переулке, ведь именно для Футуритета участие в ЛиМах является важной составляющей образовательной программы. Но также есть мастерские и лаборатории естественно-научного и информационного циклов, которые проходят на Солянке: гидробиология, IT-проектирование, проектирование с использованием ИКТ и психология. Все ЛиМы начинают свою работу после окончания основных занятий в 16.20. Есть одна мастерская по созданию видео-эссе, которая с середины ноября будет проходить на базе Факультета Дизайна.

 

Что еще нам точно стоит знать о ЛиМах?


— Хочется отметить, что каждая лаборатория и мастерская уникальна, каждый преподаватель создавал собственную программу для своего курса. В целом, за октябрь большинство ведущих ввели основные понятия как для исследований, так и для проектов, показали специфику области и заложили основу создания самостоятельных работ лицеистов. 

Сейчас на ЛиМ проходят встречи-знакомства со специалистами из области или готовятся выезды в настоящие лаборатории большой Вышки. Кто-то планирует поход в театр, а кто-то — на литературные чтения. Все эти маленькие на первый взгляд шаги позволяют восьмиклассникам сформировать представление о научном мире и зачастую дают возможность задуматься об их будущей профессии.

Надеюсь, что к концу года все участники ЛиМов определятся с тематикой и сформулируют идеи своих исследовательских и проектных работ, которые в апреле месяце представят нам на большом ЛиМонном фестивале!  

Что делаем? В каких мастерских участвуем?

Чтобы подробнее узнать о ЛиМах, мы обратились к тем, кто знает о них больше всего, — к их ведущим. Они с удовольствием поговорили с нами о форматах работы и особенностях занятий в своих лабораториях и мастерских!

 

И не только ведущие мастерских поделились своими мыслями и эмоциями! Лицеисты также рассказали нам, что им нравится в занятиях больше всего и почему ЛиМы — это не просто программа на 1 год, а возможно даже старт карьеры в определенной сфере!

Не прошло и половины занятий, а мы уже полны ярких впечатлений и восхищены объемом новых знаний! Успехов вам в лабораториях и мастерских, наши восьмиклассники!