Интервью с Фёдором Борисовичем Успенским: «Выступления перед молодой аудиторией ценны тем, что остается за кадром: вопросами, дискуссией и интересными точками зрения»
Да, я действительно читал довольно много популярных лекций и делал много выступлений, рассчитанных на "неспециалистов". Не так часто, к сожалению, я выступаю перед школьниками. У меня нет никакой возрастной иерархии, но как раз эту аудиторию, молодую аудиторию, я очень ценю: у неё редкая способность задавать совершенно верные, можно даже сказать адекватные вопросы. С годами эта способность, к сожалению, утрачивается. Поэтому такие выступления ценны для меня, прежде всего, тем, что остается за кадром, следует после лекции.
Во-первых, мне было важно объединить в этой теме историческое и филологическое знания. Вопрос наименования боевого стяга норвежского короля — это ровно та точка, где интересы филолога и интересы историка могут сойтись. Я не уверен, что обязательно сходятся, но могут сойтись!
Кроме того, действительно, мне сейчас просто интересен этот сюжет, потому что он довольно стереоскопично, объёмно показывает некоторую сложность того материала, с которым мы имеем дело. Ведь речь идёт о христианской стране, где практикуются магические экзорхизмы. Интересно понаблюдать, как одно сочетается с другим, уживается с ним. Думаю, это в целом один из самых интересных вопросов, когда занимаешься скандинавскими древностями.
*Речь о "Sigrfluga" — названии знамени короля Сверрира — что буквально можно переводить как "Муха победы" (прим. ред.)
Вы удивитесь, но как раз сейчас я меньше всего занимаюсь скандинавскими сюжетами и целиком погружён в написании книги о выборе имён в Московской Руси — о том, какие практики выбора имён существовали, условно говоря, с 14 по 17 век. К Скандинавии сейчас обращаюсь, к сожалению, реже, чем того хотелось бы.
Скучаю и собираюсь вернуться. Но сейчас другая муха в меня попала, и я должен следовать её велениям!
Думаю, если при поступлении у вас нет конкретной цели или периода, который хотелось бы исследовать, я бы посоветовал идти "на человека", независимо от того, чем он занимается. Если это очень хороший лектор, скажем, по поэзии Некрасова, а вы все время интересовались, предположим, японской литературой, все равно надо попробовать заняться поэзией Некрасова.
Конечно, не могу не выступить в несколько рекламном качестве и не порекомендовать занятия скандинавскими древностями в Вышке и, в частности, в "Варяжском клубе", который по-прежнему существует в нашем университете. Сейчас за скандинавские древности отвечает Дарья Сергеевна Глебова: есть возможность учить язык, читать древние тексты. Конечно, я всячески приглашаю интересующихся Средневековьем к нам.
Я бы дал два совета, исходя из опыта своей академической жизни последних десятилетий.
Во-первых, заниматься не темами, а проблемами, искать в любой теме проблему. Искать что-то тебе непонятное, что-то, что тебя цепляет и вызывает чувство недоумения. Заниматься этим, пытаясь разрешить загадку.
И, кроме того, помнить о том, что академическая наука, особенно наука гуманитарная, это вещь очень социальная, очень направленная на коммуникацию, на общение людей друг с другом. Невозможно закрыться в кабинете (хотя иногда очень хочется!) и заниматься знаточеством, корпеть над рукописью, утешая себя мыслью, что во всей вселенной нет человека, который бы так ее постиг, как ты. Это все вредные ходы и мысли. Обязательно надо рассказывать о своих занятиях, выступать с докладами, со временем писать статьи и публиковаться. Но начинать с полной своей открытости к миру. Не таить в себе эти интересы, считая, что ты чего-то не дорос или что-то перерос. Это всё неважно. Со своими результатами надо выходить в профессиональную среду, которая и будет оценивать, дорос ты или перерос.