• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Гуманитарно-креативный выезд Трифона: связь поколений

В начале каникул лицеисты и кураторы Трифона уехали на базу в Подмосковье, чтобы вместе исследовать и создавать что-то новое! Лицеисты исследовали наиболее интересные им области, а в конце поездки создали проекты на основе найденных материалов. Подробнее о поездке в публикации от медиакоманды выезда!

Гуманитарно-креативный выезд Трифона: связь поколений

Во время выезда ребята с направлений Трифона — Востоковедения, Гуманитарных наук, Дизайна и Юриспруденции — распределились на несколько групп по интересам. Так и сложилось, что юристы и дизайнеры проникались литературой и участвовали в дискуссиях, а гуманитарии и востоковеды узнавали больше о мире моды. Однако хотим рассказать обо всех особенностях выезда подробнее — начнем с мастерских!

Читательские практики: списки чтения и личные библиотеки XX и XXI веков

«Мы исследуем организацию книжных шкафов разных поколений, чтобы узнать, есть ли у нас общие читательские интересы и какие книги определяют каждое поколение»

— Татьяна Алексеевна Земскова, преподаватель словесности в Лицее и куратор мастерской.

В этой мастерской лицеисты изучали литературу в контексте преемственности поколений. Ребята проводили опрос среди всех участников выезда на тему книг. «Какая книга сильнее всего на тебя повлияла?», «Как книги расставлены у тебя в шкафу?» — на эти и многие другие вопросы они искали ответ среди других лицеистов и преподавателей, а затем анализировали статистику. Более того, в ходе обсуждения на лекциях куратор мастерской, Татьяна Алексеевна Земскова, вводила ребят в литературный и исторический контексты, погружая еще глубже в суть вопроса.

На итоговой конференции ребята представили данные, которые получили из опросов и сравнения их результатов. Респондентами были выбраны три группы: родители, преподаватели и лицеисты. Интересно, что во многих вопросах ответы совпали, несмотря на разницу в возрасте!

Детективка

В первый день выезда лицеисты-актеры устроили настоящий перфоманс! На территории корпуса стояли 8 станций, каждая из которых отыгрывала свою часть сюжета. Ребята разделились на 5 команд, и их задачей было разгадать, кто же обманул Джулию и кто такой Эндрю? Однако у команд была разная цепочка станций, поэтому и догадки складывались не так легко и далеко не сразу! Тем не менее, все повеселились на славу.

«Это было легендарно», как сказал бы Эндрю в роли деда!

Мечта зумера и разочарование иксера: поколения X-Y-Z в России

«Наша мастерская была посвящена исследованию ценностей различных поколений российского общества: мечтам зумеров, разочарованиям иксеров и идеалам миллениалов»

— Татьяна Андреевна Мясникова, преподаватель ТОК в Лицее и куратор мастерской.

Что такое «теория поколений» Штрауса и как она работает? Именно на этот вопрос лицеисты искали ответ на станции. Работая в группах, ребята разбирались, кто такие «иксеры» и «зумеры» и какие их отличительные черты можно выявить. Куратор мастерской, Татьяна Андреевна Мясникова, помогала ребятам и вместе с ними искала ответы на поставленные вопросы.

В качестве итога своей работы команда представила классификацию поколений и сравнила их друг с другом!

Воспитание бунтаря: следственные дела декабристов

«У нас сталкиваются интересы нескольких эпох по отношению к декабристам: потомки-учёные Лотман и Ключевский и современники позиции власти Николая I»

— Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления «Юриспруденция» в Лицее и куратор мастерской.

Лицеисты с головой погрузились в историю одного из самых известных восстаний в Российской империи — восстания декабристов. Ребята анализировали тексты Ю.М. Лотмана и В.О. Ключевского и сравнивали их с мыслями и заключениями современников-декабристов. Сильно ли изменился взгляд на ситуацию у будущих поколений? Как предстают перед нами декабристы сегодня? Ребята искали эти ответы вместе с кураторами станции, Алексеем Яковлевичем Орловским и Анной Валерьевной Путенихиной.

В конце выезда команда представила таблицу сравнения, составленную на основе анализа, представила основные черты декабристов, рассказали интересные факты о них и даже провели интерактив, благодаря которому другие лицеисты узнали, к какому разряду внутри движения они могли бы себя причислить.

Что? Где? Когда?

Во второй день выезда одна из команд устроила квиз для остальных участников поездки. Лицеисты боролись против преподавателей и своих знакомых за звание победителя игры «Что? Где? Когда?». Вопросы затрагивали различные способы восприятия информации: вопросы на общую эрудицию, реверсивная версия песни, угадайка мультфильма по картинке, созданной искусственным интеллектом. Конкуренция была ожесточённая, но именно благодаря этому игра стала интереснее!

Молодые взрослые в литературе: чем они (не) похожи на нас?

«Наша мастерская помогает, мне в том числе, понимать подростков. Помогает нашим участницам увидеть в себе подростка и взрослого тоже, увидеть эти отличия между собой подростком и взрослыми»

— Мария Андреевна Лобойко, преподаватель словесности в Лицее и куратор мастерской.


«Она про поколения литературных героев сквозь времена и страны»

— Александра Витальевна Бусленко, преподаватель словесности в Лицее и куратор мастерской.

В этой мастерской лицеисты познавали себя через литературные произведения: рассматривали героев-подростков в различных книгах от XVIII до XXI века, анализировали и сравнивали их, а также искали сходства между ними и взрослыми персонажами. В этом непростом деле им помогали педагоги — Мария Андреевна Лобойко и Александра Витальевна Бусленко.

На итоговой конференции ребята представили сравнения героев, рассказали про их схожие черты, а также про различия характеров.

Связь времен: мода и стиль поколений 20 века. Визуальное исследование

«Наша станция — это визуальное исследование изменений модных тенденций, конструирования женского образа в моде и стилистического развития так индустрии, так и в художественной литературе»

— Виола Гинтаро Жябраускайте, руководитель направления «Дизайн», и Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления «Востоковедение», кураторы мастерской.

На этом выезде лицеисты познакомились с мировой модой и модой 20 века. Первое занятие прошло в формате дискуссии, во время которой ребята не стеснялись высказывать идеи и искать подходящие для анализа темы! Кураторы этого направления — Виола Гинтаро Жябраускайте и Николь Николаевна Сукиасянц — помогали подопечным совершенствовать свои задумки.

А как реализовали идею связи поколений? Лицеисты сравнивали различные элементы одежды, например, украшения и рассматривали, как менялся вкус общественности, что было в то или иное время «последним писком» моды, а сейчас считается чем-то несуразным.

В итоге ребята разделились на 3 команды, и каждая подготовила собственное исследование на тему моды:

  • «Разница в нарядах в двух фильмах «Мулен Руж» разных годов»;
  • «Принцип адаптации трендов с подиума в массмаркет»;
  • «Как менялась женская мода и что на это влияло».

Баттл поколений

В конце второго дня выезда прошел «батл поколений». Лицеисты разделились на команды, и все, включая команду преподавателей, случайным образом вытянули эпоху, в которую им необходимо было погрузиться. Дальше, исходя из века, участники придумывали визитки и задания для других команд. Им пришлось угадывать, кто из членов команды XXI века «скуф», а кто «квадробер», участвовать в дебатах на тему изобретений, петь песни разных времен и пытаться узнать возможную профессию будущего при помощи «да-нет-ок».

Картинки как элементы коммуникации: знакомый и незнакомый рунет

«Мы изучаем развитие визуального языка в интернете (ру) во всём его многообразии, во всех своих противоречиях. То, чем занимаются ребята, — это очень малоизученая тема, поэтому они как исследователи сталкиваются к огромным количеством вопросов: как изучить, как найти, как презентовать — и талантливо находят ответы на эти вопросы!»

— Денис Александрович Усов, преподаватель Теории познания в Лицее и куратор мастерской.


«Наше направление изучает, как менялись картинки в рунете: есть ли поколения картин, в каких условиях они появляются — в технических или в культурных?»

— Андрей Александрович Елисеев, преподаватель Теории познания в Лицее и куратор мастерской.

Как появился интернет? У кого возникла потребность соединить компьютеры? Откуда взялся знак «@»? На все эти вопросы с радостью ответят кураторы этого направления — Денис Александрович Усов и Андрей Александрович Елисеев! На первом занятии ребята читали увлекательные статьи про сети и платформы, обсуждали картинки с мемами и использование гифок и стикеров. Также ребята попытались прочувствовать, каково было их мамам и папам, когда в их жизнь активно внедрялись новые технологии, их ожидание, радость, а может даже разочарование.

На итоговой презентации команда рассказала о происхождении некоторых мемов, стикеров и их распространении и первых социальных сетях и платформах, на которых они стали популярными. Лицеисты проследили, как развивались мемы от одних из первых «гэгов» до современных картинок.

Медиакоманда выезда

«Наша мастерская позволяет увидеть весь гуманитарно-креативный выезд целиком»

— Анастасия Вадимовна Русакова, руководитель направления «Гуманитарные науки» и куратор мастерской.

У медийщиков — всем привет, это мы! — работа никогда не стоит на месте, как и они сами! Во время выезда лицеисты работали в здесь и сейчас, в режиме реального времени, посещая все лекции и мастерские. Они смогли попробовать себя в роли фотографов, видеографов и райтеров. Их глазами вы прямо сейчас видите все события выезда!

Итоговая конференция и сюрприз от кураторов

То самое событие, завершающее аналитическую работу всех мастерских. На конференции каждая команда продемонстрировала презентацию своей мастерской: выдвинула гипотезы, рассказала про ход работы, методы и результаты исследований. А позже начался свободный просмотр плакатов-проектов, которые, говоря по секрету, вы скоро сможете увидеть на Трифоне, приезжайте в гости!

Лицеисты подходили к работам других групп, а авторы, в свою очередь, рассказывали дополнительную информацию по теме. Все тематики поездки объединились в одно время и в одном месте!

А после конференции преподаватели устроили лицеистам сюрприз в виде… обнимашек! Участники выезда повязывали друг другу ниточки, говорили приятные слова и обнимались. Это стало лучшим закрытием смены, ведь все смогли поделиться своими эмоциями и чувствами, сказать «спасибо» своим друзьям и преподавателям!

Выезд был очень познавательным: лицеисты и педагоги не только отдыхали и играли, но и усердно исследовали выбранные области, а позже воплощали свои идеи в проектах. Такая поездка точно надолго запомнится всему Трифону: она сплотила ребят и подарила им множество приятных моментов!

Участники выезда благодарят организаторов за эту поездку и с нетерпением ждут новых приключений!

Итоги поездки: рассказывают преподаватели и лицеисты

За подготовку статьи благодарим Варвару Корягину из группы «10г1» и Варвару Тихонову из группы «10г2»!
Фотографии Александра Морозова, 10ю2
Автор видео Полина Пятицкая, 11ю2