• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

День направлений: обо всём и всех за один день. Часть 1

Каждый год в начале октября Лицей делится на 9 совершенно непохожих друг на друга миров, приглашающих побывать у себя в гостях и проникнуться их атмосферой. Это День направлений — часть программы адаптации, когда 8-е и 9-е могут поближе познакомиться со старшей школой, а 10-е — организовать своей первое мероприятие на новом направлении.

День направлений: обо всём и всех за один день. Часть 1

Начнем с четырех направлений, расположившихся в новом здании Лицея на Трифоновской или, как его уже ласково называют, на Трифоне.

Как же прошел День направлений на Востоке, ГУМе, Дизайне и Юриспруденции?

Востоковедение: путешествие на Восток сквозь века и культуры

День направления «Востоковедение» собрал на своей площадке всех любителей и знатоков азиатских культур. В течение дня лицеисты и приглашенные гости могли погрузиться в атмосферу Востока, познакомиться с традициями, современными трендами и уникальными аспектами восточных стран, а также узнать о возможностях, которые открываются для лицеистов направления.

Организаторы подготовили насыщенную программу, включающую как образовательные, так и развлекательные мероприятия.

  • Q&A «Из Лицея в Японию!»

В рамках этой части лицеисты смогли пообщаться с выпускницей направления — Софией Зборовской, которая рассказала о своем опыте стажировки в Японии. Участники получили ценные советы о том, как планировать учебу и путешествия в Стране восходящего солнца, и узнали, с какими культурными и академическими особенностями можно столкнуться, обучаясь в японских вузах.

  • Лекция «Японский макияж: от гейш до гяру»

Мастер-класс, подготовленный проектом «Make it up!», был посвящен эволюции японского макияжа: от изысканных образов гейш до ярких и броских стилей современной молодежной субкультуры гяру. Гости смогли увидеть, как изменялись стандарты красоты в Японии на протяжении веков и как макияж отражает общественные изменения и взгляды на женственность.

  • «Выжить в Монголии: еда, гостиница, ноль»

Интересный доклад от преподавателя Яны Дмитриевны Леман и студентов Института Востока и Классического Востока НИУ ВШЭ (ИКВИА) погрузил слушателей в мир Монголии — страны с уникальными традициями и культурой кочевников. Лицеисты узнали, какие блюда стоит попробовать в Монголии, как организовать поездку и что делать, если вы оказались в степи наедине с природой.

  • «Модные тенденции Японии и Южной Кореи: 60-е VS 21-й век»

Проект «PODIUM lyc» представил увлекательное исследование об эволюции моды в двух ведущих азиатских странах. Студенты сравнили стиль и моду Японии и Южной Кореи 60-х годов с современными тенденциями, проанализировав, как культура и политика повлияли на развитие модных трендов.

  • Q&A с выпускницей образовательной программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии»

Встреча с Анастасией Вериной дала участникам возможность узнать, какова реальная академическая и карьерная траектория выпускника востоковедения, и какие возможности открываются перед теми, кто решает учиться по программам двойных дипломов. Анастасия поделилась личными историями и опытом работы в сфере международной политики и экономики.

  • Мехенди и роспись шопперов от проекта «Orientale»

Визажисты проекта «Make it up!» предлагали всем желающим попробовать себя в искусстве мехенди, украшая руки участников изящными узорами хной, а творческая станция от проекта «Orientale» по росписи шопперов позволила каждому создать уникальный аксессуар с арабскими и восточными орнаментами.

  • Японское гадание Омикудзи

Проект «Компас на восток» представил участникам традиционное японское гадание омикудзи, позволив всем заглянуть в будущее и получить бумажное предсказание. Это гадание, популярное в синтоистских храмах, помогает узнать, что ждёт в личной жизни, учёбе и карьере.

  • K-POP Random Dance и кавер-денс выступление

Восточная музыкальная культура не осталась в стороне: танцевальный коллектив SATURNDAYS team представил динамичный кавер-денс на песню «Armageddon» от группы aespa, а команда L(C)DC устроила зажигательный K-POP Random Dance, в котором каждый мог проявить свою любовь к корейской музыке и хореографии.

  • Кроссворд о Востоке и настольные игры

Интерактивная станция, посвященная культуре Востока, предлагала участникам разгадать тематический кроссворд, а любители интеллектуального досуга могли попробовать себя в традиционных японских настольных играх, таких как го и сёги.

  • Сюрприз от партнеров

В завершение дня участников ожидал специальный сюрприз от партнеров мероприятия — сети ресторанов "Чихо", которые предоставили 80 порций традиционного китайского обжаренного риса с овощами.

Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления «Востоковедение»

День направления «Востоковедения» стал не просто образовательным событием, а самым настоящим праздником культурного разнообразия и творчества. Все части мероприятия были подготовлены с душой и энтузиазмом, и лицеисты продемонстрировали высокий уровень знаний и заинтересованности в выбранном направлении. Этот день показал, что востоковедение — это не просто изучение языков и культур, но и уникальная возможность погружения в мир азиатских традиций, современности и глобальных процессов. Такие мероприятия помогают не только расширить кругозор, но и вдохновляют на дальнейшее углубление в выбранную область, открывая новые перспективы для каждого, кто интересуется Востоком.

Мы с нетерпением ждём новых встреч и событий, которые продолжат открывать для нас богатый и многообразный мир восточных культур!

После насыщенной программы в Лицее, участники Дня направления продолжили свое культурное путешествие в Государственном музее Востока, где для них были организованы экскурсии по четырем тематическим экспозициям: «Искусство Японии», «Искусство Кореи», «Искусство Китая» и «Искусство Ирана».

Каждая из экскурсий стала увлекательным дополнением к лицейским мероприятиям и позволила ребятам вживую увидеть произведения искусства, о которых они несколько часов назад узнали от наших востоковедов. Особенно волнующим было ощущение непосредственного соприкосновения с культурным наследием этих стран: изящными японскими гравюрами, корейской керамикой, китайской живописью и иранскими миниатюрами.

 

Гуманитарные науки: погружение в большую Вышку

День направлений на ГУМе был полон гостей из большой Вышки: от студентов, выпускников Лицея, до преподавателей, с которыми ребятам еще предстоит познакомиться на Факультетских днях или в будущем, после поступлении на Факультет креативных индустрий (ФКИ ВШЭ). 

  • Ток-шоу с выпускниками

День начался с теплой и приятной встречи: ребята, выпустившиеся всего несколько месяцев назад, снова оказались в родных стенах Лицея, но говорили уже не о горящих дедлайнах и закрытии семестра, а о своих основных достижениях за годы в Лицее. В гости пришли Дарина Петрачкова — бывший представитель Совета Лицеистов, Настя Апарцева — глава АВ и дважды стобалльница ЕГЭ по русскому языку и литературе, Илья Русинов — победитель огромного количества конкурсов по видеографии, а теперь и студент ВГИК, а также Злата Серова — абсолютный победитель Высшей пробы по социологии, политологии и обществознанию, координатор пиара и медиа на общелицейском мероприятии «Ночь в Лицее».

  • Игра-симуляция для трека «Международные отношения»

Еще одной площадкой стала игра от Факультета Международных отношений НИУ ВШЭ. Преподаватели провели для лицеистов игру-симуляцию «There will be oil» о международных торговых переговорах в ходе урегулирования энергетического кризиса.

  • Литературный маскарад для трека «Академический»

Соревновательную жилку в этот день решил добавить Факультет гуманитарных наук (ФГН ВШЭ) и провёл литературный маскарад. Однако перевоплощаться в персонажей классической литературы было необязательно — ребята нужно было продемонстрировать свои знания по предмету и привести свою программу к победе в этот прекрасный литературный вечер! В рамках этого квиза участникам предстояло немало заданий: загадки о замене героев, предметов, географических названий и много другого во фрагментах известных произведений. Нужно было рассмотреть «переодетые» тексты и узнать «маску», зашифрованное таким образом произведение и его авторов, а по возможности даже восстановить исходный текст. 

  • Мастер-класс для трека «Креативные индустрии»

Мастер-класс для гостей направления провел академический руководитель программы «Журналистика» Иван Андреевич Князев: на тему «Работа новостного ведущего».  Иван Андреевич вместе с ребятами разобрал законы новостного жанра, научил готовиться к эфиру, а также обсудил профессиональные компетенции и экстремальные ситуации, которые случаются с каждым в сфере креативных индустрий.

  • Квиз для Футуритета и игра «16/25»

Завершением дня стали квиз для Футуритета. Ребята из 8-ого и 9-ого классов не только познакомились с особенностями направления, но и сыграли в лицейскую игру «16/25», которую искренне полюбило не одно поколение лицеистов и не один десяток преподавателей. Игра позволила ребятам примерить на себя роли учащихся направления и пройти этот увлекательный путь всего за пару часов, а не за два полноценных года. Получилась интересная демоверсия жизни на ГУМе, после которой многие восьмиклассники и девятиклассники наверняка влюбились в направление!

Анастасия Вадимовна Русакова, руководитель направления «Гуманитарные науки»

Хотелось бы выразить благодарность лицеистам с Футуритета, которые были очень заинтересованы в поступлении на наше направление в следующем году. Хотелось поблагодарить их за активность и за интересные вопросы, которые нас самих заставляли задуматься. Также выражаем благодарность нашим спикерам: Владимиру Владимировичу Файеру, Александре Павловне Гончаровой, Александре Дмитриевне Яньковой и Ивану Андреевичу Князеву. Коллеги позволили лицеистам ещё до начала Факультетского дня (и даже до начала Карусели!) погрузиться в университетскую жизнь и даже в свою будущую профессию.

День направления — это всегда важный праздник, который объединяет выпускников, абитуриентов Лицея и самих учащихся. Это всегда так же весело и атмосферно, как и обучение на «Гуманитарных науках»!

Дизайн: взгляд в будущее в Школе дизайна

Традиционно День направлений на «Дизайне» прошел в кампусе Школы Дизайна на Малой Пионерской: ребята впервые побывали в месте, которое в будущем станет для них по-настоящему родным.

  • HSE Art Gallery

День начался с погружения в дизайн. Лицеисты отправились в HSE Art Gallery, где ребят встретила ее директор, Васса Пыркова, к слову, тоже бывшая лицеистка! Она поделилась некоторыми особенностями кураторской работы и провела для лицеистов экскурсию по выставке: рассказала о техниках и способах выставления работ, а также других нюансах работы. После этого у ребят было немного свободного времени, которое кто-то уделил понравившимся экспонатами, а кто-то, конечно, фотографиям в стенах выставочного пространства под названием Белый куб. 

Работы на выставке, все до единой, были созданы студентами Школы дизайна, что невероятно вдохновило ребят! В будущем, в свои студенческие годы, они тоже могут стать такими же талантливыми студентами и открыть собственную выставку, стоит лишь верить в себя и очень этого желать (и, конечно, прикладывать усилия к достижению цели). В другом крыле галереи лицеистов ждал HSE Design Store — магазин кастомных вещей, также созданных студентами Школы Дизайна. Одежда, украшения, посуда, арты, графические работы — всё и даже больше ждало ребят, и они еще долго рассматривали различные изделия,  вдохновляясь атмосферой творчества.

  • Лекция о современном искусстве

Далее ребята отправились в одну из аудиторий кампуса, где их ждала лекция от Катерины Михайловой о современном искусстве и главных трендах в нем. Она также поделилась личным опытом поступления и обучения на бакалаврскую программу «Современное искусство». Как понять, про что ты, подходит ли тебе дизайн и современное искусство, какие могут быть векторы развития в этой деятельности? На все эти вопросы Катерина ответила в своем выступлении.

  • О концепт-арте от Ильи Лепешкина

Следующей частью программы стала лекция о концепт-арте от Ильи Лепешкина, куратора профиля «Концепт-арт и цифровое искусство». Рассказ был настолько завораживающем, что даже те, кто не представлял себя в этой отрасли, слушали с интересом. Илья — транспортный дизайнер, и он с большой любовью рассказал ребятам о своей работе и даже показал несколько последних проектов. В рамках лекции Илья познакомил лицеистов с набросками великих мэтров концепт-арта и вселенными, которые создавались для культовых фильмов и игр: Аватар, Звездные войны, Marvel и многие другие. Илья также поговорил с ребятами о художниках, которые разрабатывают целые миры, о различных направлениях концепт-арта и инструментах, используемых для такой кропотливой работы.

  • Студенческий киноальманах

День завершился просмотром киноальманаха студентов Школы Дизайна, которые сняли его на профиле «Визуальное искусство». Это были настоящие фильмы с известными актерами, уделяющие внимание социальным проблемам подростков, что в очередной раз за этот день помогло ребятам убедиться: всё возможно, если верить в это и делать всё для скорейшей реализации своих целей и мечт!

Виола Гинтаро Жябраускайте, руководитель направления «Дизайн»

День направления на «Дизайне» прошёл просто замечательно! Мы уже традиционно провели его в Школе дизайна, и я благодарю коллег за такую насыщенную и интересную программу. Также хочу сказать спасибо ребятаи, которые активно участвовали в беседах, задавали многочисленные вопросы и проявляли живой интерес. Мы все погрузились в этот день, и это отличный старт для дальнейшего обучения на Факультетском дне. А самое главное — ура, все задачи выполнены, организация безупречна! Атмосфера теплая и прекрасная, все рады, — и это главные показатели того, каким замечательным был этот день.

Юриспруденция: от 10-ых к 10-ым

У «Юриспруденции» в этом году появилась особая задумка, которая, как в «Гарри Поттере», — удалась как шалость! 

Юристы уверены, что День направления — это не случайно последняя, завершающая часть программы Адаптации. Всё, что происходило до, было некоторого рода инициацией: десятиклассники с конца августа узнавали больше о Лицее, погружались в учебную и внеучебную жизнь и именно на Дне направлений смогли смело заявить: "Теперь мы — настоящие лицеисты!"  В этот день они были уже готовы отдавать частичку себя другим ребятами. Именно поэтому День направления на Юре готовили именно 10-ые классы.

Подготовка мероприятия получилась очень масштабной и интересной!

Участие в организации Дня направлений — отличная возможность попробовать создать уникальный формат, который в дальнейшем может стать самостоятельным мероприятием. Такое на «Юриспруденции» уже случалось: конкурс муткортов (прим. ред. игровых судов) тоже начинался с Дня направлений и перерос в полноценное лицейское событие.

Каждая из частей этого большого дня была довольно масштабной и в равной степени важной. Сценарий Дня направлений, предложенный самими лицеистами, состоял из четырёх больших проектов, выстроенных друг за другом так, чтобы они ощущались как полноценный учебный день. Это было важно не только для десятиклассников Юра, но для гостей направления — ребят из 8-ого и 9-ого классов. 

Части мероприятия — какие же проекты были на Дне направления?

  • 2 в 1: театрализованный квест-расследование и игровой судебный процесс

Сюжетом квеста стало большое расследование с судебным процессом в конце. Двум командам — защитникам и обвинителям — нужно было пройти несколько этапов, чтобы собрать информацию для формирования своей позиции в зале суда. Такого рода большая ролевая игра!

  • Историко-юридический квиз

В актовом зале собрались команды, которых ожидали задания на смекалку и внимательность к деталям (в иллюстрациях были подсказки, но их замечали не все!). Квиз тоже готовили ребята-организаторы, и они стремились в первую очередь к тому, чтобы поделиться новым и необычным с участниками.

  • Юридический рэп-баттл «Голос: обновление»

В этой части программы присоединились многие: не только «юры» и ребята 8-9 классов, но и «гумы» с дизайнерами, услышавшие музыку и сразу влившиеся в процесс. Участникам нужно было зачитать текст административного правонарушения под предложенный бит. Это оказалось очень забавным — попробовал даже руководитель направления — это очень захватывает! Особенно ценным здесь была поддержка, которую ребята оказывали друг другу: пели вместе, если кто-то стеснялся, и всегда громко аплодировали.

  • Детективная игра «У каждого свой мотив»

Игра стала завершающим элементом этого дня. Она отличалась от всего, чтобы было до этого, — была ориентирована в большей степени на аналитические рассуждения. Здесь не было экшена, зато представлялись и прочитывались определенные роли, формировалась определенная ситуация, в которой участники могли свободно мыслить вслух, советоваться с сокомандниками и задавать вопросы.

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления «Юриспруденция»

Все эти объёмные и важные действия организовала отдельная команда ребят-десятиклассников, которым я очень благодарен за их труд. Также хочу поблагодарить кураторов 10-ых классов — Елену Александровну Тютину и Дарью Павловну Мирную, которые поддерживали лицеистов при подготовке проектов и всегда были рядом и во время подготовки, и в сам День направления.

Лично у меня от мероприятия впечатления очень хорошие! Хочу сказать спасибо ещё и ребятам 8-ых и 9-ых классов, многие из которых действительно с самого утра и до конца программы провели время с нами. Конечно, были и те, кто в какой-то момент приходил или уходил. Мы между собой, с организаторами, договорились, что это абсолютно нормально: побывать и на своем направлении, и заглянуть к другим в гости. Когда я уже выходил из Лицея вечером, я понял, что до сих пор улыбаюсь! У меня было чудесное настроение от того, как всё в итоге прошло, как выложились ребята, и какой чудесный день мы провели на нашем направлении!

Получилось ярко и оригинально, не так ли?

Совсем скоро расскажем о Дне направлений и на других направлениях!