• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Знакомство с коллегами из пяти городов: семинар для директоров и педагогов

Осенью этого учебного года Лицей принимал в гости учеников школ из разных городов России, где открыты классы компании «НОВАТЭК». Многие предложенные Лицеем форматы оказались сопровождающим учителям интересными, и мы договорились встретиться отдельно преподавательским составом, чтобы поделиться имеющимися наработками. Запланировали такую встречу на май, и вот, рассказываем, как она прошла.

Знакомство с коллегами из пяти городов: семинар для директоров и педагогов

Мы стремимся быть открытыми, стремимся быть полезными другим школам.
— Валерий Вячеславович Пазынин, директор Лицея НИУ ВШЭ

В этот раз Лицей встречал преподавателей, классных руководителей, завучей и директоров из пяти городов: Мурманска, Тюмени, Тарко-Сале, Салехарда и Новокуйбышевска. 

*О том, как прошла осенняя встреча с учениками и преподавателями школ из пяти городов, рассказывали здесь.

Ирина Владимировна Бархатова,
директор МБОУ СОШ №2, г. Тарко-Сале

Мы уже имели возможность общаться, даже несколько раз: к нам приезжали представители Лицея, мы приезжаем к вам.  

Чувствуется, что здесь работают настоящие профессионалы, которые горят своей работой и делают все возможное, чтобы сделать воспитательный и образовательный процессы в Лицее полезными и увлекательными для ребят. Я думаю, что одна из составляющих успеха лицеистов — это именно такая внимательная забота со стороны коллектива Лицея. Им очень повезло с выбором учебного учреждения. 

Благодарю всех, кто делился сегодня с нами своим опытом, это было очень полезно! Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Встреча началась со знакомства с кафедрой индивидуальной выпускной работы. Заведующие кафедрой ИВР — Елена Александровна Тютина и Антон Евгеньевич Юрьев — рассказали про специфику выпускной работы в Лицее, поделились яркими примерами исследований и проектов лицеистов, а после предложили приглашенным директорам и учителям составить портрет школьника-десятиклассника и подобрать к нему образ эксперта, который будет сопровождать учащегося на пути создания выпускной работы.

Анастасия Дмитриевна Власова,
классный руководитель,
преподаватель истории и обществознания МАОУ «Лицей» г. Салехард

Я в большом восторге от того, как построена исследовательская и проектная деятельность. Здесь передается довольно интересный опыт, много новых знаний, подходов и приемов по работе — для меня это важно, потому что я тоже занимаюсь в своем Лицее исследовательской и проектной деятельностью. Это не первый раз, когда я в Лицее НИУ ВШЭ, но очень заметно, как растет опыт.

У нас получился очень интересный опыт взаимодействия с теми системами проектной деятельности, которые выстроены в разных школах. Я была очень рада знакомству с коллегами из других школ и регионов!
— Елена Александровна Тютина, заведующая кафедрой индивидуальной выпускной работы в Лицее

 

Валентина Валериевна Сетежева, заместитель директора по учебной работе в Лицее, познакомила коллег с онлайн-курсами, доступными как для лицеистов, так и для учащихся других школ. Курсы по основным школьным предметам позволяют преподавателям организовать смешанное обучение, учащимся — самостоятельно освоить материалы основной образовательной программы, подготовленные преподавателями Лицея или даже большой Вышки.

Из большой Вышки на встречу с приглашенными коллегами пришел Кирилл Валентинович Сорвин, заместитель проректора НИУ ВШЭ и преподаватель Факультета социальных наук. Кирилл Валентинович рассказал о возможностях взаимодействия и сотрудничества с партнерскими школами в рамках проекта «Учитель-партнер». Проект направлен на создание и развитие устойчивых партнерских отношений факультетов НИУ ВШЭ с наиболее передовыми и активными преподавателями школ РФ.

Сейчас проект действует совместно с Факультетом социальных наук в рамках одного предметного направления — Обществознания, но в ближайшее время планируется расширение предметных направлений. 

Кирилл Валентинович также рассказал о планах нового проекта — это межшкольная кафедра социальных наук, которая формируется на базе кафедры общественных наук Лицея и представляет собой объединение работающих в школах Распределенного лицея НИУ ВШЭ и других школ РФ преподавателей обществоведческих дисциплин. 

Кафедра планирует организацию межшкольных групп для подготовки старшеклассников к олимпиадам обществоведческой направленности с возможным привлечением преподавателей, разработку необходимых для данных целей учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, распространение передовых преподавательских практик среди преподавателей обществоведческих дисциплин. 

На встрече были продуманы активности отдельно для директоров, заместителей директоров и для педагогов. С группой сотрудников с управленческой должностью работали Валерий Вячеславович Пазынин, директор Лицея НИУ ВШЭ, Валентина Валериевна Сетежева, заместитель директора Лицея по учебной работе, Марина Рафаеловна Оганесян, заместитель директора Лицея по внеучебной деятельности, и Рустам Фаильевич Байбурин, заместитель директора Лицея по развитию.

Коллеги смогли задать управленческой команде Лицея интересующие их вопросы о жизни лицеистов, сотрудников и Лицея в целом: об адаптации учащихся в Лицее, преимуществах лицеистов при обучении в большой Вышке, об особенностях приемной кампании и вступительных испытаниях, об организационной структуре администрации Лицея, о работе с олимпиадным движением — Лицейских олимпиадных сборах.

А гости-преподаватели смогли узнать больше о кафедре Теории познания* в Лицее с помощью Анастасии Владимировны Шалаевой, заведующей кафедрой ТОК в Лицее, и Анастастасии Владиславовны Беляевой, преподавателя ТОКа и руководителя проекта по взаимодействию со школами. 

*Теория познания (ТОК) — курс, формирующий навыки критического и аналитического мышления, посвященный основным проблемным сюжетам формирования научного знания, современной научной методологии и институтов знания.


Татьяна Анатольевна Савина,
заместитель директора,
преподаватель биологии и химии МБОУ СОШ №2 г. Салехард

На мой взгляд, критическое мышление — это развитие всех компетенций, поэтому его развитие так важно, тем более — в образовании. Я была на занятии по внедрению курса критического мышления — очень понравилось! Мы были объединены в команды по разным предметным областям и в командах составляли метапредметные связи и задания в рамках заданного предмета. Уже хочется попробовать выстроить свои уроки, внедряя методы критического мышления!

Коллеги узнали, как на занятиях теории познания старшеклассники Лицея учатся применять навыки критического мышления на практике: анализируют современную культуру с помощью социологических и культурологических концепций, используют логические методы для решения аналитических задач, определяют различные методологии и формы работы со сложными современными феноменами культуры и науки, пробуют строить аналитические и критические тексты в разных исследовательских жанрах.


Лариса Викторовна Краснова,
классный руководитель,
преподаватель географии ГБОУ СОШ №8 ОЦ г. Новокуйбышевск

Я не первый и даже не второй раз в Лицее, при этом он не перестает меня удивлять! В Лицее постоянно ищут новые подходы в работе с учащимися, благодаря чему преподаватели и лицеисты всегда на одной волне. Обстановка, то, что видно повсеместно, говорит о том, что Лицей пытается объединить вчера и сегодня и быть как можно ближе к ребятам. Внедрение курса критического мышления — это прямое подтверждение того, что преподаватели Лицея осознали важность не только «подыгрывать» учащимся, но и в значительной степени направлять их, помогать ориентироваться в современном информационном потоке. В этом и заключается основная задача критического мышления: не принимать все «на веру», а выделять главное, значимое и ценностное.


Елена Васильевна Черкасова,
директор ГБОУ СОШ №8 ОЦ г. Новокуйбывшевск

Сегодня особенно полезным было то, что в рамках программы с коллегами из Лицея удалось найти точки соприкосновения, поговорить о том, что будет интересно нашим преподавателям. 

Моим основным запросом было узнать больше о подготовке ребят к олимпиадам, и меня вдохновили опыт и наработки преподавателей Лицея и всей системы в целом.

Рустам Фаильевич Байбурин,
заместитель директора Лицея по развитию

Из уникальных форматов Лицея гостям оказались интересны онлайн-курсы для смешанного обучения, курс по развитию критического мышления, опыт по сопровождению индивидуальных выпускных работ. Кроме этого, надеемся, что учащиеся и педагоги школ из пяти городов присоединятся к участию в «Летнем олимпиадном Лицее». Мы также пригласили на встречу рассказать о форматах работы с партнерскими школами заместителя проректора НИУ ВШЭ Кирилла Валентиновича Сорвина, благодаря чему гости заинтересовались возможностями проекта «Учитель-партнер».

Мы очень рады интересу коллег к образовательным практикам Лицея и университета, и теперь спланируем серию более подробных обучающих курсов и мероприятий.