• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечает Наталия Кирилловна Иконникова

«Невозможно выучить все, надо уметь использовать полученные знания, и мы стараемся объяснять и показывать, как это делать,» — Наталия Кирилловна Иконникова, руководитель направления «Экономика и социальные науки», преподаватель профильного и олимпиадного обществознания в Лицее.

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечает Наталия Кирилловна Иконникова

Что главное в подготовке к олимпиадам? 

Подготовка к олимпиадам — это большой объем работы, в том числе самостоятельной, поддержка команды, тренеры, которые могут подсказывать, ставить вопросы, задавать направление поиска и, конечно, большой интерес к предмету.

Олимпиады по обществознанию — особенно на уровне ВсОШ, от регионального до заключительного этапа — требуют обширной эрудиции и глубокого знания сразу нескольких предметных областей: философии, политологии, социологии, культурологии, а также навыков решения задач по экономике, праву и логике, владение историческим и историко-культурным материалом и знакомство с актуальной социально-политической повесткой. Для их освоения нужно прикладывать усилия не только на профильных парах или занятиях факультатива, но и в процессе самостоятельного знакомства с источниками и написания ответов на задания, и он требует довольно много времени. Сами туры олимпиады тоже довольно длительные, так как ответы требуется писать развернутые. Те, кто выигрывает олимпиады, обычно занимаются каждый день не по одному часу.

Поддержка в такой работе — это очень важная часть. Это и команда соратников по факультативу, и выпускники, которые уже имеют олимпиадный опыт, делятся с учащимися не только знаниями, но и советами по самоорганизации и тактике выполнения туров, и, что важно, оказывают эмоциональную поддержку, вдохновляя, успокаивая, помогая справляться с трудностями. В этом числе и команда преподавателей, готовых делиться знаниями и находить подходящий для каждого путь подготовки. 

Межпредметный характер заданий — олимпиада по обществознанию всегда представляет собой комбинацию задач из разных предметных областей — требует объединения знатоков в каждой предметной области. Важно, чтобы преподаватели глубоко знали свои предметные области и при этом были настоящими тренерами: могли создавать пробные задания, вариации форматов, специальные упражнения для отработки отдельных навыков и не забывать давать обратную связь участникам, регулировать для каждого темпы подготовки и объемы заданий. 

Как можно одолеть такой объем и сложность материала? Только при огромном интересе к предмету! Думая только о БВИ, можно «затащить» олимпиаду из «Перечня...», но при подготовке к ВсОШ лишь интерес к предмету может побудить очень много читать, вникать и анализировать, ставить проблемные вопросы. Можно ли испытывать такой интерес к обществознанию вообще? Может быть, но чаще — и это мы обычно советуем как начало погружения — у ребят есть какая-то ведущая область или теоретический подход, углубление в которые позволяют с их помощью погружаться в другие теории и предметные области. Не всегда это один из обществоведческих разделов: какая-то философская школа, политологическая или социологическая теория, это может быть один из разделов истории, художественной культуры или литературы. 

 


Как устроена подготовка к олимпиадам по обществознанию в Лицее? 

Подготовка многоуровневая, так как мы пытаемся учесть разные уровни и цели лицеистов. 

К олимпиадам Высшей пробы по обществознанию, политологии и социологии можно подготовиться на парах по обществознанию и профильным предметам. Если ребята готовы осваивать в полном объеме тот материал, который предусмотрен в рамках модулей обществознания по политологии и социологии, — они вполне могут справиться с заданиями Высшей пробы. 

Для тех, кто заинтересован готовиться к ВсОШ, организованы факультативы. В один из них в начале сентября обычно проходит отбор, и в этой группе, Команде Лицея по обществознанию, занимаются самые подготовленные ребята. Одновременно мы открываем группу для учащихся 8-9 классов: скорее всего, они только начинают олимпиадный путь, и мы готовы помочь всем, кто набрался решимости этим заниматься. Также есть группа факультатива для 10 класса — это наш потенциал, который мы ждем в Команде на следующий год. Группы факультатива в целом открытые: если лицеист продемонстрировал интерес и определенный уровень подготовки в середине года, прошел первые туры и решил начать работать углубленно, то можно присоединиться к группе, которая в наибольшей степени соответствует его уровню подготовки. Важно отметить, что посещение занятий факультатива не принесет большой пользы, если ты не знаешь половину авторов и терминов, которых упоминают преподаватель и учащиеся.

Перед региональным туром ВсОш и очными турами олимпиад занятия становятся интенсивнее: не просто увеличивается количество занятий, а делается упор на тренировочные варианты, обсуждение алгоритмы чтения задания и формулировки ответы. Перед заключительным туром ВсОШ мы проводим сборы, уделяя особенное внимание характерному для этого этапа устному туру. 

Отправным пунктом для погружения в олимпиады может быть Летний олимпиадный Лицей (ЛОЛ), который проводится на базе Учебного центра НИУ ВШЭ в Вороново. У лицеистов, поступивших в 10 класс и ранее не вовлеченных в олимпиадное движение, интерес к олимпиадам и желание попробовать свои силы в них часто возникает после олимпиадных площадок в рамках проекта «Адаптация». 

С какими трудностями могут столкнуться ребята? Как вы помогаете их преодолеть?

Трудности при подготовке к олимпиадам

Нелегко удерживать все и сразу: мотивацию и самоорганизацию, работоспособность и свежесть восприятия, реагировать на требования заданий и сохранять творческое отношение к задачам. При этом нужно совмещать олимпиадную подготовку с освоением других предметов учебного плана. Здесь помощь — это целый комплекс мер: организация материала, планирование подготовки, индивидуальный подход к выявлению дефицитов и способов их преодоления. Невозможно выучить все, надо уметь использовать полученные знания, и мы стараемся объяснять и показывать, как это делать.

Трудности выполнения олимпиадных туров

Для обществоведов это всегда длинная дистанция, на которой надо распределять силы. Региональный тур по обществознанию проводится в два дня, заключительный — в три, плюс день показа работ. Это сложно с точки зрения и удержания концентрации, и поддержания физической формы (выспаться и не заболеть в самый неподходящий момент). Написание заключительных туров перечневых олимпиад — это почти три недели, на которые распределяются разные предметы в разных вузах, и идут они одновременно с региональным туром ВсОШ. Как результат — очень высокий уровень интеллектуального и эмоционального напряжения. За это время накапливаются «долги» в виде текущих оценок по множеству предметов, хотя мы всегда просим преподавателей не ставить констатирующие и иные важные работы на этот период. Теперь ребята могут попросить предоставить им очно-заочную форму обучения на этот горячий период. Другого рода помощь — поддерживаем «боевой дух», разговариваем, стараемся успокаивать и взбадривать тех, кому это необходимо. 

Трудности «после олимпиады»

У кого-то не получилось, и он испытывает разочарование, а кого-то наоборот — вроде бы цель достигнута, есть диплом заключительного этапа ВсОШ, но он тоже испытывает опустошение. Если это 11 класс, то обычно ощущение выполненной миссии его компенсирует, круговорот получения аттестата и поступления, новые задачи обучения уже в вузе, и вот уже остается только гордость за результат. А если это только 9 класс? Учиться еще два года, нужно ставить новые цели, создавать новые мотивации, а ВсОШ сейчас создает ситуацию, когда именно ученики 9 класса должны быть все более значимой частью команды. Мы всегда избегали форсировать подготовку в 9 классе, однако есть одаренные ребята, которые даже при не самой интенсивной подготовке они способны уже в 9 классе выигрывать дипломы. 

Чем полезна подготовка к олимпиадам? Почему стоит принимать участие в них? 

Хочу разделить вопрос о пользе подготовки и участия в олимпиадах на несколько сюжетов: зачем и кому. 

Принимать участие в олимпиадах нужно для того, чтобы поступить в вуз на выбранную специальность на удобных условиях. Кому стоит участвовать? Творческим ребятам, которые часто получают большее удовлетворение, когда пишут ответ на олимпиадное задание, над которым надо думать и которое при критериальном оценивании все равно оставляет возможность для самовыражения по сравнению с ЕГЭ, который требует большей строгости в форматах и содержании ответов. 

С этим связан еще один сюжет: дело не только в результатах, но и в процессе подготовки к олимпиадам. Узнавать многое о социальных науках и самом себе, общаться в интеллектуальной команде, учиться собираться в нужный момент и преодолевать сложности — это очень ценный опыт, который дают подготовка и участие в олимпиадах. После этого не таким большим стрессом оказываются и итоговая аттестация, и сессия в вузе. Думаю, это и есть главный ответ на вопрос «зачем». 

 


В чем секрет победы в олимпиаде?

Секрет победы — это действительно секрет, и у каждого он, наверное, свой. Нет единого универсального способа. Если сложить то, что было сказано выше, то разгадка кроется в заинтересованности в предмете, большом количестве работы, поддержке от таких же мотивированных членов команды, владении какой-то областью или теорией на глубоком уровне (так, что она становится в некотором смысле «универсальным ключом» к любым заданиям). 

Иногда не обходится без удачи. Однако чтобы воспользоваться удачной ситуацией, надо быть вооруженным знаниями, психологической готовностью, и физическим здоровьем. Всегда стараемся, чтобы все сошлось в нужный момент,
Наталия Кирилловна Иконникова