• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечают Наталья Николаевна Сорвина и Мария Сидоренко

«Надеяться на то, что посетит вдохновение, и ты со всем справишься, нельзя: Муза — капризное создание…» — Наталья Николаевна Сорвина, заведующая кафедрой МХК, преподаватель Мировой художественной культуры в Лицее.

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечают Наталья Николаевна Сорвина и Мария Сидоренко

Отвечает Наталья Николаевна Сорвина, заведующая кафедрой МХК и преподаватель

Что главное в подготовке к олимпиаде?

Главное — заинтересованность. Чтобы усвоить большой объем информации, нужно, чтобы сам процесс был увлекательным. Если искусство как область чуждо человеку, то из подготовки ничего не выйдет.

А еще терпение. Не получится сразу выучить всю хронологию и художников, для формирования насмотренности нужно закладывать время, поэтому плохая идея учить все это за два-три дня до туров.

 


Чем полезна подготовка к олимпиаде?

Олимпиада сама по себе далеко не так эффективна, как подготовка к ней. Проиллюстрирую примером: на первом курсе «Истории искусств» олимпиадникам, как правило, намного легче, чем остальным студентам. Подготовка к олимпиаде способна подарить человеку крепкую базу: многие знания у меня, например, остались в голове еще с тех пор, и это очень упрощает мне жизнь.

Олимпиада – это великолепная возможность не только расширить свой кругозор, но и научиться грамотно анализировать произведения искусства, ощутить потребность в общении со специалистами в области культуры и найти таких же увлеченных людей. Это сделает вашу жизнь насыщенной и интересной!

Как устроена подготовка?

Все начинается в сентябре, когда в Лицее берет старт проект «Адаптация». Мы приглашаем всех желающих на олимпиадную площадку по подготовке к ВсОШ по МХК/Искусству, каждое из четырех занятий посвящено ознакомлению с форматом олимпиады и особенностями ее этапов, а также разбору заданий предыдущих лет.

В октябре начинает свою работу факультатив по подготовке к ВсОШ, который уже не первый год ведет выпускница нашего Лицея, в прошлом победитель заключительного этапа ВсОШ по МХК, а сейчас — студентка НИУ ВШЭ Факультета гуманитарных наук Мария Сидоренко. Думаю, она детально расскажет, как надо готовиться к олимпиаде по искусству.

 


 

«Пока сам не сядешь и не выучишь, ничего не получится,» — Мария Сидоренко, преподаватель факультатива по подготовке к ВсОШ, студентка Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Как устроена подготовка к олимпиаде? 

С одной стороны, при подготовке важно учитывать два крупных аспекта: фактические данные (все, что касается хронологии, имен авторов, названий и так далее) и умение анализировать (понимание того, что такое формально-стилистический анализ). С другой, олимпиада по МХК охватывает несколько видов искусства, причем не только пространственных. В ходе подготовки хорошо бы уделять внимание именно тому, что получается хуже всего (обычно это музыка и кино, особенно советское). 

Наконец, здорово, когда подготовка включает в себя не только теоретический материал, но и решение заданий (не попробуешь — не узнаешь!). В этой связи также может быть полезно готовиться коллективно, потому что в ходе обсуждения заданий может открыться что-то новое. 

 


С какими трудностями могут столкнуться ребята? Как вы помогаете их преодолеть?

Я бы обратила внимание на формат заданий: к некоторым нужно привыкнуть. Например, когда просят перечислить качества или свойства изображенного, учащиеся часто теряются, а по факту ведь просят просто перечислить прилагательные, характеризующие объект. На нашем факультативе был случай: решали задание про композиторов с карикатурами и нужно было написать, по каким деталям изображения можно опознать портрет того или иного деятеля искусства. Некоторые из признаков были неочевидными, ребята растерялись: «А что писать?», говорили мне: «Ну, он просто похож на Бетховена». Такие проблемы решаются только тренировкой. 

Также есть исторические пробелы. История искусств невозможна без истории, и если у ребят есть исторические пробелы, мы стараемся их восполнять вместе. И важно не забывать: никогда не бывает лишним проговорить очевидное!

Конечно, пригодится знание нотной грамоты. Базовая музыкальная грамотность, к сожалению или к счастью, также требуется. Эту проблему я стараюсь решать так: включаю видео с записью произведения, в котором на экране показана партитура (нотная запись произведения — прим.ред.) того, что сейчас звучит, и показываю ребятам сразу «значки» и «обозначения», объясняю и даю послушать, чтобы абстрактный знак был закреплен. Стараюсь делать это на нескольких занятиях, чтобы запоминалось, но не могу сказать, что все до конца могут преодолеть эту трудность. 

Трудности вызывает и большое количество материала. Проще говоря — не запоминается. Эту проблему отчасти можно решить путем совместного разбора заданий, но это не панацея. Пока сам не сядешь и не выучишь, ничего не получится. 

Трудностей бояться не надо! Все, кто изучает курс МХК/Искусство, обязательно принимают участие в школьном этапе ВсОШ по искусству. Он проходит в онлайн формате, что снимает излишнее напряжение, позволяет в свободном режиме подумать над вопросами, выполнить посильные задания и проверить свои знания. Это отличный стимул для дальнейшей работы над самим собой! 

Изучение истории искусства, дополнительные занятия на факультативе, посещение выставок, театральных постановок, просмотр шедевров мирового кино — все вкупе непременно даст результат.
Наталья Николаевна Сорвина

В чем секрет победы в олимпиаде?

Я буду банальной — в трудолюбии и удаче. Можно привести такую формулу: 80% трудолюбия и 20% везения (без него никуда). Оба компонента жизненно необходимы. 

Надо постоянно учиться, быть в курсе новостей в области культуры. Надеяться на то, что посетит вдохновение, и ты со всем справишься, нельзя: Муза — капризное создание… 

Желаем всем лицеистам не сходить с дистанции, если выбрали этот путь!
Наталья Николаевна Сорвина