• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Мы учимся обращаться с вопросами, на которые нет, а иногда и не может быть, однозначного ответа,» — Анастасия Владимировна Шалаева о кафедре теории познания

В школьном расписании привычно видеть предметы из школьной программы (математику, русский язык, литературу, историю, иностранные языки, физкультуру и другие) или из университетского курса, если это старшая школа, олимпиадные факультативы, углубленные курсы. Теория познания обычно в такой список не входит. Что такое теория познания в школе? Отвечают преподаватели Лицея.

«Мы учимся обращаться с вопросами, на которые нет, а иногда и не может быть, однозначного ответа,» — Анастасия Владимировна Шалаева о кафедре теории познания

Не предмет

В школьном расписании привычно видеть предметы из школьной программы (математику, русский язык, литературу, историю, иностранные языки, физкультуру и другие) или из университетского курса, если это старшая школа, олимпиадные факультативы, углубленные курсы. Теория познания обычно в такой список не входит.

Что такое теория познания в школе?

Особенность занятий в том, чтобы учиться обращаться с вопросами, на которые нет (а иногда и не может быть) однозначного ответа. Это непростая, но удивительная задача, которая выполняется в постоянном диалоге с одногруппниками и преподавателем.

От досократиков до искусственного интеллекта

На Теории познания лицеисты знакомятся с историей мысли и пробуют примерять на себя исследовательские ходы мыслителей разных эпох: от тех, кто жил и мыслил до Сократа (досократики), до тех, кто сегодня обсуждает возможности и риски для человечества с появлением и распространением искусственного интеллекта. В ходе дебатов и дискуссий, работы с текстами (медленного чтения), разбора кейсов и мини-исследований лицеисты вместе с преподавателем формулируют проблему, выбирают и отстаивают какую-то точку зрения, пробуют обосновать не только близкую им, но и противоположную позицию.

Это возможность примерить на себя разные мыслительные роли, попробовать побыть и древним греком, и современным исследователем искусственного интеллекта.

Как устроено знание и мышление?

В результате курса лицеисты строят аргументацию логически правильно, решают логические задачи, отличают формально правильный логический вывод. Ориентируются в научной литературе, могут использовать критерии научности при оценке убедительности результатов разных исследований, с которыми можно столкнуться в учебной и академической жизни, в новостях. Пробуют и совершенствуют навык проблематизации на разном материале — могут самостоятельно формулировать проблемы, видеть их источник и историю, предлагать интерпретацию.

Курс теории познания позволяет понимать, как формируется и возникает проблема и позиция, какие примеры из истории могут пролить свет на ее происхождение, варианты решения и последствия, а затем увидеть как можно использовать знание истории проблемы или спора для того, чтобы найти нейтральный и безоценочный подход к обсуждению.

 

Уникальный опыт: теория познания глазами преподавателей

Теория познания не предмет в привычном смысле слова, а иногда невероятный и точно удивительный опыт. Об этом еще обязательно расскажут лицеисты, а сейчас преподаватели поделятся тем, какие задания дают на занятиях и что их в этом вдохновляет:


Для меня ТОК — это не просто академическая «theory of knowledge», но и время, когда лицеисты на практике учатся держать удар в дебатах, аргументировать свою точку зрения и моментально выявлять логические уловки. В рамках ТОКа я чередую семинары и дебаты с практиками «close reading». Медленное чтение позволяет увидеть, как одни и те же концепты могут иметь различные значения и интерпретации в разных контекстах.
В современном мире мы все чаще говорим о важности бренда, как корпоративного, так и личного. Все успешные бренды строятся на оригинальных идеях и смыслах, обдумыванием которых вышкинцы занимаются уже в Лицее.

— Татьяна Андреевна Мясникова

 


Мне кажется, что ключевой и самый сложный навык, который мы пытаемся формировать,  это проблематизация  умение так поставить вопрос к ситуации, чтобы затем узнать что-то новое о ней и о мире. Поэтому мы работаем с кейсами: из истории, из литературы, СМИ, науки. Мне нравится итоговая работа первого года, влючающая в себя самостоятельный подбор кейса и его разбор с помощью такой постановки вопроса. Всегда очень интересно, потому что лицеист берет ситуацию, которая удивительна ему. Именно благодаря возможности удивиться происходящему, получается задать главный вопрос, который затем требует поиска решений. Так, мне очень запомнилась работа одного уже выпускника о некрасивых фруктах. Он однажды заметил в магазине акцию, по которой, кажется, давалась скидка за покупку одиночных бананов, отделившихся от гроздьев. Такую ситуацию можно просто пропустить мимо. Можно удивиться ей и задать вопрос, почему так происходит.  А можно задаться теоретическим вопросом о понятии нормы или существовании эстетических стандартов  действительно, одиночный банан воспринимается нестандартным, ненормальным, а то и некрасивым, если он отделен от грозди. Подмечать необычное в обычном, удивляться этому и задавать вопросы не только отличное средство от скуки, но и первый шаг на пути к познанию.
Мы рассматриваем разные разделы или элементы культуры (наука, религия, искусство, миф, мораль), поскольку все феномены имеют свою специфику, а значит, и подходы к их изучению различны. Мне, например, очень нравится одна игра  аукцион современного искусства, на которой ребятам предлагается оценить стоимость произведений. Кажется, что это почти невозможно  это же искусство, оно, говорят, субъективно, но на деле победители находятся всегда :) 
Такая практика позволяет понять, в чем заключается специфика и ценность искусства, можно ли ее измерить, можно ли отличить плохое искусство от хорошего, как вообще определить его границы.

— Татьяна Николаевна Шутова

 


Мы на каждой паре в начале обсуждаем новости. При чем я не ставлю ограничений (новости могут быть из любой сферы).
Идея такая, чтобы
а) лицеисты научились читать новости и были в актуальной повестке того, что в мире происходит,
б) ребята научились слушать позиции друг друга (потому что новости ребята сопровождают своими комментариями примерно всегда),
в) чтобы находили подтверждение спорным новостям, отличали фейки от правды и мнение от новости (факта), учились видеть полную картину, а не вырванные слова из контекста (этому учимся, это долгий процесс, но уже потихоньку получается).
Да, участвуют каждый раз в каждом обсуждении не все, но есть и лицеисты, которые ждут пару, чтоб обсудить новости.

— Илья Александрович Баскаков

 


Я иногда даю игру. Каждый пишет одним предложением какое-то свое убеждение. Дальше выбираем из них одно. Этот человек выходит к доске. Ребята из класса задают ему до 6 вопросов. Выступающий, отвечая на них, не должен начать сам себе противоречить. Если сможет, он выиграл.
...Правда, за всю историю выиграл только один лицеист :)

— Анастасия Владиславовна Беляева

 


Я регулярно устраиваю дебаты: готовится доклад по теме, на первом уроке он слушается и обсуждается, на втором уроке делимся на команды, которые случайным образом распределяются — «за» и «против». Задача команд — аргументированно доказать ту или иную позицию. Помимо разбора тем религии, науки, искусства и прочих, обращаемся к базовым аспектам логики и теории аргументации. Ребята говорят, что это им помогает на других гуманитарных предметах. И в дебатах это как раз можно отработать на практике.

— Антон Сергеевич Праведников

 


Я практикую теории заговора :) Когда проходим рациональное и иррациональное познание, сначала разбираем на парах исследования конспирологического мышления, а потом ребята придумывают свою (максимально убедительную) теорию заговора и выступают с презентацией на творческую оценку.

— Андрей Александрович Елисеев

Ваш опыт теории познания

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, как вы принимаете решения, ставите цели, делаете выводы? Как вы оцениваете мнение, которое не совпадает с вашим? Как формулируете свое собственное мнение? Видите ли его трансформацию со временем? Как обнаруживаете нечто удивительное в мире или людях вокруг вас, пытаетесь поймать и сформулировать свое удивление? Как находите в текстах и высказываниях противоречия, логические ошибки? Задавая себе такие вопросы, вы уже приступате к теории познания. Эти вопросы и многие другие вы будете обсуждать на парах по теории познания.

Кафедра теории познания — это еще и история культуры, философия, электив по критическому мышлению в 8-9 классах, уникальные факультативы от преподавателей кафедры. Преподаватели — знатоки истории, обществознания, МХК, эксперты по исследовательской и проектной деятельности, а иногда (когда нужно) и просто внимательные собеседники.

Приходите посмотреть на мышление в деле, на свои мыслительные привычки и практики, на опыт знания и способы его трансформации, доступные только вам.
Мы ждём вас на парах!