• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечает Анастасия Андреевна Тулякова

«Подготовка должна восприниматься как "общее дело" и осуществляться сообща, желательно с горящими глазами и сердцами,» — Анастасия Андреевна Тулякова, преподаватель профильной и олимпиадной литературы в Лицее.

Главное в подготовке к олимпиадам: отвечает Анастасия Андреевна Тулякова

Олимпиада — это всегда выход из зоны комфорта. И именно поэтому она дает безграничные возможности узнать свои сильные и слабые стороны, которые в обычной жизни могут так и не проявиться. Кому-то не дается олимпиадный анализ текста, а кому-то — творческое задание. Какой вывод можно сделать из этого? Один мыслит более творчески, а другой — более аналитически. Олимпиада — это вызов, который мы предъявляем самим себе. Мы боимся, но делаем. И именно делая добиваемся высоких результатов, если не теперь, то потом.

Что главное в подготовке к олимпиадам? 

Главное в подготовке к олимпиадам — это личный интерес и мотивация как преподавателя, так и ученика. Подготовка должна восприниматься как «общее дело» и осуществляться сообща, желательно с горящими глазами и сердцами. Личный интерес может подстегиваться и любознательностью, желанием открывать новые горизонты знания. С мотивацией сложнее, она как птица феникс: гаснет в нас ежедневно и ежедневно же воскресает, если мы знаем, ради чего работаем. Кому-то нужно подпитывать свое самолюбие и амбиции, кому-то — получить БВИ и освободиться от гнета ЕГЭ, а кому-то — найти компанию единомышленников, с которыми в любое время дня и ночи можно обсудить этот текст, и другой, и третий, а еще сходить в театр на новую постановку Чехова, а лучше — в кино на «Мастера и Маргариту». В конечном итоге олимпиадная команда — это один из кружков по интересам, где тебя всегда примут и поймут, где тебя поддержат и где не стыдно что-то не знать. 

 


 

Как устроена олимпиадная подготовка по вашему предмету? 

Уже несколько лет подряд я и мои коллеги с кафедры словесности открываем факультативы по подготовке к олимпиадам по литературе. Факультатив могут посещать все желающие, и таких желающих обычно много. Но одной-двух пар в неделю недостаточно для того, чтобы изучить/повторить весь материал, необходимый для успешного прохождения этапов ВОШ, МОШ и ВП. Поэтому в этом учебном году мы с коллегами впервые провели олимпиадный интенсив по литературе. Он длился 6 дней, лицеисты, прошедшие отбор на участие в интенсиве, освобождались от большей части текущих пар и посещали в обязательном порядке лишь олимпиадные пары по вечерам. В последние три недели в преддверии заключительного этапа ВП по филологии и регионального этапа ВОШ по литературе мы несколько раз в неделю проводили олимпиадные мастер-классы, представляющие собой практикумы по анализу текста и творческому заданию. В апреле мы планируем другие олимпиадные активности, какие — пока секрет. 

 


 

С какими трудностями могут столкнуться ребята и как вы помогаете лицеистам их преодолеть?

Главная трудность, о которой наиболее часто приходится слышать от самих олимпиадников, — это психологический фактор. Форматы отрабатываются, материал повторяется, знания подкапливаются, а вот уверенность в собственных силах тает на глазах. Кажется, мы не умеем принимать собственные неудачи. Неудача часто оборачивается катастрофизацией, как следствие — лишением себя возможности продолжать олимпиадный путь. Я напоминаю детям о том, что существует не только ВОШ, но и, например, ВП и МОШ. Не получилось в этом году, получится в следующем. А если следующего не будет, то будет вуз — успех там перечеркнет все прежние неудачи, которые лет через 5-10 покажутся совсем незначительными и будут вызывать лишь улыбку. Это не значит, что я обесцениваю негативный опыт детей сейчас — я лишь напоминаю им, что любой опыт, каким бы он ни был, надо принимать, потому что мы никогда не знаем, чем и как в нашей жизни он отзовется. Следует чаще говорить ребятам, что их ценность не определяется количеством набранных баллов на олимпиаде. Олимпиады пройдут, растворятся в потоке жизни, а человек останется. 

Другая сложность — это, конечно, учебная нагрузка. Как правило, ребята участвуют не в одной олимпиаде и не по одному предмету, пишут научные работы, усиленно готовятся к ЕГЭ и мечтают о красном аттестате. Все это — колоссальный труд. В какой-то момент приходится от чего-то отказываться, и часто это — именно олимпиада, потому что ее результаты бывают непредсказуемы, в отличие от ЕГЭ, где все более прозрачно. В этой ситуации я предлагаю ребятам правильно расставить приоритеты с учетом их возможностей и способностей

 


Почему стоит принимать участие в олимпиадах? 

Олимпиада — это всегда выход из зоны комфорта. И именно поэтому она дает безграничные возможности узнать свои сильные и слабые стороны, которые в обычной жизни могут так и не проявиться. Кому-то не дается олимпиадный анализ текста, а кому-то — творческое задание. Какой вывод можно сделать из этого? Один мыслит более творчески, а другой — более аналитически. Олимпиада — это вызов, который мы предъявляем самим себе. Мы боимся, но делаем. И именно делая добиваемся высоких результатов, если не теперь, то потом. 

Олимпиада — это возможность многое узнать и со многим познакомиться. Материал, который мы изучаем на олимпиадных занятиях, как правило, выходит за рамки даже углубленной школьной программы. Так что олимпиада позволяет значительно расширить эрудицию, получить новый опыт и знания. 

Наконец, олимпиада объединяет. В этом году в Лицее, на мой взгляд, уже сформировалось олимпиадное сообщество по литературе. Мы с пользой и весело проводим время, пьем чай, болтаем о литературе и жизни, и это поддерживает нас даже в самые тяжелые будни. 

 


 

В чем секрет победы в олимпиаде?

Секрета есть два, и я бы не сказала, что это именно «секреты». 

Первый — обладать отточенными навыками написания олимпиад и широкой эрудицией. Навыки нарабатываются регулярной практикой, а эрудиция определяется количеством прочитанных книг, просмотренных видео, прослушанных образовательных подкастов и проч. То есть это перманентный процесс, на него уходит много сил и энергии, если только это не стиль жизни человека. Часто это приводит к выгоранию, обессмысливанию целей и утрате мотивации. Но для кого-то и такой вариант предпочтителен. 

Второй — получать удовольствие от того, что делаешь. Если ты не ставишь перед собой четкой задачи выиграть во что бы то ни стало (звучит странно, но это так), ты становишься свободнее и получаешь возможность отпустить ложную ответственность, погрузиться в процесс и раствориться в нем. Как правило, именно такая траектория высвобождает фантазию, творческий порыв и позволяет осуществить то, что в обычной жизни под давлением окружающих и себя самого блокируется страхом кому-то или чему-то не соответствовать. Соответствовать нужно подлинному в себе и только. В этом и есть секрет любого успеха.