• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Команда Лицея на форуме «Стань выше с Вышкой!»

Цель форума — обмен лучшими образовательными практиками, развитие содержательного сотрудничества между университетом и организациями общего образования. Опыт Лицея не впервые представлен на форуме: в этот раз команда Лицея выступила с пятью секциями. Рассказываем, как прошёл обмен опытом.

Команда Лицея на форуме «Стань выше с Вышкой!»

Уже не впервые Лицей представлен на этом мероприятии. Однако в этом году наш предуниверсарий представлял новый директор — Валерий Вячеславович Пазынин. Сейчас в Лицее появляются новые программы для передачи лицейского опыта в другие школы. Я очень рада, что новое руководство Лицея поддерживает эти проекты.

— Анастасия Владиславовна Беляева, руководитель проекта 


 

Директор Лицея Валерий Вячеславович Пазынин принял участие в дискуссии, темой которой было «Развитие сотрудничества школы и университета». В дискуссии также приняли участие: 

- Анатолий Каспржак, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ;
- Алла Волчкова, директор Самарского медико-технического лицея;
- Олеся Лукашук, первый заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы;
- Павел Сергоманов, руководитель Академической лаборатории ООО «Сберобразование».

Перед началом дискуссии проректор НИУ ВШЭ Вячеслав Башев поприветствовал всех участников Форума и рассказал о развитии сети партнерских школ – Университетского образовательного округа Высшей школ экономики.

Форум — это прежде всего площадка для коммуникации, пополнение своего банка идей в сфере общего образования. 
— Вячеслав Владимирович Башев, проректор НИУ ВШЭ

Панельная дискуссия затронула несколько вопросов — от использования искусственного интеллекта в образовании до возможностей взаимодействия между школой и университетом. Было заметно, что идея создания межшкольных предметных кафедр как площадки профессионального общения педагогов школ и университета встречает большой интерес и поддержку в школах университетского округа.

Валерий Вячеславович Пазынин, директор Лицея

Кейс цифровой трансформации — электронная платформа Лицея «23:59»

Эта секция была посвящена проблематике использования данных для улучшения качества работы учителей, тьюторов, управленцев, и обсуждению опыта Лицея в создании собственной электронной образовательной платформы «23:59».

 

Что хотелось донести до слушателей?

Что мы (работники образования) нередко заблуждаемся, опираясь в своей работе на интуицию, а не на данные. Что мы в образовании довольно немного знаем об учащихся, и поэтому работаем практически без учета их потребностей и особенностей, работаем с группами, считая их более-менее однородными. 

В качестве хорошего примера смежной области в социальной сфере можно привести медицину, где о пациенте всегда гораздо больше объективной информации (анализы, история болезни, результаты проф. осмотров, диагностик и так далее), и где лечение назначается в зависимости от имеющихся множественных данных о пациенте.

Парадокс в том, что даже если мы в какой-то момент начнем иметь больше данных о школьниках (например, научимся измерять уровень их эмпатии, навык работы в группе, наиболее удобный темп для освоения информации, степень развитости навыка управления временем, уровень исследовательской или проектной компетентности и так далее), то вряд ли мы сегодня точно знаем, как иначе теперь нужно работать с такими учащимися в школе, чтобы их образовательные результаты становились выше. Это требует новой дидактики, нового устройства школы.

Тем не менее, кажется, что этот путь нужно начинать проходить — и начинать со сбора цифровых следов, а затем, благодаря этим данным, ставить и проверять гипотезы о том, что улучшает образование, и применять новые знания для трансформации собственных образовательных практик. Конечно же, Лицей это не исследовательский институт, но нам тоже интересно думать об этой проблеме и строить свою цифровую платформу для ее решения. 

И прекрасно, что платформа «23:59», помимо своей «глубинной задачи», еще и ежедневно помогает большому количеству лицеистов, преподавателей, управленцев в более удобном решении множества текущих важных дел, позволяет собрать многие лицейские активности «в одном окне».

— Рустам Фаильевич Байбурин, заместитель директора по развитию

Инструменты развития критического мышления в старшей школе на примере кафедры «Теория познания»

Рад, что секция Лицея по метапредметным навыкам и развитию критического мышления из года в год вызывает стабильный интерес. В этот раз мы сделали акцент не на курсе «Теория познания», который традиционно является нашим «флагманом» по этой проблематике, а сконцентрировали свое внимание на форматах построения урока на развитие метапредметных компетенций. 
Познакомились с такими методами и технологиями как проблемно-поисковый анализ, решение исследовательских задач, close reading и др. Также я постарался познакомить коллег с результатами последних научных исследований по проблематике развития навыков 4К. Было много вопросов и концептуального, и практического характера. Мы провели плодотворный обмен мнениями и получили удовольствие от профессиональной дискуссии!

— Александр Александрович Гиринский, заведующий кафедрой «Теория познания»

Конференция «Наука с тысячью лиц»: бросаем вызов науке!

Мы представляли нашу Конференцию «Наука с тысячью лиц», которую Лицей будет проводить в этом году уже в третий раз. Главная идея самой Конференции — создать комфортную среду для интеллектуального общения исследователей разных возрастов.

И формирование среды мы решили начать прямо на этом Форуме: мы обсудили с коллегами их опыт в организации научной работы в школах, нашли общее и поделились своими особенными находками. Диалог получился конструктивный, позитивный и полезный для всех.

Ждем наших коллег и их подопечных к нам в марте, чтобы вместо бросить вызов науке!

— Елена Александровна Тютина, руководитель проекта Конференции «Наука с тысячью лиц»

Социально-полезная деятельность в Лицее имеет десятилетнюю историю становления и носит авторский характер. Перед командой педагогов стояла задача систематизации видов данной деятельности — от детской инициативы или заказа взрослого до постоянно действующего проекта, определенных шагов лицеиста на пути к достижению цели, в которой заложена социальная проблематика. Это потребовало разработки критериев оценивания. Не менее важной задачей стал вопрос включения СПД в рейтинг лицеиста. Роль СПД в формировании личности лицеиста, приобретение важных навыков для последующей жизни, умение рефлексировать над проделанным, признавать, что не любая деятельность является полезной для общества, а также проблемы, с которыми столкнулись педагоги — вот те немногие аспекты для обмена опытом, который мы хотели бы предложить для обсуждения в профессиональном сообществе.

— Марина Рафаеловна Оганесян, заместитель директора по культуре и социализации

Больше фотографий с наших секций и форума можно найти здесь