• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Модель Лицея в других школах. Как прошло первое обучение по франшизе «Лицей+»?

В мае и июне в Лицее прошло первое обучение по франшизе «Лицей+». Две школы Ямало-Ненецкого АО — МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа» и МАОУ «Лицей», г. Салехард — подробно познакомились с уникальными практиками образовательной и административной жизни, которые формируют модель Лицея. Это новый опыт для нас и для коллег. Делимся впечатлениями и рассказываем, как все прошло.

Модель Лицея в других школах. Как прошло первое обучение по франшизе «Лицей+»?

На встречах коллеги ближе знакомились с моделью Лицея и технологиями, которые являются основой лицейской образовательной программы: принципами профильного обучения и инструментами формирования индивидуального учебного плана, методиками преподавания критического мышления и развития исследовательской и проектной деятельности, системой обратной связи и практиками ее технического и методического сопровождения. Коллегам также помогли адаптировать все элементы лицейской экосистемы под их локальные условия.

Образовательная модель Лицея НИУ ВШЭ уникальна, но вместе с тем имеет широкие возможности для тиражирования в применении констатирующего оценивания, сопровождении исследовательской и проектной деятельности учащихся, оценивании метапредметных результатов.
— Татьяна Владимировна Сычева, директор МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского

С сентября, после прохождения обучения в этих школах откроются классы Лицея: будут реализованы ключевые элементы модели Лицея и выстроен цикл сопровождения административного и преподавательского состава школы.

Рустам Фаильевич Байбурин, заместитель директора по развитию в Лицее НИУ ВШЭ

Для нас особенно интересно, что первая школа, которая проходит с нами этап передачи модели Лицея, достаточно сильно отличается от нас и по контексту, и по количеству учащихся. С этой точки зрения задача заключается не в прямой передаче технологий Лицея, а в их умелой адаптации к особенностям Мужевской школы. Мы видим потенциал и вовлеченность коллег в обучение, мы знаем об особенном внимании руководителей к проекту, в том числе на уровне губернатора региона, и думаем, что все это позволит решить такую нестандартную задачу. И, конечно, надеемся, что новые форматы работы школы окажутся интересны и полезны ее ученикам.

Так, например, преподаватели и сотрудники Лицея подготовили для коллег из Салехарда несколько встреч, чтобы познакомить их с тем, как устроена проектная и исследовательская деятельность в Лицее. Коллегам было предложено пройти два трека: «Путь лицеиста» и «Путь эксперта», чтобы подробно разобрать процесс по созданию и сопровождению индивидуальной выпускной работы со всех точек зрения.

Антон Евгеньевич Юрьев и Дарья Павловна Мирная

Нам показалось важным не только рассказать о нашей модели, но и организовать обсуждение, учитывая ресурсы и особенности Лицея в Салехарде, мнение и опыт коллег-участников. 
Формат предполагал совместное проектирование и выработку определенных начальных решений для организации исследовательской и проектной деятельности, чему мы готовы способствовать и после проведения онлайн-встреч. Благодарим коллег за участие и включенность!

По этим и другим технологиям мы получили опыт обучение коллег из других школ через проведение курсов повышения квалификации и стажировок, подключение школ к разработанным Лицеем онлайн-курсам по основным школьным предметам. 

С этого года мы решили предложить школам не только пройти обучение, но и взять на себя обязательства по внедрению и реализации технологий в своих образовательных организациях. 

Первыми школами, выразившими желание и готовность принять участие в проекте, стали школы ЯНАО: МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная школа» Шурышкарского района и МАОУ «Лицей», г. Салехард. Эти школы находятся в достаточно разных контекстах. Например, в первой школе будет 22 ученика 10 классов в сентябре 2023 года, а во второй планируется 400 учеников. Такие разные контексты являются интересным вызовом для нас, поскольку позволят проверить, насколько адаптируемыми и универсальными являются практики Лицея. 

В июне завершилось обучение обеих школ, а с сентября мы переходим на следующий цикл сотрудничества — сопровождения реализации практик и технологий Лицея, который продлится в течение двух лет. Подобного опыта практически нет в российском образовательном пространстве, поэтому этот проект представляется особенно интересным как для Лицея, так и для школ, присоединившихся к проекту.
— Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта по взаимодействию с образовательными организациями


Татьяна Владимировна Сычева, директор МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

В течение месяца команда педагогов МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского» осваивала программу дополнительного профессионального образования, раскрывающую уникальные идеи и практики Лицея НИУ ВШЭ. Какой должна быть школа для старшеклассников? Какие технологии можно использовать при взаимодействии с учениками? Без чего старшая школа не может претендовать на существование? Эти и многие другие вопросы задавали себе участники обучения.
Интерактивные лекции и диалоги с преподавателями позволили увидеть особенности образовательной модели Лицея. Живой интерес и многочисленные вопросы вызвало обсуждение технологии сопровождения внеучебной деятельности учащихся. Важно было понять, как работает система оценивания в Лицее и чем она отличается от системы оценивания, используемой в Мужевской СОШ.
Дистанционные встречи с сотрудниками Лицея, которые одновременно выполняли роль преподавателей курсов, напоминали мастер-классы, обязательно завершались ответами на вопросы и рефлексивными высказываниями.
Есть необходимость осмыслить представленный опыт, провести анализ деятельности школы, принять решение о возможном переносе элементов модели Лицея в образовательный процесс Мужевской СОШ. 
Участники обучения выражают благодарность организаторам и преподавателям обучения и готовы к продолжению взаимодействия.

В одной из секций прошло обсуждение вариантов диагностических измерителей метапредметных умений, которые входят в блоки исследовательской компетентности и критического мышления — Лицей работает над формированием и измерением таких умений. 

Татьяна Николаевна Шутова

Мне очень запомнилась заинтересованность директора школы в вопросе. Кажется, что, имея запрос образовательной организации и немного свободного времени ее участников, можно сделать очень многое! А когда инициативу проявляют не только директор и администрация, но и неравнодушные к образовательным результатам сотрудники, то процесс обмена опытом идет особенно увлекательно и плодотворно. Благодарю ямальских коллег за интерес к нашей деятельности и приятную возможность проблематизировать, обсуждать, а иногда даже решать важные вопросы.

***

Благодарим коллег за интерес к Лицею и вовлеченность! 
По вопросам, связанным с франшизой, можно писать Анастасии Олеговне Лепетюхиной