• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«У меня очень приятная миссия: я хочу позвать вас всех в гости». Как прошли курсы повышения квалификации в Лицее?

На прошлой неделе в Лицее прошли курсы повышения квалификации и стажировки руководителей и сотрудников образовательных учреждений. Коллеги приехали с самых разных уголков России. Занятия проводили преподаватели и администрация Лицея. Делимся впечатлениями участников стажировки.

«У меня очень приятная миссия: я хочу позвать вас всех в гости». Как прошли курсы повышения квалификации в Лицее?

У меня очень приятная миссия: я хочу позвать вас всех в гости. 
— Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ, приглашая коллег принять участие в стажировках в Лицее

Стажировки проходили три дня, программа была насыщенной. Со стороны коллег был запрос на то, чтобы Лицей поделился своим опытом в организации старшей школы, направлений обучения, системы оценивания. На курсы повышения квалификации приехали руководители и сотрудники образовательных организаций из разных точек страны: Тамбова, Санкт-Петербурга, Калининграда и Калининградской области. Целью мероприятия был обмен опытом.  

Основная цель, которую мы ставили, заключалась в обсуждении необходимости изменения подходов к старшей школе, а также в убедительных практиках на эту тему. Все преподаватели, которые выступали перед нами, продемонстрировали глубокие знания, повлекшие за собой серьезное содержание метапредметных, личностных и других составляющих образовательного процесса. 
— Светлана Сергеевна Трусинева, министр образования Калининградской области

Наши встречи — это скорее про обмен опытом с вами, нежели про ситуации, в которых мы «встаем на тумбочку» и рассказываем, как построить модель старшей школы. 
— Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

Дмитрий Ефимович сделал акценты на идеях кадрового управления и новых вызовах, которые стоят перед старшей школой, преподаватели с разных учебных кафедр обсудили новые форматы образовательных практик на примере своих занятий. В частности, на обсуждение была вынесена тема масштабирования модели старшей школы.

Коллеги поделились своими впечатлениями на третий день стажировки:

Маргарита Сергеевна Бриткевич, директор Управления образовательных программ НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Моей профессиональной задачей сейчас является открытие Лицея при Питерской Вышке, то есть как раз разработка модели старшей школы, поэтому для нас изучение опыта, на наш взгляд, успешной модели Лицея в Москве имеет большое значение. Я и ранее общалась с коллегами, задавала им вопросы, но для того, чтобы получить целостное представление, нужно было также принять участие в такой программе. Она дала системное видение того, как должна работать новая модель старшей школы — это необходимо для нашей работы. Поэтому я очень благодарна Дмитрию Ефимовичу, как директору Лицея, и всем коллегам за возможность изучения профессионального опыта и за возможность действительно брать и использовать готовые модели, адаптируя их под свою реальность, понимая и представляя, как эти решения работают в течение 10 лет. 

Нина Ивановна Федорова, председатель постоянного комитета по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту Калининградского Законодательного собрания

Масштабирование старшей школы в Лицее представлено очень ярко. Мне понравилось, как здесь выстроен административно-управленческий персонал, как выстроена работа на кафедрах, программа по привлечению кадров. Я благодарна руководству Лицея, Дмитрию Ефимовичу, за предоставленную возможность быть на курсах и поделиться опытом. Ввиду региона и количества детей, мы не сможем полностью зеркально отразить эту модель, но яркие идеи, которые я подчеркнула здесь, я безусловно буду внедрять в систему образования своего муниципалитета.

Алена Алексеевна Андреева, заведующая кафедрой профильной довузовской подготовки Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

В моей тетрадке с занятий появляются восклицательные знаки, три восклицательных знака, вопросительный знак, много вопросов — и это все подлежит еще анализу. Эти три дня прошли достаточно интенсивно, активно, насыщенно; много информации, которую еще предстоит структурировать. Изучив сайт Лицея, посмотрев видео с лицеистами и выпускниками, погрузившись в эту определенную атмосферу, я поняла, что будет интересно взять для себя какие-то векторы для роста и развития. Коллеги в Тамбове ждут впечатлений и новостей, все мы стремимся к движению вперед, не хотим стоять на месте.

Татьяна Павловна Мишуровская, директор гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина в Калининграде

Участие команды гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина в образовательной стажировке, организованной министерством образования Калининградской области и Лицеем НИУ ВШЭ, обусловлено новым этапом развития гимназии. Мы находимся в условиях  реорганизации путем присоединения к нашей гимназии новой школы: объединение двух больших общеобразовательных организаций, общая численность которых составит более 4500 обучающихся, позволит нам  разработать эффективную модель «массовой» старшей школы.

В 10-11-х классах гимназии более 300 обучающихся, в 10-х классах присоединяемой школы  более 120. Образовательная среда и другие параметры для организации образовательного процесса многопрофильной старшей школы, позволят увеличить число старшеклассников до  500 человек.

Модель организации образовательного процесса Лицея НИУ ВШЭ на уровне среднего общего образования, предполагающая особый процесс выбора индивидуального учебного плана, планирования своих результатов и сроков освоения отдельных предметов, а также возможностью выйти на свое индивидуальное расписание занятий, весьма актуальна для современных старшеклассников. В нашей гимназии, являющейся базовой школой НИУ ВШЭ с 2015-го года, используется опыт Лицея с учетом региональных условий и запросов самих обучающихся, родителей и социальных партнеров.

Данная стажировка в составе команды управленцев позволила нам выйти на осмысление видов и содержательной специфики старшей школы в регионе, увидеть перспективы развития образовательной системы муниципалитетов, определить точки роста для каждой из школ.

Благодарим организаторов стажировки в Лицее и экспертов, которые помогли выстроить продуктивный профессиональный диалог о качестве современного образования.

Кажется, что большое количество информации было полезно для коллег и хочется верить, что какие-то из идей, озвученных на стажировке, смогут найти свое воплощение в других образовательных организациях. 
— Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта курсов повышения квалификации, сотрудник кафедры теории познания

На третий день коллеги из Калининградской области в командах представляли свои муниципалитеты и образовательные организации, предлагали варианты развития модели старшей школы. 

Светлана Сергеевна Трусинева, министр образования Калининградской области, подвела итоги общей встречи:

Требуется время для переосмысления всего увиденного, планы есть: для тех, кто был участником стажировки, мы определили начало 2023-го года для формирования новой модели старшей школы в Калининградской области, в том числе используя опыт Лицея НИУ ВШЭ.

Мы благодарим коллег за участие!