• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Одиннадцатиклассники для одиннадцатиклассников

Жизнь лицеиста невероятно насыщенна: учёба, олимпиады, мероприятия и социальные проекты, творческие задания, встречи с друзьями, посиделки с преподавателями и кураторами. Однако лицеисты на последнем году обучения, как и почти все одиннадцатиклассники, сталкиваются с важнейшими проблемами физического и ментального здоровья, задаются вопросами о жизни нынешней и будущей. Справиться с переживаниями не всегда получается самостоятельно. Одиннадцатиклассники, опросив лицеистов обо всех сложностях, выявили общие проблемы и обратились за помощью к лицейскому психологу.

Одиннадцатиклассники для одиннадцатиклассников

Поможет со всем разобраться:

Александра Сергеевна Дубинина, педагог-психолог в Лицее

Александра Сергеевна в своих ответах обращалась к одиннадцатиклассникам.

Как быть, если жизнь превратилась в рутину?

Из-за того, что одиннадцатиклассники много сил уделяют подготовке к экзаменам, ребята забывают про очень важное время, которое действительно стоит потратить на себя. Кажется, будто вы должны сейчас прийти из Лицея и обязательно сделать всю домашку, а после — лечь спать. Это стандартный распорядок, ведь многие думают, что полноценно отдохнуть можно только ночью. Однако важно включать в дневную рутину то, что приносит удовольствие. Где, например, брать вдохновение, если вся деятельность становится монотонной и обязательной? «Хочу» пропадает, остается только «я должен». Важно уделять время себе в разных аспектах: вы можете приобрести картину по номерам, прогуляться в парке, сделать масочку для лица или принять ванну. Вот такие простые вещи не займут и получаса, а для нашей психики иногда этот короткий промежуток времени превращается в 20 часов отдыха и перезагрузки.

Не забывайте уделять внимание маленьким, но приятным вещам. Вашему мозгу просто необходимо отдохнуть от монотонной учебы и сделать перезагрузку. Попробуйте вставить в распорядок дня небольшой отрезок времени, который вы посвятите себе. Это не скажется на делах, но при этом поможет отдохнуть и наполниться силами.

Что делать, если совсем не хватает времени?

Начнем с онлайн-курсов, где многие из вас проходят подготовку к ЕГЭ. Они требуют много физических и моральных  ресурсов. Надо определиться: сколько времени вы будете уделять подготовке? А для этого необходимо понять, какие знания уже имеются, а что всё-таки нужно подтянуть. И главное: от чего можно отказаться, чтобы уделить время себе? К сожалению, я не могу дать идеального психологического совета из серии «счастья вам сделаю — взмахну волшебной палочкой, и будет вам 25-й час в сутках, чтобы вы проводили его так, как хотели». Скорее вы сами должны определиться, от чего можете отказаться или к чему можете относиться менее серьезно. Расставляйте приоритеты.

Дорогу туда-обратно нельзя сделать отдыхом, потому что сложно расслабиться в общественном транспорте. Однако это может быть временем, которое можно потратить на выполнение домашнего задания. Например, прочитать параграф по истории. 

Также для нашей нервной системы важно устраивать дни отдыха. Например, можно каждые 2 недели оставлять себе день на отдых. Этот день уделите только себе, проведите его так, как хотите. И вы поймете, что качество жизни улучшилось. Даже бизнесмены, у которых очень тяжелая работа, находят время съездить в отпуск. Каждому человеку нужна моральная и физическая перезагрузка, чтобы иметь возможность с новыми силами приступить к работе.

Тема грамотного распределения ресурсов значима в 11-ом классе. Всегда думайте о том, что можете сделать здесь и сейчас. Попробуйте нарисовать ваше расписание и трезво его оценить. Это классно работает: когда мы пишем расписание не в компьютере, а именно на листке бумаги, мы всё детально прописываем. Возможно, это вам поможет освободить время, выкроить минутку, свободную от учебы. Помните, если, например, вам хочется ходить на танцы — ходите на них! Даже в самом загруженном расписании можно (и нужно) оставить место для хобби. Как минимум для того, чтобы снизить уровень стресса.

Что, если я слишком часто испытываю стресс?

Тревога — это «превращение мухи в слона». Скажем, появилась небольшая проблема, но человек, накручивая себя, раздувает ее до такой степени, что проблема начинает казаться безграничной. Скорее всего, это чувство связано со страхом будущего. 

Лучший способ помочь себе в стрессовой и тревожной ситуации — найти поддержку в близких людях. И не бойтесь просить о помощи родителей! Родители тоже люди, с ними можно разговаривать, они тоже были когда-то подростками и одиннадцатиклассниками. Кроме того, в Лицее есть много людей, которые всегда готовы помочь вам: преподаватели, кураторы, и мы — психологи!

Родители постоянно давят на меня. Как поступить?

Родители не всегда понимают, насколько тяжело учиться современному одиннадцатикласснику. На это есть ряд причин. К примеру, различия в системе образования. 

Кто-то из вас думает (и правильно делает!): «Мне важнее мое ментальное и физическое здоровье, а не успеваемость, не красный аттестат, не 100 баллов на ЕГЭ, а именно здоровье». И пусть так. Изменить взрослого человека не в ваших силах, однако всегда можно попытаться объяснить ему свою точку зрения. Да, возможно, придется объяснять не один раз, но попытаться обязательно надо! 

И, конечно, помните, что вы всегда имеете возможность обратиться к специалисту, если чувствуете, что ситуация чересчур сложная или безвыходная.

Как смириться с мыслью, что в 17-18 лет я вынужден(-а) определиться со своим будущим?

На самом деле подростки не обязаны в таком возрасте решать, кем будут в будущем. Школьникам все время говорят, что они должны определиться со своими планами на будущее, ведь в любой деятельности необходима цель. Когда у человека она есть, он понимает, зачем старается. Если дети будут просто учиться в школе и получать оценки, им станет скучно. Когда они понимают, что оценки нужны для аттестата и поступления в ВУЗ, у них появляется та самая цель.

Страх будущего появляется из-за того, что подросткам постоянно напоминают о необходимости сделать выбор. Сейчас вы в 11-ом классе, затем 4-6 лет будете учиться в ВУЗе. Не ясно, как изменятся ваши планы через 6 лет. Пойдете ли вы работать, переедете ли вы куда-нибудь или нет? Подумайте о том, что будет, если вы, например, на втором курсе передумаете получать образование по профессии, на которую планируете поступать сейчас. На самом деле таких примеров очень много. У меня есть знакомая, которая 3 или 4 курса отучилась в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а сейчас занимается прическами и свадебным макияжем. Она даже получила награду на конкурсе «Лучший Мастер России».

Не обязательно в 17-18 лет определять всю свою жизнь. Сейчас можно выбрать вариант, который вы хотите просто попробовать. Если этот вариант не подойдет, всегда есть множество других. Чего вы хотите в данный момент? Ориентируйтесь именно на этот вопрос. Хотите ли вы быть боссом в кожаном кресле или путешествовать по миру с рюкзаком за спиной? Не бойтесь пробовать. Не бойтесь экспериментировать. Проходите профориентацию. При этом не забывайте об особенностях психики и мышления!

Что бы вы посоветовали ребятам, которые в 11-ом классе резко поменяли свое решение по поводу вузовского направления или высшего образования?

Если что-то изменилось — пусть так. Но спросите себя: почему так произошло? Можно ли реализовать то новое, что вы задумали, без получения высшего образования? 

Оцените свои силы. Готовы ли вы бороться за новую мечту? Если нет, то, может, нет смысла и менять решение? Помните: ключевое — это мотивация.

Какой общий совет вы дали бы одиннадцатиклассникам?

Больше чувствуйте себя, спрашивайте как можно чаще: «Комфортно ли мне в сложившейся ситуации?» Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, не берите на себя слишком много. Важно понять, что вы можете положиться на кого-то кроме себя. А ещё не забывайте, что в Лицее есть много людей, которые могут вам помочь!

Итак, что же нужно помнить всем одиннадцатиклассникам, чтобы сохранить своё ментальное и физическое здоровье в такое непростое время?

ПАМЯТКА ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКА

  1. Не забывайте уделять время маленьким, но приятным вещам. 

  2. Развивайте навыки тайм-менеджмента. 

  3. Ищите поддержку в близких людях, если это возможно. И не бойтесь просить о помощи родителей! 

  4. Не бойтесь пробовать. Не бойтесь экспериментировать. Проходите профориентацию. Помните: вы не обязаны определять свою жизнь в одиннадцатом классе.

  5. Здраво оценивайте свои физические и ментальные силы.

  6. Постоянно спрашивайте: «Комфортно ли мне в сложившейся ситуации?». Чувствуйте себя, разговаривайте с собой.

  7. Если ситуация слишком тяжела или даже безвыходна — не стесняйтесь обращаться за помощью ко всем.

  8. Наконец, помните, что никакие экзамены не стоят вашего физического и ментального здоровья. Берегите себя!

***

Авторы: 

Лебедева Мария 

Гришина Екатерина 

Широкова Виктория

Ведяшкина Кристина

Редактор: 

Андрющенко Дарья