• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицеист направления «Математика» Иван Сударев стал абсолютным победителем ВсОШ по экономике — впервые в истории Лицея

«Важен не сам диплом, а те 2-3 года подготовки к нему, умение работать» — так считает Иван Сударев, который занимался олимпиадной экономикой с 9 класса, еще в 10 классе не смог стать призером заключительного этапа, а уже в 11 взял абсолютного победителя. Мы поговорили с Иваном и руководителем направления «Экономика и математика» Александром Николаевичем Челеховским об особенностях олимпиадной подготовки на направлении, образе мышления экономиста-олимпиадника и значении математики и здорового сна в его жизни.

Лицеист направления «Математика» Иван Сударев стал абсолютным победителем ВсОШ по экономике — впервые в истории Лицея

С чего начался ваш путь в олимпиадном движении?

Иван Сударев: Моей первой олимпиадой по экономике была Московская олимпиада школьников в 8 классе. Кажется, я не стал там даже призером, но заинтересовался, и уже с 9 класса начал активно готовиться и заниматься. Мне хотелось разнообразить свою жизнь, внести в нее что-то незаурядное. 

Я никогда не любил физику и думал, что не стану «чистым» математиком, поэтому экономика была компромиссным выбором между чем-то достаточно математическим и при этом доступным.

 

Есть ли у вас собственная система подготовки к олимпиадам?

Иван Сударев: Лично для меня эффективна не планомерная подготовка к олимпиадам, а быстрое «вливание» и интенсивное изучение темы в достаточно сжатые сроки. К заключительному этапу я знал все темы, которые могли встретиться, поэтому в последнюю неделю перед ним спал по 9 часов, больше отдыхал — готовился морально и физически, а не решал задачи. 

Александр Николаевич Челеховский: Лучшее, что можно сделать в последние дни перед олимпиадой – это не делать ничего. Эту идеологию мы с коллегами всегда стараемся транслировать ребятам: кажется, она работает :)

 

Были ли моменты в вашей олимпиадной карьере, когда хотелось все бросить?

Иван Сударев: Бросать я никогда не планировал. Правда, неожиданно было не стать призером в 10 классе: если честно, мне кажется, что в конце 10 класса я знал экономику и был подготовлен ко Всероссу даже лучше, чем в конце 11. 

Александр Николаевич Челеховский: Это частая история: с одной стороны, «перекачивание» себя тем, что это твой первый Всеросс, с другой — отсутствие реального опыта нахождения на этом этапе. Когда участник уже прошел через эту атмосферу, во второй раз ему будет гораздо проще эмоционально.

Иван Сударев: Здесь важен опыт написания любых олимпиад: умение сконцентрироваться на 4-5 часов, правильно выразить свои мысли.

 

Как выстроена система олимпиадной подготовки в Лицее?

Иван Сударев: Для ребят, поступающих на «Математику» или «Матэк», или поступающих в Лицей и не знакомых с олимпиадами в целом, крайне важной ступенькой на пути к достижениям становится сильный преподавательский состав. Что касается непрофильных предметов, очень помогает лояльное отношение преподавателей к олимпиадной подготовке: при отсутствии на занятиях в разгар олимпиад они всегда идут навстречу, готовы предоставить дополнительные задания и не только. 

Лично мне Лицей помог не потерять интерес к экономике на протяжении двух лет. В 10 классе я не стал даже призером: думаю, если бы я не учился здесь, то в 11 уже бросил бы занятия экономикой.

Александр Николаевич Челеховский: На Матэке есть факультатив, на который мы отбираем самых сильных ребят: Иван, например, был первым в рейтинге факультатива. Отбор проводится в начале сентября, далее в течение года идут регулярные занятия примерно два раза в неделю. Также проходят сборы, на которых мы устраиваем пробный этап Всеросса: кстати, на нем Иван тоже занял первое место (и даже обогнал второе место на целую задачу). Однако без помощи наших коллег-математиков и сильной математической подготовки достичь высокие результаты крайне трудно: как правило, «верхушку» олимпиады занимают именно ребята с сильным математическим аппаратом.

Фото Медиакоманды

В чем главная сложность заключительного этапа и как к нему подготовиться?

Александр Николаевич Челеховский: Я бы поделил всех, кто хочет заниматься олимпиадной экономикой, на четыре группы: сильные и мотивированные, слабые и мотивированные, сильные и немотивированные, слабые и немотивированные. У Вани сошлось так, что он попал ровно в первую группу. Однако сложилось так, что у многих ребят при максимальной мотивации к этому делу не хватает накопленного уровня математики — из-за этого очень тяжело. Есть примеры таких лицеистов, которые выжимали из себя абсолютный максимум и при этом занимали последнего призера. Поэтому часто у нас в Лицее много призеров, но мало победителей на заключительном этапе.

Рубикон, на котором значительно повышается важность математической подготовки в олимпиаде по экономике — как раз после регионального этапа. Если раньше можно вытянуть «набиванием руки» на экономические задачи, то дальше многие сталкиваются со своим потолком. Поэтому крайне важно вовремя переключиться на математику в ходе подготовки.

Другой аспект — регулярность занятий. Как и в любом деле, при систематической подготовке точно сработает накопленный эффект. 

Сам момент олимпиады подразумевает, что человек должен выдать свой максимум, сконцентрироваться, при этом чувствовать себя спокойно и уверенно. Здесь я бы вновь сделал «реверанс» в сторону математиков: Ваня не один раз участвовал в олимпиадах по математике и хорошо набил руку.

Психология участия в олимпиаде тренируема, поэтому не нужно размышлять в логике «пойду на муниципальный, региональный, заключительный этап, и все у меня получится» — надо ходить везде, цепляться за любые возможности.

 

Какие направления планируется развивать на Матэке с точки зрения олимпиадной подготовки?

Александр Николаевич Челеховский: В этом году мы позвали на факультатив Александра Соколихина, студента 3 курса Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, чтобы встроить в курс более «математизированные» занятия. Например, по теории игр — этот жанр олимпиадных задач лучше всего описывается фразой «можно решить, практически ничего не зная по экономике и опираясь на математику». Кажется, эта стратегия была успешной.

Другая важная задача состоит в том, чтобы олимпиадники по экономике учились на Матэке и пользовались всеми преимуществами изучения экономики здесь, но при этом могли бы включаться во все математические активности. И больше общаться с математиками: очень жаль, что нас разделили на Солянку и Колобок :) Расширение коллабораций с «Математикой» — направление, в сторону которого мы и будем двигаться.

 

Что для Матэка значит эта дебютная победа?

Александр Николаевич Челеховский: Со времени появления Лицея структура подготовки олимпиадников очень изменилась. Когда я начинал работать с ребятами, ко мне могла прийти группа из 25 человек, и в ней хотя бы что-то по экономике мог знать максимум один лицеист. Сейчас изучение экономики «молодеет»: уже есть кейсы, когда восьмиклассники выигрывают Всеросс вместе с 9 классом. Все чаще ребята начинают погружаться в эту сферу еще до прихода в Лицей. 

Раньше у большинства учащихся подготовка по экономике проходила только в Лицее. Помню, как выпускница 2017 года Лена Томулец сказала мне, когда стала призером: «Вся моя подготовка — это только наши уроки, факультативы и самостоятельное решение задач». А сейчас, кажется, таких ребят практически нет. Все готовятся в рамках внешних проектов, конкуренция возрастает: одного Лицея уже не хватает. Поэтому сейчас нельзя сказать, что абсолютный победитель Всеросса Иван Сударев — это только результат работы экосистемы Лицея :) В сегодняшних условиях наша главная задача — создавать среду, которая поддерживает ребят на пути к таким достижениям. 

Это очень серьезная и крутая победа для всего Лицея, и в большей степени это результат работы команды: коллег с направления «Математика», всех преподавателей, которые шли навстречу, нашей с Иваном работы на факультативах… Кажется, у нас получилось создать благоприятную среду для олимпиадника — и это очень важно.

Фото Медиакоманды

В чем состоит практическое значение участия в олимпиадах по экономике?

Александр Николаевич Челеховский: Несколько раз ко мне подходили выпускники-студенты Факультета экономических наук и говорили: «Александр Николаевич, я проходил собеседование на работу и мне задали вопрос, который мы с Вами на паре обсуждали». Участие в олимпиадах дает не просто практические знания, но и нестандартный образ мышления.

Я руковожу направлением «Экономика и математика» и готовлю ребят к олимпиадам, хотя в свое время не был на Всероссе по экономике. 80% всего, что у меня получается — это результат двух фактов моей жизни: в детстве я занимался шахматами и олимпиадной математикой. Если бы не это, у меня было бы совсем другое мышление, и я бы не успевал за ребятами на факультативе :) Когда у нас были сборы перед Всероссом и Ваня решил задачу, которая во многом позволила ему занять первое место, это было результатом того, что я поделился с Ваней своим образом мышления, и он его «поймал». 

Иван Сударев: На мой взгляд, важен не сам диплом, а 2-3 года подготовки к нему, умение работать. Так, если человек готовился к олимпиадам, но не взял диплом и поступает по ЕГЭ в один вуз и на один факультет с олимпиадником-призером или победителем, то уже через несколько месяцев разница между ними нивелируется.

 

Какие напутствия вы могли бы дать будущим олимпиадникам?

Иван Сударев: Уделяйте больше внимания математике. Не решению задач с параметрами, изучению производных и интегралов — а математике в целом. Например, можно просто открыть олимпиадные задачи для 5 класса и регулярно их решать. Мне кажется, предельная полезность одной минуты, вложенной в математику при подготовке к олимпиадам по экономике, с некоторого момента становится выше, чем предельная полезность минуты, вложенной в экономику. 

Ну и высыпаться — главный секрет успеха :)

Александр Николаевич Челеховский: Не секрет, что для каждого олимпиадника статус абсолютного победителя — мечта. Но надо понимать, что развитие образа мышления гораздо важнее, чем формальные достижения. Я бы рекомендовал тем, кто идет по этому пути и неизбежно хочет занять топовое место, стараться максимально участвовать в разных олимпиадах и тренироваться, не суживать свой фокус на 1-2 олимпиадах. А еще стоит попробовать олимпиады по математике: возможно, проиграть, но прокачать свои навыки.

***

Поздравляем Ивана с заслуженной победой, а также направления «Математика» и «Экономика и математика»!

Фото Медиакоманды