• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лазеры, перфокарты и шестеренки: как лицеисты Матинфо стали победителями олимпиады по робототехнике

Маленький робот считывает координат цели на стене, прицеливается — и попадает ровно в мишень. В этом простом на первый взгляд действии и состоит задание категории «Тир» Финала Олимпиады ЦПМ по робототехнике: здесь важно не только хорошо программировать, но и виртуозно владеть тригонометрией, проводить много вычислений. Лицеисты с Матинфо успешно справились и получили дипломы I степени. Рассказываем об их секретах подготовки, впечатлениях от состязания и о лицейском кружке робототехники.

Лазеры, перфокарты и шестеренки: как лицеисты Матинфо стали победителями олимпиады по робототехнике

Олимпиада по робототехнике проводилась среди учеников 4-11 классов в два этапа: осенний и зимний. В состязаниях участвовали школьники не только из Москвы, но и других регионов России.

Факультатив по робототехнике, который проходит в Лаборатории робототехники на Солянке, начал подготовку к олимпиаде еще в феврале: ребята продумывали оптимальную конструкцию, писали программу в текстовой среде «Clev3r», разрабатывали систему калибровки.

 

Салават Ренатович Якупов, преподаватель факультатива по робототехнике в Лицее

Во время подготовки ребята изучают регламент соревнований, выявляют ключевые моменты, начинают над ними работать. Мы проходим новые темы, которые необходимо знать для решения данной задачи.

Например, для соревнования ЦПМ нужно было использовать лазер: для того, чтобы отмечать точки координат на плоскости, мы его припаивали к проводам, подходящим к микроконтроллеру. Также ребята собирали конструкцию, различные манипуляторы, чтобы лазерная указка могла автономно двигаться по оси X;Y. Конструкции не всегда получаются удачными сразу, поэтому пересобираем несколько раз.

 

             

      Максим Титов,                 Радомир Пронюшкин,

победитель олимпиады          победитель олимпиады

 

Максим Титов: Подготовка к олимпиадам проходит довольно спокойно: мы занимались на протяжении трех месяцев с самых основ, а затем нам предложили поучаствовать в олимпиаде ЦПМ. После того, как мы согласились, немного изменился вектор занятий: от передвижных роботов мы перешли к различным датчикам, но нам так же помогали и показывали все важные и интересные моменты.

Радомир Пронюшкин: В рамках подготовки нам было нужно изучить задание олимпиады, затем придумать и спроектировать первую версию робота. Однако больше всего времени ушло на программирование и отладку. Задача сложная и требует точности. Для того, чтобы все успеть, мы проводили занятия не только в обычное время, но и по субботам. Более того, за неделю до первого этапа каждый участник взял робота домой, чтобы доработать его окончательно. Финальный этап был очень похож на первый, однако в этот раз у нас была лишь одна неделя на подготовку.

В финале Олимпиады приняли участие более 130 москвичей. Категория «Тир» устроена так, что в ней практически невозможно выступить с готовым набором или конструктором: ребята и тренер занимались перепаиванием проводов и придумывали, как совместить лазер с базовыми механизмами.

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления «Информатика, инженерия и математика»:

Мы очень раду успеху ребят: скажу честно, что не ожидали такого быстрого результата, так как мы только в этом году запустили Лабораторию робототехники. Мне кажется большую роль сыграла вовлечённость в проект всех сторон — ещё на этапе проектирования лаборатории нас очень много консультировала одна из ведущих факультатива Ирина Любина (тренер сборной России, тренер победителей и призёров международных олимпиад по робототехнике). Благодарю также второго ведущего факультатива — Салавата Якупова (в прошлом также победителя олимпиад по робототехнике), который очень вкладывается в факультатив и мотивирует ребят. Также поздравляю Максима с Радомиром, которые прошли большой путь за очень короткое время!

 

Но на успешном финале состязания по робототехнике не заканчиваются: победителям предстоит участие в Турнире двух столиц (битве альянсов). Мы узнали у ребят секреты их подготовки — посвящается будущим олимпиадникам по робототехнике.

Радомир Пронюшкин: Старайтесь все делать сами: это лучше всего позволяет погрузиться в процесс, а также вам будет легче искать ошибки в программе.

Все коэффициенты стоит расставлять заранее, а не перед последней попыткой, т.к. это может занять неопределенное количество времени.

Будет просто прекрасно, если у вас получится свести люфт в шестеренках к минимуму — иначе результат может быть очень сложно предсказуемым

И, наконец, сохраняйте программы :)

Максим Титов: Пожалуй, вряд ли можно дать много советов, кроме базовых вещей вроде «заряжайте аккумулятор» или «проверяйте, не заедают ли где-то провода». Разве что могу предложить участвовать командами хотя бы по 2 человека, потому что наличие второго мнения и запасной пары рук рядом оказывается довольно полезным.

К факультативу по робототехнике могут присоединиться не только программисты: главное — интерес и желание изучать новое.

Салават Ренатович Якупов: Робототехника — довольно широкий профиль. Здесь могут найти себя программисты, те, кому интересна механика, инженеры, а также ребята, которые любят участвовать в олимпиадах и решать нестандартные задачи включающие в себя сразу все «технарские» дисциплины (математика, программирование, физика, конструирование).

 

Поздравляем лицеистов и преподавателей с успехом!