• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Построение образовательной траектории школьника от задумки до реализации»: итоги курса повышения квалификации Лицея по персонализированному подходу в образовании

Курс прошли более 50 коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сочи и других городов. В течение трех недель участники изучали аспекты персонализированного подхода и разрабатывали планы по реализации новых практик в своих образовательных организациях.

«Построение образовательной траектории школьника от задумки до реализации»: итоги курса повышения квалификации Лицея по персонализированному подходу в образовании

Возможно ли создать школу для каждого — с индивидуальным подходом, ориентацией на самые разнообразные запросы учащихся? Понятие персонализированного образования уже широко используется в педагогическом сообществе: Лицей с 2013 развивает этот подход в рамках ФГОС среднего общего образования. Курс «Образование для каждого» собрал лучшие теоретические и практические наработки команды Лицея о том, как эффективно управлять разнообразной образовательной средой, реализовывать образовательные траектории, применять новые цифровые решения, рассчитывать финансовые показатели и не только.

В этот раз к курсу присоединились представители  образовательных организаций совершенно разного типа: мы поговорили с ними и с автором курса Наталией Владимировной Копытовой о том, почему школам актуален персонализированный подход и как применять его в таком многообразии учреждений.

Наталия Владимировна Копытова, заместитель директора Лицея, автор курса

Персонализация в образовании предполагает движение от общих стандартов в обучении к ориентации на индивидуальные запросы учащихся. Коллеги приходят к нам с запросом по новым идеям для воплощения в своих образовательных организациях: методикам, технологиям, цифровым решениям. 

Отдельный интерес представляет нормативная рамка реализации персонализированного подхода. Образование — сфера, регулируемая нормативными документами, которым свойственно изменяться, обновляться. Преподаватель в первую очередь занимается содержанием своего предмета, поэтому нормативная рамка должна дойти до него в наиболее точной интерпретации, отражая актуальные изменения и объясняя уже существующие положения. 

Задача нашего курса — показать, каким образом можно применять новые методики и технологии с учетом существующей нормативной рамки. При этом демонстрируем все на примере лицейской практики, которая уже успешно реализуется.

Школа не часто дает учащимся возможность реагировать на изменение, корректировку их образовательных целей: она предлагает четко организованную учебу по заданному порядку. Не всегда и школьники готовы к управлению своим образованием, это требует от учащихся развития самостоятельности, ответственности, культуры выбора, критического мышления и других компетенций. Взрослые в школе также должны разделять эти вызовы, понимать образовательные тренды.

 

Елена Станиславовна Гармаш, заместитель директора СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» по учебной работе

Начать обучение по курсу «Образование для каждого» мне стало интересно в свете запросов обучающихся и их родителей. Всем хочется получить определенный перечень предметов, и не всегда стандартный учебный план позволяет организовать обучение в соответствии с пожеланиями ребят старшей школы. Обучающиеся 10-11 классов нашей школы осознанно проходят обучение на уровне среднего общего образования, понимая, какие результаты им нужны для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

Терять перспективных выпускников из-за жестких рамок учебного плана определенного профиля очень не хочется, и решением этой проблемы может стать индивидуальный учебный план с учетом персональных траекторий обучающихся.

 

Лариса Алексеевна Пешкова, заместитель директора МБОУ «СОШ №72» г. Новокузнецка по учебно-воспитательной работе

Проблема реализации образования для каждого через построение индивидуальных образовательных маршрутов для нашей школы очень актуальна. Наша школа с углубленным изучением английского языка, в настоящее время имеет достаточно узкую профилизацию – лингвистическую. А потребности выпускников с каждым годом разнообразней.

При количестве обучающихся на уровне СОО — 90 человек — мы не представляли, каким образом можно организовать обучение по ИУП, как можно сделать так, чтобы не вынуждать ребенка изучать полный комплект учебных предметов, а позволить ему сфокусировать свои усилия только в том направлении, которое ему необходимо при дальнейшей образовательной траектории. Мы изучили опыт своих коллег из других регионов, и соответственно узнав о данном курсе, незамедлительно приняли решение об участии в нем.

Персонализация предполагает  новый учебный подход, комплектование, логистику учебного процесса. Что нужно, чтобы школа изменилась на пути к персонализированному подходу? На курсе команда Лицея также представила рекомендации по подготовке к такой трансформации.

 

Наталия Владимировна Копытова, заместитель директора Лицея, автор курса

Школе необходимо научиться таким базовым вещам, как составление учебного плана в рамках персонализации, новому подходу по комплектации учебных групп, возможно, подготовиться к постепенному отказу от классно-урочной системы. Важно оценить ресурсы: финансовые, кадровые — если они не позволяют полного перехода, то какие-то элементы индивидуализации можно вводить частично. Должно пройти время, чтобы школа изменилась: возможно, подобрала новые кадры или обучила существующие.

Коллеги уделили внимание построению содержания рабочих программ на примере курсов Лицея, в том числе — авторских. Один из таких курсов — «Теория познания»: он направлен на формирование критического мышления у старшеклассников.

 

Александр Андреевич Гиринский, заведующий кафедрой ТОК, преподаватель курса

Мы обсудили современные подходы к преподаванию критического мышления, познакомили коллег со структурой нашего курса и основными форматами занятий. Также мы обеспечили подключение коллег к одному из занятий по «Теории познания»: ознакомили их с фрагментом урока и с тем, как устроено взаимодействие преподавателей и учеников. 

Тема критического мышления сегодня актуальна и является важной частью учебного плана Лицея, поэтому в рамках парадигмы персонализации образования мы не могли упустить ее. Отдельный акцент был сделан на том, что необходимо, чтобы курс Теории познания прижился и был полезен. Мы поговорили, как возможно включить формирование критического мышления в основные задачи школы и то, как это может выражаться в учебных планах.

Участники курса смогли не только открыть для себя новые практики, но также увидеть подходы к адаптации уже существующих. Коллеги поделились с нами своими впечатлениями и планами по персонализации в своих образовательных организациях.

 

Елена Станиславовна Гармаш, заместитель директора СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» по учебной работе

В рамках курса «Образование для каждого» очень подробно, на актуальных примерах, был продемонстрирован процесс построения индивидуального учебного маршрута от задумки до реализации на практике. Простые, понятные примеры, детальная разработка каждого шага, универсальные конструкторы, полезные ресурсы, которые предлагали спикеры на лекциях станут отличным подспорьем в дальнейшей работе. Полезным было общение с практикующими администраторами, которые на собственном опыте все это прошли и могут направить нас.

Практическое решение заданий курса помогло осознанно подойти к созданию и внедрению индивидуальных учебных планов в нашей школе.

 

Алексей Михайлович Штукотуров, заместитель директора ГБОУ Школа № 2107, Распределенный лицей

Как и любому практику, мне запомнился разбор кейсовых заданий, практическое посещение уроков в режиме реального времени. Конечно же, очень полезны фрагменты онлайн-курсов для использования в смешанном и дистанционном обучении. В нашей школе мы уже применяем такие практики, как «Юрьев день» (2 раза за учебный год в 10 классе), учебные планы с возможностью выбора предметов, факультетский день с возможностью обучения в НИУ ВШЭ. 

В планах реализовать порядок организации ускоренного обучения в целях получения досрочного допуска к единому государственному экзамену по математике (базовый уровень) или русскому языку, а также реализовать учебные планы с возможностью выбора предметы для изучения на базовом и углубленном уровне.

 

Лариса Алексеевна Пешкова, заместитель директора МБОУ «СОШ №72» г. Новокузнецка по учебно-воспитательной работе

Все занятия были очень емкими и интересными. Как практику, мне были полезны все занятия, посвященные разработке УП, соответственно задание по разработке собственного вариативного УП. Запомнились прямые включения в уроки, опыт лицейских коллег по подаче учебного материала — нетрадиционный и результативный.

Большой интерес вызвала система оценки, применяемая в Лицее. Понимаем необходимость в изменении существующей у нас.

***

Если вас заинтересовал персонализированный подход в образовании, уже сейчас можно подать заявку на следующий набор курса по ссылке. Мы обязательно свяжемся с вами.

Лицей благодарит коллег за эффективную совместную работу и ценный обмен опытом. Мы ждем управленческие команды и преподавателей школ на других курсах повышения квалификации и стажировках — узнать о них больше можно на сайте или в нашей рассылке.