• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Мини-доски, кнопки и круглые столы: как прошли стажировки и курсы повышения квалификации

Ежегодно Лицей НИУ ВШЭ проводит курсы и стажировки по повышению квалификации для преподавателей и руководителей школ «Распределенного Лицея». Направления проекта определяют преподаватели Лицея исходя из своих профессиональных компетенций. О том, какие изменения произошли в проекте и как создавалась новая серия стажировок, рассказали организаторы и преподаватели Лицея.

Мини-доски, кнопки и круглые столы: как прошли стажировки и курсы повышения квалификации

Паштон Ольга Борисовна, руководитель проекта «Повышение квалификации для учителей и руководителей партнерских организаций»

О структуре и формате курсов

Центр взаимодействия с регионами совместно с Лицеем НИУ ВШЭ ежегодно проводит серию стажировок и курсы повышения квалификации для учителей Распределенного Лицея. В этом году на курсах по направлениям «Английский язык», «Математика», «История», «Словесность» и «Теория и история культуры» прошло обучение 137 преподавателей, 18 преподавателей прошли стажировку в объёме 144 академических часов. Занятия проходят как в онлайн, так и офлайн-форматах.

Количество мест для прохождения стажировок ограничено, поэтому преподаватели Распределенного Лицея участвуют в конкурсе мотивационных писем.

Благодаря накопленному опыту преподавателей из Лицея слушатели максимально погружаются в работу, а практикоориентированная подготовка позволяет им нести полученные знания и навыки в классы Распределённого Лицея и выстраивать единую линию подготовки будущих абитуриентов. 

По итогам повышения квалификации мы получаем большое количество благодарностей и высоких оценок нашей совместной работы — конечно, это даёт стимул к продолжению и развитию нашего проекта.

Хрусталева Мария Викторовна, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

О формате курса «Коммуникативный подход и его использование в преподавании иностранного языка»

Я решила проводить курс очно, пока есть возможность. Тем более все преподаватели, которые пришли на курсы, работают в своих школах в живую. Я воспользовалась днями ИВР и ездила к ним на уроки. 

Об ожиданиях и первых занятиях

На прошлых курсах были либо мои ровесники, либо молодые преподаватели. Возрастная группа тех, с кем я занималась — очень разная. В основном это люди, которые значительно старше меня, что очень удивляет. Когда мы встретились в первый раз онлайн, преподаватели увидели мои цветные волосы и немного опешили. Но я объяснила, что их ожидает, и все быстро втянулись в работу. Преподаватели с радостью согласились прийти ко мне на первое очное занятие в субботу. Правда, когда мы уже встретились, я увидела на их лицах сомнение, мол: «Сейчас посмотрим, что нам тут дадут». Но, мне кажется, это происходит не столько из-за разницы в возрасте, сколько из-за недостатка нормальных курсов по повышению квалификации, особенно для языковых преподавателей. Я сама была на многих курсах, где ты приходишь и думаешь, что действительно потратил время зря. 

О программе курса и фишках занятий

Мой курс называется «Коммуникативный подход и его использование в преподавании иностранного языка», он проходил три недели, каждую субботу с 9 до 13. Я попыталась включить в программу как можно больше фишек, которые я сама использую на своих уроках, чтобы сделать их более интересными и интерактивными.

Преподаватели, которые пришли на курс, были вовлечены в наши субботние пары и даже сами почувствовали себя студентами. Когда ты выполняешь какое-то задание как студент, а не преподаватель, то начинаешь лучше понимать, как именно нужно чему-то обучать. После пар мы провели ещё где-то полтора часа, анализируя вместе все задания.

Я поделилась списком онлайн-платформ и всех-всех приемов, которые использую на своих занятиях. Самое прикольное — использование мини-досок на уроке. Обычно я раздаю их командам учащихся и прошу нарисовать небольшой комикс с использованием слов, которые мы изучили. Мы делим доски на три квадратика, на каждый из которых выдаётся карточка со словом. На рисование комиксов обычно уходит вся пара, но это здорово с точки зрения живого общения. Потом каждая команда обменивается досками: они должны догадаться и придумать историю, близкую к правде. Конечно, никто не угадывает, но зато всем становится весело. Также я использую звуковые кнопки, с помощью которых мы повторяем слова перед тестами. Через все эти фишки повторяется лексика, изучается speaking. При этом все студенты учатся намного веселее и эффективнее. 

Также на курсе я показывала, как можно облегчить жизнь преподавателям: например, приносила ламинатор и рассказывала, как им пользоваться для создания карточек. Если преподаватели потратят время один раз и заламинируют все карточки, то этим потом можно будет пользоваться тысячу лет! Кажется, это очень лёгкая вещь, но даже взрослые преподаватели зачастую не знают о таком.

О проведении стажировок и рефлексии

К сожалению, прошлогоднюю стажировку пришлось провести в онлайне, поэтому мы уже не смогли работать с досками и кнопками, пришлось переориентироваться на другую систему. Но я рассказывала, что и как должно работать в теории. В этом году мы работали в офлайне. Также я ездила на уроки своих стажёров, чтобы посмотреть на то, как они научились работать с той информацией, которую я им дала. Мы обсуждали, что у них получилось, а над чем ещё можно поработать.

О впечатлениях

Мне понравилось передавать свой опыт. Я поняла, что много всего знаю. Конечно, в начале курса было нервно из-за синдрома самозванца. Видеть то, как у преподавателей загораются глаза — это очень круто. Я поняла для себя, что продолжу этим заниматься.

Пазин Роман Викторович, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

О программе и формате курса «История в старшей школе: опыт Лицея НИУ ВШЭ»

Перед тем, как составить программу курса, я беседовал со своими знакомыми преподавателями, чтобы понять, что их могло бы заинтересовать. Но прежде всего у меня был ориентир на то, чтобы репрезентовать опыт Лицея и то, что происходит внутри, на наших уроках. 

Мой курс проходил онлайн с октября и до начала ноября. Со мной его вёл Абдулаев Энвер Нажмутинович, который также рассказывал о своём опыте преподавания. Основной массив занятий пришёлся на нерабочие дни. Но мы решили их не отменять, так как именно в это время все преподаватели были свободны. Программа была нацелена на ознакомление с опытом Лицея в преподавании истории для старших классов. Во вводной рамке нашего курса я рассказал о структуре, а отдельный блок занятий был посвящён исследовательским работам лицеистов, обсуждению сложных вопросов и путей их решения. Также мы обсуждали подготовку к олимпиадам и ЕГЭ. Тем не менее, программа была жёстко практико-ориентированной. 

Об обратной связи

Мы собирали отзывы посредством «круглого стола», где каждый мог высказаться о недостатках и достоинствах курса. Преподаватели, которые приняли участие, говорили, что курс улучшил качество их исторической подготовки. Среди пожеланий было уделить внимание работе с 5 и 8 классами: сам Лицей не работает с основной школой, поэтому программа курса была заявлена соответствующе. 

О планах на будущее

Мы планируем продублировать курс весной на желающих по всей России. Скорее всего, в нём будет больше уделено внимание ЕГЭ и ОГЭ: школы «Распределенного Лицея» имеют значительный олимпиадный запрос, тогда как остальные учебные заведения ориентированы на итоговую аттестацию. В следующем году мы будем работать с другой программой.