• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Направление «Экономика и математика» в Лицее: Q&A

«Экономика и математика» сполна оправдывает своё название: это единственное направление в Лицее, которое готовит экономистов с хорошей математической базой. Лицеисты Матэка рассказали о том, как поддерживать единство среди пяти кураторских групп, чем так хорош формат выездных школ и почему «матэки» играют в шахматы. Это долгожданный материал о направлении, на котором «весь мир крутится вокруг экономики».

Направление «Экономика и математика» в Лицее: Q&A

«На Матэке всё крутится вокруг экономики. Мы читаем книжки по экономике, обсуждаем экономические новости, слушаем лекции и выступления топовых экономистов. Экономика собирает воедино наше представление о жизни»

 

«Экономика и математика» — одно из крупнейших направлений Лицея, миссия которого — подготовка будущих экономистов разных профилей. Несмотря на определенность образовательного трека лицеистов Матэка, многими оно воспринимается как «пограничное»: ведь как экономика, так и углубленная математика встречаются в учебных планах — и даже упоминаются в названиях — других направлений. Однако это никак не препятствует тому, чтобы именно Матэк успешно представлял Лицей на экономической образовательной арене.

 

Спрос рождает предложение

История появления Матэка тесно связана с чисто экономической формулой «дефицита предложения в условиях высокого спроса». Во многих образовательных учреждениях экономика долгое время либо являлась частью курса «Обществознание», либо вовсе не была представлена в учебном плане. Направление «Экономика и математика» в Лицее  — прямой ответ на образовательные запросы современности.

 

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления

Когда я преподавал экономику в университете — еще до появления Матэка в Лицее — нередко случались подобные ситуации: приходит студент, и я его спрашиваю: «Вы проходили экономику в школе?» — «Да». «Тогда эта базовая тема Вам, наверное, известна?» — «Нет». И то была вина не учеников, а образовательной системы.

 

«Экономика — это не гуманитарный предмет»

 

                         

  Катя Гусева, 11 класс    Илья Полонецкий, 11 класс   Диана Мэссэрова, выпуск 2020    Лена Золотова, 10 класс         

                          

     Настя Шиварова, 11 класс    Артемий Рыболовлев, 9 класс     Есения Касимова, 9 класс   


                       

Иван Дедюхин, выпуск 2018, преподаватель экономики в Лицее

Одна из задач направления — научить абитуриентов, которые уже сильны в математике, мыслить в экономических категориях и использовать знания как прикладной инструмент.

Несмотря на распространенный миф о том, что экономика является гуманитарной дисциплиной, математики на Матэке много: все лицеисты направления изучают ее на углубленном уровне, то есть 10 часов в неделю. Математика для экономистов — не теоретическая конструкция, а прикладной инструмент — и в этом отличие от учащихся «Математики». Но этим инструментом нужно уметь пользоваться.

 

Есения Касимова: Выбирая направление обучения, я не рассматривала варианты без приставки о математическом: ведь в олимпиадах по экономике попадаются не только задачи на знание теории и экономическую интуицию, порою это чистая математика. Хотя я понимала что на «Математике» будет более сильная база, но там она, в моем представлении, «голая» — нет этой обертки в виде экономической теории, которую я так люблю.
 

В то же время, изучение экономики «с нуля» — распространенная практика на Матэке. По словам руководителя направления, Александра Николаевича Челеховского, лицеисты, у которых в десятом классе нет никакой экономической базы, при должном усердии к середине одиннадцатого уже выступают на олимпиадах высоких уровней, в том числе на Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

 

Настя Шиварова: Математикой и экономикой я увлекалась на достаточно серьезном уровне еще до поступления в Лицей. На Матэке мою сумбурную базу знаний сплели воедино, разложили по полочкам и связали с реальной практикой, показав, как всё это устроено в жизни. Думаю, приди я безо всяких знаний, результат был бы не намного хуже — так эффективно построено обучение.

 

Помимо Матэка, изучение углубленной экономики реализуется в Лицее на «Экономике и социальных науках»: однако на олимпиадном уровне экономическую теорию необходимо совмещать с более «техническим» складом ума, в то время как для успешного изучения социальных дисциплин необходимы в том числе обширные гуманитарные навыки.

В отличие от Соцэка, на Матэке более математическое комьюнити.

К тому же, большинство экономических факультативов проходят на базе в корпусе на Солянке, что тоже положительно влияет на количество «матэков» на олимпиадах по экономике. В Лицее принято разделение: обществознание — на Соцэке, экономика — на Матэке; хотя и тут, безусловно, есть свои исключения.

 

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления

Конкуренция в экономических олимпиадах не такая большая, как, например, в олимпиадах по математике или обществознанию: просто в связи с нераспространенностью экономического трека на уровне школьного образования. Потому начать плотно заниматься экономикой в десятом классе и дойти до ВСОШ в одиннадцатом — вполне реальная история для лицеистов Матэка.

На Матэк — только ради экономики?

Как и на других направлениях Лицея, на Матэке существуют академические треки — траектории обучения, которые выделяются по набору образовательных интересов учащихся.

  • Экономисты-аналитики, экономическая база знаний которых опирается на математический бэкграунд — лицеисты, интересующиеся применением экономики в сферах консалтинга, аудита и экономического анализа. Как правило, они посещают ФД или продолжают обучение на образовательных программах ФЭНа, на Мировой экономике и МИЭФе.
  • Менеджеры, которые хотят заниматься изучением управленческих процессов в прикладной экономике. Лицеисты-менеджеры поступают в основном на программы Мировой экономики и Менеджмента, где упор делается не на навыки математического анализа, а на понимание экономических процессов в бизнесе и сфере управления.
  • Исследователи, отличающиеся навыками работы с IT-технологиями. Будучи способными в информатике, исследователи предпочитают связывать ее с экономикой вместо того, чтобы заниматься чистыми компьютерными науками. Они исследуют оба этих предмета «в связке», с нестандартных для изучения ракурсов. В качестве образовательного трека исследователи чаще всего выбирают Бизнес-информатику.

Как такового «математического трека» на Матэке нет: направление не ставит перед собой задачи подготовить абитуриентов для Факультета математики, но стремится наделить лицеистов математическими навыками высокого уровня, что и объясняет включение ФМ в список партнеров в рамках Факультетского дня. В отличие от учащихся  «Математики», «матэки» остаются в рамках школьной углубленной программы: например, лицеисты направления глубоко изучают интегралы, но не затрагивают комплексные числа. Несмотря на отсутствие фактического трека, учащиеся «Экономики и математики» ежегодно числятся в списках абитуриентов фундаментальных математических программ.

 

Настя Шиварова: Раньше я считала себя строгим «аналитиком»: все как положено, сильная математическая база и интерес к реальным экономическим процессам. Но недавно я начала заниматься информатикой, и больше не исключаю возможного совмещения моего профиля с этой сферой. Что мне нравится в Матэке, так это то, что направление поощряет поиск себя. Для тех, кому сложно сделать выбор образовательного трека, проводятся лекции профессионалов и встречи со студентами. Чем больше ты осведомлен о возможных опциях, тем легче тебе определиться. Ведь школьников пугает не сама необходимость выбирать, а незнание путей развития, к которым может привести тот или иной выбор.

 

Больше всего вопросов в учебном плане «Экономики и математики» у абитуриентов, как правило, вызывает возможность выбора базового уровня экономики. 

 

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления

Я всегда говорю, что поступить на Матэк и пойти на базовую экономику — это как попасть в Диснейленд и не покататься на самых крутых горках. Однако и такой вариант может кого-то устраивать, и это нужно уважать.

 

Обычно базовая экономика — это либо «промежуточный» перед Юрьевым днем этап, либо сознательное решение лицеиста высвободить время, отведенное под изучение экономики, в пользу чего-то иного. Тем не менее, каждый случай в Лицее индивидуален. Некоторые учащиеся Матэка выбирают базовую экономику, если вовсе еще не определили свое отношение к экономике и не знают, хотят ли они изучать ее на профильном уровне.

 

Илья Полонецкий: Перед 10 классом я не был уверен в том, насколько мне нравится заниматься экономикой. Поэтому изначально я выбрал изучение экономики на базовом уровне. Во время обучения я более четко сформировал свои образовательные интересы, понял, что экономика в них входит, и перешел на профиль. Стоит отметить, что перейти получилось не сразу. Из-за академической разницы мне нужно было написать работу по программе 10 класса, и потребовалось самостоятельно заниматься в течение летних каникул, чтобы сдать ее уже в начале 11 класса.  

Учиться на профильном уровне оказалось сложнее, но, благодаря часам самостоятельных занятий и помощи преподавателей, у меня получилось достаточно быстро адаптироваться. Как я и надеялся изначально, переход на профиль позволил убедиться в том, что я хочу заниматься экономикой и готов изучать этот предмет на углубленном уровне и дальше — уже в университете.

 

Час потехе…

Одно из крупнейших мероприятий Матэка — Турнир экономических боев или ТЭБ, первый в своем роде аналог «матбоев» для экономистов. Турнир проводится в начале года в качестве открытия «олимпиадного сезона». Кто-то на нем только знакомится с экономикой, но часто участвуют ребята, которые уже активно занимаются подготовкой к олимпиадам. Формат турнира прост: ребята решают большой массив задач, но — и в этом суть игры — все они по формату или содержанию своему нестандартны. По задумке, Турнир направлен на развитие предметной логики, ведь и олимпиады, и реальная практика требуют умения думать, а не решать по алгоритму. 

Для этого и нужен ТЭБ: лицеисты на нем встречаются с новыми идеями.

В Лицее состоялось уже два турнира, в том числе один из них онлайн. Ежегодно в боях принимает участие около полусотни человек с Матэка, к которым присоединяются экономисты других направлений Лицея.

 

Диана Мэссэрова: В 10 классе в качестве своей ИВР я выбрала «организацию мероприятия». До поступления в Лицей у меня был математический бэкграунд, я участвовала в различных турнирах, один из которых решила адаптировать под экономику. Так появился «Турнир экономических боёв» (или ТЭБ). Проект вызвал большое внимание как со стороны лицеистов, так и со стороны учеников других московских школ. Два года мы проводили его в рамках Лицея, сейчас же работаем над тем, чтобы провести Турнир среди всех школьников Москвы. 

 

Лена Золотова: На протяжении первого семестра учебного года каждый четверг проводился Турнир Экономических Боев, в котором ребята решали на время задачи по экономике. В самом начале сезона команд было много: участвовали 10-е, 11-е и даже некоторые 9-е экономисты, — под конец же в игре остались самые сильные. Лично я в команде заняла 3 место. Это интересный и необычайно полезный опыт, так как, помимо практики в экономике, на ТЭБ развиваются «soft skills»: мы тренируемся презентовать решение задач перед публикой, выслушивать критику приглашенных педагогов и нашего рукнаправа.

 

«Экономический биатлон» — еще одна любимая игра лицеистов, которая регулярно проводится на Дне направления и Дне рождения Лицея. Это соревнование в решении задач на скорость: участникам дается одна и та же задача; лицеист, сдавший правильное решение первым, получает максимальное количество баллов, тот, кто следует за ним -- меньше и так далее. Такие мероприятия направлены не только на тренировку навыков, но и на проработку стрессовых ситуаций, с которыми ребята сталкиваются на олимпиадах и других профильных конкурсах.

 

Настя Шиварова: На Матэке с завидной регулярностью проходят игры по профилю. Одно из моих любимых мероприятий — Экономический биатлон, в организации которого мне довелось участвовать. Если Турнир экономических боев — это про креативное мышление, то Экономический биатлон нацелен на тренировку быстрого решения задач попроще, что помогает не тратить время на такие вещи уже на олимпиадах. Думаю, для успешных выступлений необходимо тренировать оба формата.

 

Среди прочих образовательных мероприятий — лекции приглашенных спикеров, среди которых лекторы из PWC (сокр. от «PricewaterhouseCoopers», входит в большую четверку консалтинговых компаний) и «Goldman Sachs» (крупный инвестиционный банк). В сотрудничестве с PWC для лицеистов с Матэка и Соцэка проводятся не только лекции, но и экскурсии, в ходе которых ребята ближе знакомятся с рабочим пространством, в котором нередко стажируются выпускники направлений. На Матэке такие встречи направлены на профориентацию ребят и очередное подтверждение практикоориентированности трека: спикеры рассказывают не только о функционировании тех или иных компаний, но и комментируют траекторию поиска работы в подобных структурах.

Не все инициативы направления направлены исключительно на профильную подготовку лицеистов. Лицеистов «Экономики и математики» выделяет также любовь к шахматам, заботливо унаследованная от руководителя направления, Александра Николаевича Челеховского. Матэк взял на себя ответственность за организацию шахматных соревнований для всего Лицея. Шахматные доски и турнирные часы — такой же атрибут направления, как и задачник Акимова.
 

Лена Золотова: Часто образовательные мероприятия на Матэке — это инициатива самих лицеистов и выпускников. Если у тебя появляется интерес к чему-то, ты волен удовлетворять его любыми доступными путями, даже пригласить спикера из «Goldman Sachs» — только приложи усилия. Например, несколько лет подряд у нас проводится шахматный турнир. Его также организовывал самостоятельно лицеист-одиннадцатиклассник. По итогам победителям вручали лицейский мерч, фирменные футболки и книжки.

…А делу время.

 

Матэк славится тесной связью с экономическими факультетами Вышки: в среднем по Лицею доля поступающих в бакалавриат НИУ ВШЭ составляет около 60%, на Матэке это больше 70% (в 2020 году — 76%). Университет предлагает много программ, ориентированных на экономистов: и это не удивительно, ведь Вышка берет свое начало именно на Факультете экономических наук.

 

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления

Образовательные результаты — те же баллы ЕГЭ — на Матэке держатся на стабильно высоком уровне. И это, казалось бы, неудивительные результаты для Лицея, но важно отметить, что таких средних баллов направление достигает даже при большом наборе. Большое количество учащихся на Матэке не ведет к ухудшению средних показателей: и это как ничто другое говорит о качестве образования.


«Экономика и математика» сотрудничает с шестью факультетами: Факультет экономических наук, Факультет мировой экономики и мировой политики, Факультет бизнеса и менеджмента (ОП «Менеджмент» и «Бизнес-информатика»), Факультет математики и Факультет географии и геоинформационных технологий. Разнообразие программ Факультетского дня подтверждает идею о применимости экономических знаний в разных сферах.


Настя Шиварова: В рамках факультетского дня я выбрала Факультет математики. На нем мы решали задачи, преподаватели проверяли правильность решения и изложения мысли, помогали, если что-то не получалось. Иногда также проводились лекции по темам из университетской программы. ФД позволил мне дополнительно заниматься любимым предметом — олимпиадной математикой — в легкой и непринужденной обстановке.

 

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления

Экономики в учебном плане Матэка четыре часа. Мне, как руководителю направления, кажется, что можно было бы и больше: поэтому мы набираем «недостающие», по нашему мнению, часы за счет эффективной системы факультативов.

 

На направлении действует четкое расписание олимпиадных факультативов. Для лицеистов десятого класса проводится до пяти факультативных занятий по экономике в неделю: так, что каждый учащийся выбирает удобный для себя день. Команда преподавателей факультативов — как правило, преподаватели ФЭНа или олимпиадные наставники, выпускники Лицея.

 

Иван Дедюхин, выпуск 2018, преподаватель экономики в Лицее: Еще в девятом классе я заинтересовался экономикой как сферой приложения математических знаний, напрямую связанной с реальной жизнью. Главные итоги обучения на Матэке для меня — углубленное понимание экономических процессов, взаимодействие с авторитетными преподавателями, опыт организации мероприятий. Только выпускаясь, я понимал, что хочу окунуться в атмосферу Лицея снова.


В начале обучения такие факультативы посещает до сотни лицеистов — в том числе это учащиеся других направлений — однако уже в 11 классе их количество существенно уменьшается. Для выбравших олимпиадный путь одиннадцатиклассников выбор ограничивается одним профильным факультативом по олимпиадной экономике. На него команда преподавателей совместно с руководителем направления проводит полноценный отбор, по результатам которого отбирается команда из 30 лицеистов, с которой кафедра активно работает в течение всего года — и, как показывает практика, не впустую. Главная цель занятий — развить у лицеистов экономическое мышление: в количественных задачах это умение оперировать экономическими переменными, в качественных — применение экономических моделей и концепций.


Катя Гусева: Несмотря на разнообразие тем и методик преподавания экономических факультативов, их объединяет дружеская атмосфера, в которой приятно заниматься. Часто пары ведут студенты, которые сами недавно закончили школьный олимпиадный путь. Такие преподаватели сосуществуют с лицеистами «на одной волне», сочувствуют нашим волнениям и тревогам и помогают их преодолеть.


Лена Золотова: В нашей олимпиадной группе была особенная атмосфера на парах: шутки про «перевернём эту функцию», очень много мотивации и рейтинг, который составляется после каждой контрольной работы. При этом совершенно отсутствовало соперничество: дополнительные пары допоздна, чай с печеньками и пирожными, обсуждение качественных задач — все это нас очень сплотило, не оставив место для конкуренции на пустом месте.


Иван Дедюхин, выпуск 2018, преподаватель экономики в Лицее: Думаю, каждому лицеисту Матэка стоит хотя бы попробовать себя в олимпиадах по экономике — чисто из спортивного интереса. И если единоразовой попыткой этот интерес удовлетворен не был, то это верный знак того, что стоит развиваться в этом направлении дальше. 

 

На базе «Экономики и математики» проводятся выездные школы: онлайн и офлайн, летние и  предолимпиадные. Выездная школа — это интенсив, который максимально «прокачивает навыки» за короткий период времени. Это эффективный формат подготовки в последние недели перед началом олимпиады: и не только для людей с «короткой» памятью, но и для тех, кто занимается уже давно и поэтому, например, склонен «усложнять» свои решения.


Артемий Рыболовлев: Участие в выездных школах сыграло ключевую роль в том, что для обучения в десятом классе я выбрал Матэк — настолько меня вдохновили лекции некоторых преподавателей. Я понял, что в старшей школе хочу изучать экономику, но и математическую базу терять не хотелось, поэтому выбор направления произошел сам собой.


Есения Касимова: На выездных по типу ВЭШ проходят большой объем материала, и порою кажется, что все успеть невозможно. Поэтому меня прельщает то, что нередко ученик может сам выбирать, какие задания выполнять и что для него полезнее. Как ни странно, такая свобода нисколько не снижает планку, а наоборот, позволяет охватить как можно больше "проблемных зон" олимпиадника.


Лена Золотова: Те ребята, которые выходят на Заключительный этап ВСОШ, едут на выездные сборы в Вороново. Александр Николаевич Челеховский и приглашённые преподаватели живут вместе с ребятами неделю в кампусе и каждый день проводят интенсивные занятия. Кстати, они же еще ходят в крутых белых толстовках с надписью «Экономика», получить которую — мечта каждого олимпиадника с Матэка.

 

Ежегодно как минимум половина участников факультатива проходит на Заключительный этап ВСОШ по экономике: за предыдущие два года количество прошедших составляло 24 и 23 человека, а в 2021 году — 34 учащихся, из которых 20 занималось экономикой на факультативе Матэка для 11-х классов и ещё 9 прошли из 10-го класса Матэка, двое —  с направления «Математика» и трое — из 9 класса.

 

«Направление ориентировано на тех, кто умеет и не боится много работать»

Чем заниматься после Матэка или «каким экономистом можно быть»?

«Когда ученик поступает в десятый класс, он вряд ли представляет, каким он будет экономистом. Матэк помогает ему найти сферу для применения своих знаний и амбиций»

Выпускник «Экономики и математики» обладает одновременно специализированным и широким набором знаний. С одной стороны, направление весьма закономерно выпускает будущих экономистов; с другой, экономическая сфера оказывается гораздо шире, нежели многие себе представляют, и часто подразумевает взаимодействие с другими областями. Поэтому  «матэки» идут по жизни вместе — и по совершенно разным дорогам.
 

Диана Мэссэрова: Ребята на Матэке разносторонние, набор изучаемых дисциплин у них может быть разнородным и на первый взгляд даже странным, но все вместе они дают интересный результат в виде широкого кругозора и непосредственного понимания того, как работает экономика и наш мир в целом.

Лично я поступила на программу двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета (МИЭФ), выбрав сферу финансов и статистики в качестве будущей карьеры и пути развития. В поступлении сюда мне очень помог Лицей, так как поступила я по Всероссийской олимпиаде школьников, к которой готовилась в стенах своего направления.
 

Лена Золотова: Приятно наблюдать за тем, как лицеисты Матэка уже сейчас реализовываются в самых разных сферах. Еще в девятом классе я создала группу направления «Как приручить экономиста», и сейчас в ней около 500 подписчиков, наша команда чуть ли не ежедневно выкладывает посты: рубрики от десятых классов, новости, интервью. Мне нравится писать, оформлять картинки, фотографировать на мероприятиях. Мои друзья уже несколько месяцев занимаются организацией летнего курса по олимпиадной экономике — сами составляют задачи, продумывают план лекций и семинаров. Новая глава лицейского проекта «Вечерний Колобок» — тоже лицеист с Матэка. Думаю, такое разнообразие деятельности будет присуще нам, «матэкам», и после выпуска.

Напутствие от руководителя направления

Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления


Направление «Экономика и математика» — это сообщество. Оно объединяет людей с разными образовательными интересами и хобби, сводит друзей, наставников и учеников, становится площадкой для обмена опытом между призерами Международных олимпиад и теми, кто только решает свои первые экономические задачи. Их не пугает сложность учебного плана или конкуренция: ведь когда ты часть такого огромного сообщества целеустремленных людей, начинаешь им соответствовать и становиться лучшей версией самого себя. Потому учеба на Матэке — это в первую очередь вклад в саморазвитие.

Текст: Дарья Дячок