• A
  • АБB
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Направление «Естественные науки» в Лицее: Q&A

«Естественные науки» — одно из самых молодых направлений Лицея. Оно открылось в 2019 году, а в 2021 отправляет в дальнейшей образовательный путь первых выпускников. На что направлена программа профиля? Каких ребят ждут на «Естественных науках»?  Руководитель направления Алексеев Владимир Владимирович рассказывает об особенностях программы, а лицеисты – о своём личном опыте обучения.

Направление «Естественные науки» в Лицее: Q&A

Владимир Владимирович Алекссев, руководитель направления

Кому подойдет направление «Естественные науки»?

Тем, кто интересуется биологией, химией, географией и хочет связать жизнь с этими областями. Например, заниматься наукой. Или практической деятельностью, связанной с этими науками: биотехнологией, созданием новых материалов и лекарств, медициной, проектированием геоинформационных систем.

В чем главная фишка направления? Что отличает его от других?

Во-первых, на других направлениях блок естественнонаучных предметов сильно сокращен (как правило, там можно просто не изучать некоторые из них). А у нас биология, химия и физика обязательны, а также можно выбрать углубленную географию. Во-вторых, у нас много практической «работы руками»: и в Лицее, и на факультетских днях.

Ради нашего направления на Солянке открыли химическую лабораторию, занятия в которой шли очно даже во время дистанта.

В-третьих, некоторые особенности учебной программы проектируются сейчас, поскольку наше направление довольно новое. Например, в учебную программу включаются методы статистической обработки данных и работа с научными статьями (так, чтобы лицеисты нашего направления могли понимать и писать научные тексты).

Какие образовательные треки есть на направлении?

У нас три образовательных трека: биологический, химический и географический.

Биологический трек: углубленная биология и химия, базовая физика.

Химический трек: углубленная химия и физика, базовая биология.

Географический трек: углубленная география, на базовом уровне биология, химия и физика.

Также все лицеисты направления изучают математику на углубленном уровне.

Какие внеучебные возможности даёт направление?

БОльшая часть внеучебных мероприятий, которые мы могли бы провести за эти два учебных года, была невозможна из-за коронавирусных ограничений. Наши внеучебные мероприятия — это: полевая биологическая практика, приглашение студентов приоритетных вузов и учёных, работающих в «наших» областях.

Также мы сотрудничаем с Дирекцией общего образования НИУ ВШЭ и Дирекцией по работе с одарёнными детьми, проводя выездные мероприятия, к участию в которых приглашаются наши лицеисты. Кроме того, я руковожу Летней экологической школой — многопредметной выездной школой с приоритетным биологическим направлением и приглашаю лицеистов к участию в ней.

Какие у Вас впечатления от первого набора?

Это очень смелые ребята:) Потому что они рискнули первыми пойти на новое направление, для которого пришлось набрать много новых преподавателей (и даже не работавшего раньше в Лицее рукнаправа). Меня очень впечатлило, как у многих из них, особенно тех, кто пришёл в 10 класс из других школ, на моих глазах формировался свой осознанный подход к учёбе. Они взрослее большинства первокурсников, и это очень здорово.

Лицеисты «Естественных наук» поделились опытом учебы на направлении.

Почему ты выбрал(а) Естественные науки? Тебя не смутило, что направление совсем новое?

Настя Мастерских, 10 класс        Артем Дыба, 10 класс          Леша Притцкер, 11 класс

Акси Чистоходова, 10 класс       Аня Недосеко, 11 класс            Лиза Евсеева, 10 класс

Настя Мастерских: Я люблю биологию и хочу углубиться в эту область, причем именно с научной стороны. Мне понравился учебный план, а о том, что направление новое, я, честно говоря, не сильно волновалась, ведь новое не значит плохое!

Артем Дыба: Я всегда был большим поклонником биологии, географии и химии, да и будущее хочу связать либо с медициной, либо с географией. ЕН даёт простор для выбора во многих аспектах обучения. Начиная от выбора трека (биохим, физхим, геофиз) заканчивая выбором специализированных курсов по биологии на биохиме. А ещё естественнонаучное направление — самое близкое к моему хобби (туризму). Ну и конечно, ЕН удовлетворяет моё желание открывать  новое для себя и исследовать что-то на практике, а не в теории.

Меня абсолютно не напугал тот факт, что естественнонаучное направление относительно новое. С каждым годом оно будет лучше и лучше, и это прекрасно, когда ты можешь поучаствовать в этом процессе!

Аня Недосеко: Я выбрала ЕН, потому что это направление показалось мне самым подходящим. Меня с детства интересовало все, что было хоть как-то связано с естествознанием. Немалый вклад в это внесла моя бабушка-химик, привившая мне любовь к «экспериментам». Поэтому я уверенно вписала ЕН в графу «направление», когда подавала заявление на защиту ПДО.

Лиза Евсеева: Ещё в прошлой школе в 7-8 классах у меня было пристрастие к физике и химии. В 9 классе Лицея оно только выросло благодаря прекрасному преподавателю электива по органической химии. Я даже не испытывала особых душевных терзаний — казалось, всё и так понятно, путь мой уже предрешен, а направление по любимым предметам мне полностью подходило.

Леша Притцкер: Я выбрал «Естественные науки» по причине того, что мне очень нравится химия и физика, нравится изучать законы, по которым работает мир (где все мы и существуем). Новизна направления меня совсем не смутила — я, наоборот, обрадовался, что буду первопроходцем образовательной программы, да и коллектив будет друг друга знать в лицо и общаться тесно. Таким и получился первый выпуск естественников!

Акси Чистоходова: До Лицея я два года училась в биохиме в другой школе, поэтому это направление мне очень близко. Я не хотела менять вектор своего обучения, но Лицей очень зацепил меня своим устройством, поэтому я решила, почему бы и нет.

В чем главная фишка направления?

Настя Мастерских: Фишкой ЕН по праву можно считать огромное количество практики. Также у нас есть свои животные (змея и лягушки) и даже своя химическая лаборатория!

Артем Дыба: Практика, выезды, исследования!

Аня Недосеко: Наверное, в первую очередь, это люди, которые его создавали и создают: и наш руководитель, и преподаватели, и, конечно же, мои замечательные сокурсники. Многое было для нас в новинку: то, что на других направлениях было проверено несколькими поколениями лицеистов, мы создавали «с нуля». В целом лицейские открытость и адаптивность были очень кстати.

Лиза Евсеева: Думаю, большую роль играет «узость» направления. Мы все друг друга хорошо знаем, регулярно пересекаемся (существует, наверное, всего пару людей, с которыми у меня бы не было ни одной совместной пары). Все всех знают, все всех любят!

Еще нам очень повезло с учителями. Не могу назвать ни одного злого или неприятного преподавателя. Мы регулярно смеёмся и шутим :)

Леша Притцкер: Мне кажется, что ЕН — наиболее душевное и сплоченное направление среди всех остальных в Лицее. Мы интересуемся не только химией, физикой, математикой или биологией, многих ребят волнуют и гуманитарные науки, и искусство, и литература — хотя все остаются «профессионально верны» своему полю деятельности, всегда есть, о чем поговорить помимо этого.

Мы сочетаем в себе и академическую культуру — учеба, оценки, карьера, исследования, и можем быть максимально неформальными (не в ущерб себе) — тусовки, посиделки, компании...

А еще мы очень много делаем руками — суммарно у нас было около 12-ти недель практикумов на факультетском дне, и для нас даже учебную лабораторию в Лицее создали! Сейчас готовимся в ней к ЕГЭ :)

Акси Чистоходова:

ЕН — очень тёплое и домашнее направление. Мы очень хорошо друг другу относимся. И конечно, наши бесконечные питомцы в кабинете биологии (начиная от змеи Рика и заканчивая огурцами, выращенными на гормонах).

Помогает ли учеба с выбором дальнейшей образовательной траектории?

Артем Дыба: Думаю, скорее да, чем нет. На ЕН можно попробовать себя в разных сферах научной деятельности и решить, какая наиболее приятна тебе. Всегда можно пообщаться с преподавателями — они дадут тебе базовое понимание устройства той или иной научной профессии.

Аня Недосеко:  Я склоняюсь к тому, что учеба позволяет понять, действительно ли хочется продолжать дальнейшее образование в выбранной сфере. Спецкурсы и ФД отлично справились со своей задачей: биология стала чуть более «осязаемой» и понятной. Поэтому нельзя не согласиться, что некоторая ясность относительно будущего была внесена.

Леша Притцкер: Мне именно учеба в Лицее помогла определиться с будущей профессией. Во-первых, факультетский день, во-вторых, максимально продуктивная и насыщенная учебная программа без предметов не по нашему профилю (обществознания, например, у нас нет, нет лишних обязательных часов истории или литературы), в-третьих, проводились встречи с учащимися разных вузов, что тоже очень сориентировало меня.

Акси Чистоходова: Да, очень помогает. Тут скорее не ЕН, а в целом Лицей и его политика. Он даёт возможность сделать выбор и при этом сменить его, если почувствуешь, что это не твое.

На каком факультетском дне ты учишься?

Настя Мастерских: Я училась на ФД «Биология». Там много полезной информации, которая помогает определиться, идти ли тебе именно на этот факультет в Вышке. Бывает много заданий, но все они помогают усвоить материал. Знания даются глубокие — такие не получишь на уроках в обычной школе. А преподы с нами на одной волне — просто солнышки!

Артем Дыба: У меня факультетский день «Химия». Я получаю интересные знания от ведущих преподавателей химии, а также мы занимаемся практической деятельностью. Например, у нас была четырехдневная практика в лаборатории ИОНХ РАН!

Аня Недосеко: В течение десятого и половины одиннадцатого классов я посещала«Биологию». К сожалению, пандемия и локдаун лишили нас многого, но все равно впечатления были яркими! Самое запоминающееся — практикумы. Мы работали с новым оборудованием и инструкциями, созданными специально для нас.

Лиза Евсеева: Я учусь на ФД «Химия». Нам рассказывают о «пикантных» моментах этой науки. Зимой нам даже (в отличие от многих других программ ФД) удалось поездить на занятия очно, что чу́дно в нелегкое карантинное время. Были практикумы в лаборатории института органической химии — титровали, синтезировали, веселились. Прекрасный опыт!

Леша Притцкер: Учился я на факультетском дне «Химия» химического факультета НИУ ВШЭ, куда и планирую поступать. Мне там нравилось все (действительно!): преподаватели отличные, материал университетский. Очень рад, что практикумы стали проходить на базе нашего Лицея, так как раньше приходилось ездить в лаборатории МосХимЛицея, где был совершенно другой менталитет как у преподавателей, так и других учащихся, а мы сильно волновались. Круто, что теперь мы можем заниматься на Солянке.

Акси Чистоходова: Учусь на факультетском дне факультета биотехнологии. На занятиях всегда приятная атмосфера и вся информация подается легко и креативно :) К сожалению, это направление не очень близко мне, и я рада, что убедилась в этом!

Твои благодарности направлению и Лицею

Настя Мастерских: Хочу сказать спасибо за:

• много не только теоретических, но и практических знаний;
  • прекрасный коллектив;
  • учителей, которые могут поддерживать и заинтересованы в своем предмете;
  • довольно частые поездки на природу для практики и общения.

Артем Дыба:  Топ-5 благодарностей:

1. Спасибо за лабораторию в Лицее;

2. Спасибо за возможность участвовать в разных выездах и экскурсиях;

3. Спасибо за предоставление доступа к новейшей информации в научной сфере;

4. Спасибо за добрых и отзывчивых преподавателей;

5. Спасибо за гибкий план обучения, который можно подстроить под себя.

Аня Недосеко: Мне хотелось бы особенно выделить и поблагодарить нескольких людей. В первую очередь это руководитель нашего направления — Владимир Владимирович Алексеев. Настолько заинтересованного в нас преподавателя и администратора сложно представить где-нибудь еще. Также мне хотелось бы отметить Ольгу Александровну Гордиенко — преподавательницу словесности. Литература еще никогда не была такой интересной. И, разумеется, нельзя не упомянуть моих приятельниц: спасибо Яне Папщицкой, Лере Зориной, Сашу Смирновой, Лизе Доценко и Полине Некипеловой за то, что они, будучи очень разными, заставляли меня с уверенностью смотреть в завтрашний день и преодолевать трудности.

Лиза Евсеева: Спасибо:

• за прекрасных учителей, с которыми можно обмениваться анекдотами на переменах;
  • за знания и опыт;
  • за самых удивительных друзей и знакомых, без которых уже сложно свою жизнь представить;
  • за возможность найти себя и свои академические интересы.

Леша Притцкер: Мои благодарности: разумеется, куратор группы 11Е1 Анастасия Беляева и наш руководитель направления Владимир Алексеев — очень интересные люди, классные руководители, понимающие преподы. Очень вас люблю и благодарен за то, что вы делаете для студентов!

Благодарность моей лицейской компании: Степану, Полине, Яне и Ане — вы сделали эти 2 года очень счастливыми (и меня тоже очень!), я рад каждому нашему совместному походу за кофе после первой пары, посиделкам у меня или у вас дома (или даже на «пенсионке»), поддержке перед контрольными (помню наши мемы). Очень люблю вас и хочу, чтобы каждый нашел свою дорогу в жизни, надеюсь, мы не расстанемся после окончания Лицея.

Акси Чистоходова: Спасибо за  таких чудесных преподавателей, которые всегда рядом, что бы ни произошло.

Спасибо им за то, что помогают разобраться с тем, что будет после Лицея: куратор и руководитель направления действительно пытаются помочь задуматься об этом и прислушаться к себе.

Спасибо за посиделки с чаем и печеньками в 504!

Напутствие от руководителя направления

Владимир Владимирович Алекссев, руководитель направления

Будьте смелее в общении со взрослыми, с которыми вы встретитесь в Лицее. При встрече с новыми лицеистами я обнаружил такую особенность: многим из них непривычно, что с преподавателями можно разговаривать. Тем более разговаривать не в рамках урока.

А многие вещи, которыми ценен Лицей, не получаются без сотрудничества между лицеистами и преподавателями. Имейте в виду, что преподы Лицея, даже если они ведут непрофильные для вас предметы — ваши единомышленники. У вас с ними могут быть мелкие разногласия (например, о целесообразности посещения пятой пары в пятницу, который ведёт этот преподаватель:), но глобально все преподаватели Лицея хотят помочь вам найти ваш собственный путь и достичь ваших собственных целей в жизни.

Текст: Анастасия Аникина