Грантовый конкурс индивидуальных образовательных программ подводит итоги года: впечатления лицеистов
Грантовый конкурс индивидуальных образовательных программ проводится в Лицее ежегодно при поддержке ПАО «НОВАТЭК». Для лицеистов 10-х и 11-х классов участие в нем становится мотивацией еще раз задуматься о своей образовательной и профессиональной траектории. При составлении конкурсной заявки учащийся ставит перед собой цель и подробно описывает шаги, которые нужно предпринять для ее достижения. Грант — это помощь в прохождении тех этапов, которые требуют приобретения новых навыков, опыта и знаний.
В этом году 52 лицеиста получили грант на реализацию этапа своей профессиональной траектории. Среди них — разноформатные заявки, начиная от программ углубления основного образовательного трека и заканчивая курсами для всестороннего развития.
Например, Дарина Кучумова, лицеистка десятого класса направления «Математика», в качестве грантовой заявки выбрала стажировку в Президентском физико-математическом лицее в Санкт-Петербурге. Когда многие лагеря переведены на дистанционный режим, программа стажировок, подразумевающая индивидуальное участие, сохраняет возможность очного формата. Во время обучения Дарина посещала те же занятия, что и учащиеся физико-математического лицея, а также ходила на математический кружок, который славится высоким уровнем подготовки олимпиадников в точных науках.
Дарина Кучумова, 10 класс, стажировка в Президентском физико-математическом лицее
Что ты можешь сказать о приобретённом во время стажировки опыте?
Вообще, на эту затею меня натолкнул руководитель нашего направления Денис Сергеевич Чистяков. Я благодарна ему за это, ведь это был действительно интересный опыт. Думаю, учиться там постоянно было бы тяжело для меня — приходилось бы изучать те предметы, которые в Лицее можно исключить из учебного плана в пользу профильных. В то же время было удивительно оказаться в классе с таким высоким процентом призеров Всероссийской и международных олимпиад. Такая обстановка — как и весь этот опыт — мотивирует заниматься дальше.
Как ты планируешь использовать этот опыт?
Как показал прошедший учебный год, планы могут быть только примерными. Но я уже смогла использовать приобретённые навыки на олимпиадах — и, думаю, это не предел.
Когда одиннадцатиклассник «Экономики и социальных наук» Илья Передерин заполнял грантовую заявку, он имел точное представление о том, каких знаний ему не хватает уже сейчас. Илья выбрал онлайн-курс «HTML и CSS. Адаптивная вёрстка и автоматизация», в результате прохождения которого улучшил свои навыки в веб-разработке и повысил качество созданного им самим же продукта.
Илья Передерин, 11 класс, HTML и CSS. Адаптивная вёрстка и автоматизация
Почему ты выбрал именно эту программу для грантовой заявки?
Я давно интересовался веб-разработкой и мечтал совершенствоваться в этой области. Если бы я открывал свое дело в IT, я не хотел поручать разработку продукта другим людям: ведь важно в первую очередь самому быть специалистом в той отрасли, где хочешь быть руководителем проекта.
Чему ты научился в результате прохождения программы?
На выбранной мной программе изучалась адаптивность дизайна веб-продуктов и автоматизация «упаковки» кода для браузера. Полученные навыки я применил в своем действующем веб-проекте: «отшлифовал» код, поработал над удобством дизайна для пользователя и автоматизировал процесс адаптации под разные устройства.
Дарья Андрющенко, десятиклассница направления «Гуманитарные науки», тоже выбрала для себя узкоспециализированный курс: «12 главных уроков по типографике». В течение двух месяцев лицеистка изучала типографское дело наравне с профессионалами. Для Дарьи такой выбор курса был обусловлен желанием утолить давний интерес и попробовать себя в новой сфере сразу на высоком уровне. Сейчас полученный опыт она использует в проектной деятельности: Дарья руководит выпуском первой лицейской печатной газеты.
Дарья Андрющенко, 10 класс, «12 главных уроков по типографике»
Какие у тебя общие впечатления от курса?
Поначалу мне было некомфортно, ведь я была окружена уже «состоявшимися» дизайнерами, многие из которых работали в крупных компаниях — например, в «Яндексе» или «Озоне». Они пришли на этот курс, чтобы отточить свои навыки в области типографики, а я — чтобы сделать первые шаги. Но пути назад не было, и со временем я почувствовала себя увереннее, стала часто задавать вопросы и участвовать в дискуссиях. На курсе мы полностью сконцентрировались на типографике: например, тренировались работать с модульными сетками. Преподаватель оценивал работы, не принимая во внимание возраст и стаж. Мне было приятно, что мои дизайнерские решения хвалили наравне с решениями профессионалов.
Каковы для тебя главные результаты прохождения программы?
В конце курса каждый выполнял уникальный финальный проект: у меня это был буклет по одной из любимых музыкальных групп – Tame Impala. Не так давно я его распечатала и теперь, слушая альбом этой группы, держу в руках работу, сделанную своими руками – и весьма, не побоюсь этого слова, профессионально.
Образовательная программа подарила мне массу впечатлений и вдохнула новую жизнь в мой интерес к типографике. Благодаря этому опыту я стала увереннее в своих работах и даже сформировала небольшое портфолио из домашних заданий с курса.
Своей грантовой заявкой лицеистка одиннадцатого класса «Матинфо» Алиса Робиш опровергла сразу два стереотипа. Во-первых, миф об ограниченности интересов учащихся «Информатики, математики и инженерии» экраном компьютера; во-вторых, заблуждение о делении заявок на «серьезные» и «недостаточно».
Алиса выиграла грант на обучение в музыкальном лагере «Мыс Рока». Несмотря на ее сомнения, заявка успешно прошла конкурс: судьи отметили искреннюю заинтересованность Алисы в предмете. По окончании программы лицеистка убедилась, что в будущем хотела бы связать свое основное направление обучения и музыкальную сферу.
Алиса Робиш, 11 класс, Музыкальный лагерь «Мыс рока»
Ожидала ли ты, что войдешь в ряды победителей грантового конкурса?
Признаться честно, я совершенно не верила в свой успех, потому что заявка казалась мне слишком несерьезной для грантового конкурса. Было впечатление, что лицеисты подают исключительно на образовательные курсы по экономике или информатике, и мой интерес к музыке затеряется на фоне более «фундаментальных» заявок. Но оказалось, что это не больше, чем стереотип. Заручившись поддержкой подруг и куратора группы, я попробовала подать заявку — и не пожалела. Ведь главное — не наличие сложных слов в названии программы, а твой к ней интерес.
Какие преимущества своей программы ты выделяешь?
Поездка в лагерь — это компромисс: такое мероприятие длится гораздо меньше, нежели полноценный онлайн или офлайн-курс, при этом обучение проходит не менее информативно и весело. На программе мы много музицировали, практиковались в пении и игре на инструментах. Были также и лекции, и мастер-классы: например, по диджеингу и сведению звука. В окружении людей, которые горят тем же, чем ты, творить намного проще — это избавляет от внутренних зажимов, ты больше не зависишь от мимолетного вдохновения.
Напутствие победителям грантового конкурса его будущим участникам
Илья Передерин, 11 класс, HTML и CSS. Адаптивная вёрстка и автоматизация
Пробовать подавать заявки и испытывать себя в чем-то новом определенно стоит: особенно сейчас, в старшей школе, когда есть время для ошибок и ушибов. Даже если выбранная программа окажется слишком сложной или, напротив, недостаточно интересной, вы в любом случае выиграете. Пройдя через все трудности, вы станете на шаг ближе к тому, чем действительно хотите заниматься в жизни.
Алиса Робиш, 11 класс, Музыкальный лагерь «Мыс рока»
Мне кажется, что грантовый конкурс — это одна из тех уникальных возможностей, которыми нужно обязательно воспользоваться за время обучения в Лицее. Если у вас есть желание изучать что-то, пусть и далекое от вашей основной специальности, — не стоит медлить и сомневаться. Как говорил Майки Уэй: “Не важно, насколько безумна твоя идея, просто сделай это”!»
Текст: Дарья Дячок