• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Пифагоровы треугольники, их площади и математики Лицея

На направлении «Математика» прошла очередная встреча с приглашенным лектором. В этот раз гостем стал известный ученый и преподаватель Георгий Борисович Шабат. Вместе с ним лицеисты обсудили площади Пифагоровых треугольников, гипотезу Берча – Свиннертона-Дайера и то, почему иногда школьникам математика удается лучше, чем взрослым.

Пифагоровы треугольники, их площади и математики Лицея

О лекторе

Георгий Борисович Шабат – доктор физико-математических наук, профессор РГГУ, МПГУ и Независимого университета

Георгий Борисович занимается алгебраической геометрией. Он принадлежит к научной школе академика Игоря Ростиславовича Шафаревича и является учеником Юрия Ивановича Манина – одного из самых авторитетных математиков современности. Георгий Борисович оказал значительное влияние на Филдсовского лауреата Владимира Александровича Воеводского, с которым написал ряд совместных работ.

Интерью Г. Б. Шабата о математике В. А. Воеводского

При этом всю жизнь Георгий Борисович сочетает науку с преподаванием: он вёл факультативы в 57 школе и Лицее «Вторая школа», до сих пор регулярно преподает на выездных школах и читает лекции в научно-образовательном центре при Математическом институте им. В. А. Стеклова и Независимом Московском Университете.

О встрече

Дарина Кучумова, 10 класс

Больше всего я была под впечатлением, когда от площадей мы перешли к эллиптическим кривым и коротким квадратным прогрессиям.

Благодаря этой встрече можно понять всю красоту математики: мы от очень простых вещей –  Пифагоровых треугольников – перешли к проблемам человечества, которые до сих пор не решены.

Георгий Борисович в конце встречи сказал очень важные слова о том, что, возможно, «взрослые» слишком усложняют решение задачи, и очень важно рассказывать это ученикам, ведь всегда существует вероятность, что такие вопросы решаются просто. Сейчас уже наши ровесники и даже дети младше нас пишут научные статьи в журналах, публикуют свои исследовательские работы, составляют задачи для различных олимпиад наравне (а иногда и превосходя) с уже состоявшимися учёными. В этом вся прелесть изучения математики, которая абсолютно не зависит от возраста.