• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Направление «Экономика и социальные науки» в Лицее: Q&A

«Элита – не те, кто ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если это требование непосильно» Ортега-и-Гассет. Цитата испанского социолога – слоган Соцэка. А по каким ещё правилам живёт СЭ? Кому стоит туда идти, а кому это противопоказано? Обсудили с лицеистами и выпускниками направления.

Направление «Экономика и социальные науки» в Лицее: Q&A

Что вы изучали на Соцэке? Расскажите про это: как проходили пары, что именно вы учили?




Дарья Рахмалёва, 11 класс


Я выбрала социологию и ни разу не пожалела. Во-первых, каждые полгода меняются преподаватели, и это позволяет смотреть на предмет по-новому. Во-вторых, социология учит анализировать различные явления, критически оценивать их, а также видеть неочевидные связи между явлениями из разных сфер жизни, (например, привлекать знания из экономики и истории для рассмотрения роста статистики разводов). В-третьих, успешно проявить себя на олимпиадах мне помогли именно лицейские профильные пары. Я имела и опыт занятий в ЦПМ, на курсах и с репетитором, но лучше наших преподавателей, многие из которых состоят в экспертной комиссии и Всероса, и «Высшей пробы», к олимпиадам не готовит никто!





Михаил Сухолодов, 11 класс


По моему мнению, на олимпиадах по обществознанию учащиеся Соцэка обладают сильным преимуществом по сравнению с учениками других школ. Мне были крайне полезны полученные в Лицее знания при написании олимпиады «Высшая проба» по социологии и во многом благодаря им я могу рассчитывать на поступление на факультет социологии ВШЭ без вступительных испытаний.

 



Артём Зельдич, 11 класс

У меня очень необычный для Соцэка учебный план: профильные история и философия с базовыми математикой и экономикой. Я исходил из желания попробовать себя в разных областях, так и получилось. Зато теперь я точно для себя понял, что из этого моё, а что не очень.





Анастасия Кривцова, 11 класс


Я изучала социологию, профильную математику, историю культур. Это из того, что запомнилось и полюбилось. То, как проводятся пары, зависит от преподавателя, но в общем это формат лекций, сменяющихся семинарами. Много читали и в переводе, и в оригинале. Смотрели и анализировали фильмы. Было весело!





Василиса Ващенко, Социология ВШЭ, 2 курс


Я поступала в Лицей с чёткой установкой: «‎хочу, чтобы было сложно» . Поэтому на Соцэке у меня был почти максимальный по количеству часов учебный план. У меня впервые в жизни появился хороший преподаватель по истории, поэтому я была вне себя от счастья. С социологией заладилось не сразу: успевать успевала, но искорка не загоралась, а в голове оставалась каша. Во втором полугодии мне эту кашу Наталия Кирилловна Иконникова аккуратно разложила по полочкам в черепной коробке, и тут я уже загорелась. Что касается математики, то тут даже слов не подобрать, чтобы описать то, как сильно изменила мой взгляд на математику Марина Юрьевна Юдаева – наконец-то стало весело и интересно.





Алина Хаматдинова, Политология ВШЭ, 2 курс


На Соцэке я изучала политологию, историю и философию.

Отучившись более полутора года на политологии в НИУ ВШЭ, я могу сказать, что тот материал, который мы проходили в Лицее тематически практически полностью покрывает программу первых двух курсов бакалавриата: незнакомые имена и тексты – это скорее исключение, а не правило.





Кирилл Кувивчак, Политология ВШЭ, 2 курс


На Соцэке у меня была политология, которая и предопределила выбор моей образовательной программы в университете (огромное спасибо Илье Александровичу Иншакову, он меня и подтолкнул к этому). Мы проходили историю политической мысли. Хочется здесь привести цитату профессора ВШЭ Игоря Борисовича Орлова: «Изучали от Адама до Потсдама», очень точно обозначает временной промежуток, который мы изучали.





Наталья Шейдякова, Социология ВШЭ, 2 курс


Профильной частью обществознания у меня была социология, и это, без шуток, были лучшие уроки в моей жизни. В качестве первого домашнего задания Кирилл Валентинович Сорвин дал нам прочитать «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма, и я за ночь прочитала треть текста, а в итоге оказалось, что надо было читать только те фрагменты, что выделил Кирилл Валентинович!
Социология очень сильно меняет восприятие окружающей реальности, общества, людей, их поступков, и даже если не заниматься дальше этой наукой, эта призма в сознании остаётся. 

На политологии мы как-то раз инсценировали рыцарские бои (в перерывах между чтениями Платона и Макиавелли, конечно), а на праве решали задачки на примерах из фильмов и сериалов. На теории познания мы обсуждали понятия рациональности и научности, говорили о познании и об искусстве, а на истории экономической мысли разбирались в том, что такое экономика, зачем нам деньги и блага и почему биткоин – это круто.

Какой у вас был Факультетском дне? Чему вы научились там, полезно ли это сейчас (будет ли полезно в будущем)?


Дарья Рахмалёва, 11 класс

 У меня в качестве ФД были «Международные отношения». ФД мне очень помог: я избавилась от красивой «мишуры» вокруг программы. Так или иначе, все было организовано достаточно неплохо, особенно мне понравилось, что была возможность написать исследовательскую работу по этой специальности, а значит изучить «подход» этой науки.


Артём Зельдич, 11 класс

Я выбрал РиСО (Рекламу и связи с общественностью). Курс очень интересный, но не могу назвать его структурированным и сложным. У нас была и история рекламы, и введение в современный контекст, письменные и творческие работы, даже немного поговорили про графический дизайн в рекламе. Во время обучения понял, что эта тема мне интересна, но обучаться на отдельной бакалаврской программе этому я не хочу.




Анастасия Кривцова, 11 класс

Мой ФД – Реклама. Научилась правилу: «Если опаздываешь, то лучше остаться в кофейне рядом с университетом». Если без шуток, то научилась анализу фильмов, наверное. Ещё получила несколько важных контактов для моей будущей профессии.




Дмитрий Мячков, Экономика ВШЭ, 3 курс


Я ходил на факультет менеджмента и благодаря ФД понял, что не хочу туда поступать. Мне просто не подходил этот факультет и, если бы не ФД, я бы мог узнать об этом слишком поздно. Нас учили интересным вещам, и я ни в коем случае не отговариваю никого идти на менеджмент, просто мне он не подошёл.




Алина Хаматдинова, Политология ВШЭ, 2 курс

Я выбрала политологию. С уверенностью могу сказать, что это был прекрасный опыт, который помогал мне как на олимпиадах, так и во время учебы в бакалавриате (что не удивительно, учитывая, что на ФД, к примеру, был курс по регионалистике, который создает прекрасный фундамент для освоения этой дисциплины уже в стенах университета). Особенно в моей памяти отпечатался курс по идеологиям, аналог которого сложно найти даже в большой Вышке.
 



Кирилл Кувивчак, Политология ВШЭ, 2 курс

Мой факультетский день – Государственное и муниципальное управление. Один из курсов у меня вёл замечательный преподаватель Кирилл Сергеевич Тюрчев, он как раз и стал моим научником, когда я все же решился писать ИВР. Благодаря ФД я выучил карту России, стал разбираться в региональных идентичностях и интересах, а также изучил несколько полезных теорий (самая полезная – это теория бюрократии, которая многие процессы описывает).
 

Чем Соцэк отличается от других направлений? Почему мне нужно идти к вам?



Дарья Рахмалёва, 11 класс


На нашем направлении олимпиадное движение развито очень сильно, и это дает возможность и удовлетворения личных амбиций, и поступления в университет мечты. Мне лично удалось найти ребят, которые не считают участие в олимпиадах на всех выходных и каникулах пустой тратой времени, а разделяют твоё «хобби».

Анастасия Кривцова, 11 класс

Соцэк — это то направление, на котором можно научиться смотреть на мир под другим углом, расширить сознание, если хотите.

Я после двух лет обучения на этом направлении вижу отражение социологических теорий везде, а за счёт развитого логического мышления (спасибо профильной математике!) могу ориентироваться в любых ситуациях.



Василиса Ващенко, Социология ВШЭ, 2 курс


Я считаю Соцэк удачным проектом за счёт его междисциплинарности: тут можно найти для себя предмет на любой вкус, и я это очень ценила. Ну и, разумеется, здесь надо работать. На мой взгляд, хорошее простое направление – оксюморон, но Соцэк успешно сочетает простые предметы со сложными, так что ни перегрузки, ни скуки у меня не возникало.



Наталья Шейдякова, Социология ВШЭ, 2 курс

Соцэк – это отличный вариант для тех, кто пока не уверен в том, чем будет заниматься, но хотел бы лучше узнать как устроено общество и люди вокруг нас. Знания, что дает Соцэк, позволяют развиваться дальше практически в любых направлениях. Я знаю людей, которые после Соцэка ушли в совсем не связанные с ним специальности (одна моя подруга сейчас учится на саунд арте и саунд дизайне), но всё равно рады, что учились здесь.

А кому НЕ стоит поступать на Соцэк?
 

Василиса Ващенко, Социология ВШЭ, 2 курс


Полагаю, в первую очередь тем, кто уверен, что их призвание в точных науках. Для этого в Лицее есть профильные направления. Остальным – тем, кто рассматривает перспективу изучения общества, – советую попытать здесь сил. «Юрьев день» еще никто не отменял.

 



Дмитрий Мячков, Экономика ВШЭ, 3 курс


Сложно сказать, потому что найти своё место на Соцэке может каждый. Но чтобы взять максимум от обучения здесь, нужно быть энергичным и «голодным» до нового опыта, новых знаний, открытий, знакомств.



Дарья Рахмалёва, 11 класс

Я твёрдо уверена, что на Соцэк не стоит идти тем, кто не хочет работать. Я очень ценю то, что преподаватели относятся к нам на равных, но это доверие требуется оправдывать.

Самое очевидное, это, конечно, не забивать на предметы без уважительной причины. Несмотря на либеральность подавляющего большинства преподавательского состава, система оценивания требует вашего участия в процессе.
 

Поможет ли лицейский опыт в Вышке? Как?



Дмитрий Мячков, Экономика ВШЭ, 3 курс

В университете будут свои трудности, которые придётся преодолевать в первый раз, но лицейский опыт для этого очень пригодится. В первую очередь для того, чтобы понять, что только ты сам отвечаешь за себя. А ещё рядом будут лицейские друзья, и их поддержка будет самой лучшей помощью в любой ситуации.



Наталья Шейдякова, Социология ВШЭ, 2 курс

Почти весь первый курс был вполне известный мне материал, особенно на социологической теории и профориентационном семинаре. По сути, большинство текстов, которые нам давали, я читала или хотя бы слышала о них, и обсуждаемая проблематика в целом была мне знакома. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Ты меньше сил тратишь на учебу, многие вещи даются, есть возможность уделять время тому, что интересно конкретно тебе. Но от этого очень сильно теряется мотивация. Заставить себя ходить на пары, когда там обсуждают то, что ты уже в 10 классе прошла – довольно сложно. А в учебе очень легко не заметить грань между «да всё легко, всё понятно» и «так, стоп, а о чём они сейчас говорят?». Так что приходится заставлять себя ходить на пары, читать тексты по второму кругу и перебарывать эту интеллектуальную гордыню. Потому что на самом деле нет предела совершенству (знания и понимания), а классику можно и по десять раз читать.

Кроме знаний, Лицей даёт довольно неплохое понимание формата студенческой жизни. Например, ты уже заранее понимаешь, что такое пары, что такое формула оценивания (по крайней мере в Вышке). Знаешь, что никто за тобой и твоими работами не будет бегать, как в школе и вся ответственность за твою оценку лежит на тебе. Ну и умеешь писать эссе, читать и анализировать огромные тексты в сжатые сроки – эти навыки на любом факультете помогают максимально безболезненно перейти к университетскому обучению. 


Обращение к абитуриентам



Анастасия Кривцова, 11 класс

 

В конце 11-го класса выпускники традиционно говорят «спасибо Лицею за...» и перечисляют пункты, за которые они благодарны преподавателям, одногруппникам и администрации. Думаю, поступающим будет интересно знать, за что Лицею благодарна я. 

Во-первых, за возможности. За три года в Лицее я организовала более десяти мероприятий, получила грант на обучение в Лондоне, возглавила масштабный социальный проект, выиграла несколько олимпиад. 

Во-вторых, за опыт. Я научилась планировать время, достигать целей, писать официальные письма, управлять командой и оформлять сметы.

В-третьих, за окружение. Лицей подарил мне искренних, умных, добрых друзей, с которыми мы точно продолжим общаться после выпуска. И это дорогого стоит.


Наталья Шейдякова, Социология ВШЭ, 2 курс

Мне кажется, ребятам важно услышать, что выбор направления – не вопрос жизни и смерти. Можно выбрать Соцэк и через два месяца понять, что хочешь заниматься прикладной физикой, а можно после двух лет дизайна увлечься политологией – и это абсолютно окей. Конечно, здорово думать наперёд и соотносить направление в Лицее с тем, чем хочется заниматься дальше, но, в конце концов, еще целая жизнь впереди, всё успеется. Так что главное выбрать то, к чему лежит душа сейчас, и будет что будет. Даже если полученные знания не пригодятся напрямую, умение думать, понимать, анализировать, и, что важнее, воспоминания о парах, преподавателях и одноклассниках, атмосфере останутся навсегда (как и воспоминания о походах в Cofix на обеде и поездках на метро в час пик, что тоже своего рода эстетика).

Обращение к абитуриентам руководителя направления Марины Рафаеловны Оганесян

Если вы не просто не боитесь больших текстов классиков экономики, политологии, социологии, а ещё получаете удовольствие от процесса изучения, то вам – к нам!
Если вы готовы писать рефераты на 12000 знаков на темы по истории экономики и экономической мысли, открывать для себя загадки экономического успеха, а не звать всех богов на помощь и набирать объём за счёт вводных слов, то вам к нам! 

Если вам нравятся публичные дебаты, где вы готовы «положить своих оппонентов «на лопатки» интеллектом, то вам – к нам! 

Олимпиады – всего лишь результат того, что нравится делать лицеистам. И, как многие считают, тяжкий труд превращается в увлекательное путешествие по обществу, где решение социально-экономических проблем готовит будущую профессиональную элиту.

А элита в контексте направления СЭ – не те, кто мнят о себе слишком много, а готовы взять на себя больше, чем можно вынести! 

Текст: Анастасия Зеленцова