Метапредметные умения и преподаватель в поле
Полевая заметка Дарьи Шибалиной со стажировок и конференций, в которых Лицей участвовал в сезоне 2020-2021.
Вопросы, связанные с универсальными умениями и метапредметными компетентностями, не являются новыми, хотя методологические споры вокруг них продолжаются. Как собрать умения, грамотности, компетенции в одну картинку? Какие обозначения более удачные? Важно, что понимание основ метапредметности есть, как есть и понимание необходимости таких обсуждений.
Вопросы, связанные с метапредметностью:
- Какие умения и навыки универсальные?
- Какие наиболее актуальны в контексте образовательных институтов?
- Как формировать метапредметные умения в учебном процессе?
- Как обновлять предметные программы в этой связи?
- Как заложить основу для развития умений и навыков на всю жизнь?
Но спектр вопросов для работающего в поле преподавателя нередко сдвинут: что считать результатом, что именно и как лучше оценить. А главное, не всегда присутствует понимание того, зачем это нужно на фоне решения других образовательных задач.
Когда перечисляются отдельные универсальные умения, никто не возражает, что они и важны, и нужны. Выделить главное, определить противоречие, выдвинуть гипотезу, интерпретировать данные, критически оценить аргументы – исключительно полезные шаги, которые составляют основу повседневных и профессиональных будней. Поэтому метапредметные компетентности, которые складываются из отдельных таких умений, бесценны.
Но есть и более прагматичные для преподавателя аспекты, из-за которых универсальные умения становится основой учебного процесса.
- Если мы проводим эксперимент по следам недавно пройденной на уроках биологии темы, то на практическом примере материал можно живо и успешно разобрать. При этом эксперимент может требовать работу со статистическими данными – вот и отрабатываются метапредметные навыки. В принципе, как только мы занимаемся исследованием на уроке, появляется целый набор связанных с этим метапредметных умений. То есть работа с данными, их анализ, обработка и оформление – только пример.
- Если мы изучаем явления в стране иностранного языка в рамках определённой лексической темы, то можно договориться, что их предстоит прокомментировать в презентации. Для этого будет необходимо работать с информацией, отбирать факты, оценивать их. Это нужно уметь, и в процессе выполнения конкретной учебной задачи на уроке иностранного языка, и ежедневно.
Так, на каждом уроке можно с пользой для любого предметного материала, а главное с пользой для развития учащегося формировать и совершенствовать метапредметные умения. Подборка инструментов для такой работы существует большая. Стоит обсуждать эти инструменты друг с другом, делиться методическими копилками и убеждаться, что формировать и оценивать метапредметные умения – не только важно, но и интересно и посильно для преподавателя.
С 19 по 24 апреля Лицей НИУ ВШЭ проводит курс повышения квалификации «Формирование и оценивание метапредметных умений на примере исследовательской компетентности и критического мышления» и ждёт встречи с коллегами!