• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Метапредметные умения и преподаватель в поле

Что волнует преподавателей, когда речь заходит о метапредметных умениях. И как справиться с предъявляемыми требованиями в подвижных условиях.
Полевая заметка Дарьи Шибалиной со стажировок и конференций, в которых Лицей участвовал в сезоне 2020-2021.

Метапредметные умения и преподаватель в поле

Вопросы, связанные с универсальными умениями и метапредметными компетентностями, не являются новыми, хотя методологические споры вокруг них продолжаются. Как собрать умения, грамотности, компетенции в одну картинку? Какие обозначения более удачные? Важно, что понимание основ метапредметности есть, как есть и понимание необходимости таких обсуждений.

Вопросы, связанные с метапредметностью:

  • Какие умения и навыки универсальные?
  • Какие наиболее актуальны в контексте образовательных институтов?
  • Как формировать метапредметные умения в учебном процессе?
  • Как обновлять предметные программы в этой связи?
  • Как заложить основу для развития умений и навыков на всю жизнь?

Но спектр вопросов для работающего в поле преподавателя нередко сдвинут: что считать результатом, что именно и как лучше оценить. А главное, не всегда присутствует понимание того, зачем это нужно на фоне решения других образовательных задач.

Когда перечисляются отдельные универсальные умения, никто не возражает, что они и важны, и нужны. Выделить главное, определить противоречие, выдвинуть гипотезу, интерпретировать данные, критически оценить аргументы – исключительно полезные шаги, которые составляют основу повседневных и профессиональных будней. Поэтому метапредметные компетентности, которые складываются из отдельных таких умений, бесценны.
Но есть и более прагматичные для преподавателя аспекты, из-за которых универсальные умения становится основой учебного процесса.

  • Если мы проводим эксперимент по следам недавно пройденной на уроках биологии темы, то на практическом примере материал можно живо и успешно разобрать. При этом эксперимент может требовать работу со статистическими  данными – вот и отрабатываются метапредметные навыки. В принципе, как только мы занимаемся исследованием на уроке, появляется целый набор связанных с этим метапредметных умений. То есть работа с данными, их анализ, обработка и оформление – только пример.

  • Если мы изучаем явления в стране иностранного языка в рамках определённой лексической темы, то можно договориться, что их предстоит прокомментировать в презентации. Для этого будет необходимо работать с информацией, отбирать факты, оценивать их. Это нужно уметь, и в процессе выполнения конкретной учебной задачи на уроке иностранного языка, и ежедневно.

Так, на каждом уроке можно с пользой для любого предметного материала, а главное с пользой для развития учащегося формировать и совершенствовать метапредметные умения. Подборка инструментов для такой работы существует большая. Стоит обсуждать эти инструменты друг с другом, делиться методическими копилками и убеждаться, что формировать и оценивать метапредметные умения – не только важно, но и интересно и посильно для преподавателя.


С 19 по 24 апреля Лицей НИУ ВШЭ проводит курс повышения квалификации «Формирование и оценивание метапредметных умений на примере исследовательской компетентности и критического мышления» и ждёт встречи с коллегами!