Направление «Информатика, инженерия и математика» в Лицее: Q&A
«Опыт, который сложно заменить», — или учеба на «Матинфо»
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«Сравнивая "Матинфо" с другими направлениями, я бы говорил не о различии в программе по математике или другим дисциплинам. Я бы говорил о различии в идеологии: это, пожалуй, то, чем мы действительно отличаемся, чем отличается каждое направление Лицея».
«Информатика, инженерия и математика» — или «Матинфо» — крупнейшее техническое направление Лицея, контрольные цифры приема на него составляют 100 человек. Направление сотрудничает с 16 образовательными программами и 8 факультетами. Пользуясь популярностью среди девятиклассников, «Матинфо» отличается традиционно высоким конкурсом и из года в год лидирует по критерию «первого приоритета»: абитуриенты знают, куда поступают, и идут сюда уверенно, целенаправленно.
«Матинфо» или «Информатика, инженерия и математика»?
В 2019 году «Матинфо» было переименовано в «Информатику, инженерию и математику» — и, хотя в лицейском лексиконе не закрепилось наименование «Инфомат», такое изменение напрямую связано с позицией направления. По словам Юрия Викторовича Быкова, новое название делает больший акцент на профильные треки: «Математика никуда не уходит, она становится тем, чем была всегда, — базой и подпоркой для профильных дисциплин».
Алиса Шиканян, выпускница 2020
«Из-за названия может показаться, что направление — для информатиков. Это миф и стереотип: на “Матинфо” можно развиваться и в физике, и в инженерии. Да, физический трек еще достаточно новый — но ведь и факультету во ВШЭ всего четвёртый год. Уверена, если сюда будут приходить учиться мотивированные ребята, можно будет достичь больших успехов и профильного разнообразия на “Матинфо”».
Александр Потапов, выпускник 2020
«У нас все же направление техническое, а, как мы знаем, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мне кажется, на жизнь лицеиста переименование если и повлияло, то крайне незначительно. Что “Матинфо”, что “Инфомат” делают упор на технических дисциплинах, и это я считаю важным».
Для инженеров, программистов, физиков? А может, математиков?
На «Матинфо» есть «треки» обучения: IT-трек, физический трек и инженерный трек.
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«”Матинфо” отличается вариативностью программ, на которые идут наши ребята: мы и про IT, и про физику, и про математику. У нас нет дисциплины-приоритета, здесь не изучают физику через математику или наоборот. Каждый выбирает то, что ему интересно, и уже этот предмет становится в его учебном плане “основным”, базовым».
Физический трек
Профильная физика в Лицее есть на «Матинфо», на направлении «Математика» и на направлении «Естественные науки». На «Матинфо» она преподается в объеме 6 часов — столько же, сколько на «Математике» и на 2 часа больше, чем на «ЕН». В вариативном блоке дисциплин с 2018 года можно выбрать практикум по физике — предмет, в рамках которого учащиеся работают с практической стороной дисциплины, выполняют физические опыты и лабораторные работы. «Матинфо» — единственное направление в Лицее, которое напрямую сотрудничает с Факультетом физики в Вышке.
Алиса Шиканян, выпускница 2020
«Физика в качестве отдельного трека на “Матинфо” появилась не сразу, и трек еще развивается. Сейчас на направлении профильную физику преподают в том числе сильные преподаватели с Факультета физики ВШЭ. Большим плюсом для меня являлся практикум по физике: физика — прикладная наука, и лабораторные работы — незаменимая составляющая в изучении этой дисциплины, поэтому проводить эксперименты каждую неделю было полезно и познавательно. Практикум вели молодые преподаватели с Факультета физики, и это косвенным образом знакомило с факультетом».
Именно знания по лабораторным помогают выполнять практические задания в институте.
Руслан Адьянов, 10 класс
«В десятый класс я поступил на “Матэк”, и несмотря на то, что учиться там мне понравилось, решил перейти на “Матинфо”. Причиной для этого была и остаётся профильная физика, которую я изучаю не только в рамках основного учебного плана, но и на ФД на Физфаке, где разбираются задачи повышенной сложности. Сдавать академическую разницу было непросто, но учителя шли мне навстречу, а ребята были готовы помочь и подсказать. На новом направлении я чувствую себя хорошо».
IT-трек
Профильная информатика разделена на три курса:
1) теоретическая информатика — тренировка заданий ЕГЭ по типу комбинаторики, систем исчисления и пр.;
2) пользовательский курс — изучение работы с программами Word, Excel; изучение языка программирования Python
3) программирование на языке C# и решение задач, требующих написания программ
Помимо факультативов и дополнительных курсов по информатике, лицеисты отмечают вклад Факультетского дня на ФКН в их достижения по предмету.
Артем Смирнов, 10 класс
«В качестве профиля я выбрал информатику. На парах мы готовимся к ЕГЭ, учимся новым для меня языкам программирования и базовому анализу данных.
Подготовка к олимпиадам заметно лучше в Лицее, чем в моей предыдущей школе. Помимо разнообразных факультативов и курсов, на которые определенно стоит ходить, многое мне дает факультетский день на ФКН. В качестве домашнего задания мы решаем полу-олимпиадные задачи на Питоне, что отлично подходит для введения в олимпиадное программирование».
Инженерный трек
Инженерный трек — направление, нацеленное на развитие навыков аналитического мышления и проектирования. В целях развития трека в список факультетов-партнеров направления включен Факультет географии и геоинформационных наук.
Лицеисты инженерного трека «Матинфо» активно осваивают работу в современных лабораториях: например, в рамках сотрудничества с «Шухов лаб» у лицеистов появилась возможность работать на новейшем оборудовании — 3d-принтерах, станках для резьбы по дереву и пластику — на парах по инженерии.
О математике
Большой упор делается также на математику: 10 часов в неделю дают о себе знать, и иногда ты забываешь, что учишься на профильной информатике. При этом математика как база важна, её хорошо объясняют, дают задачки разного уровня, мы много практикуемся.
«Чистых» математиков на «Матинфо» меньше, однако и они здесь есть — как правило, это ребята, для которых важна роль математики как фундамента других технических дисциплин. Лицеистам дается высокий уровень математической подготовки в объеме 10 часов, ведь и программы, с которыми сотрудничает направление, и профильные дисциплины как таковые требуют серьезного математического бэкграунда. Эти требования и учитываются при разработке учебного плана на «Матинфо».
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«Дословно программа по математике в каких-то моментах у нас одинаковая с “Матэком”, но идеология на направлениях различается. Нашим ребятам математика нужна не в экономическом, а в базисном смысле, так как фундаментальная математика определяет те сферы, которыми мы занимаемся углубленно».
Дмитрий Мухин, 10 класс
«Изначально я поступил на “Математику” и не собирался переводиться на “Матинфо”, так как количество часов физики совпадало на обоих направлениях. Однако в течение года программа усложнилась, добавился Факультетский день на Факультете математики, и углубленной математики для меня стало слишком много. Вдобавок я увлекся информатикой и решил попробовать себя на “Матинфо”. Думаю, я достаточно быстро приноровился к темпам нового направления. Некоторые преподаватели остались теми же».
Мне показалось, на “Матинфо” скорость прохождения новых тем выше: на каждом уроке мы решаем много задач и на каждое же занятие нам задают домашнее задание. На “Математике” мы решали меньше задач, но они были гораздо сложнее.
Егор Данилов, 10 класс
«Я перешел на “Матинфо” с направления “Естественные науки”, так как заинтересовался профильной информатикой и захотел включить ее в свой учебный план. Сейчас моя нагрузка на один час в неделю меньше, а учиться сложнее. Так как углубленная математика — обязательная база на направлении, каждый день у меня стоит пара по алгебре или геометрии и на каждый же день есть домашнее задание по одному из этих предметов».
Кто обитает на «Матинфо»?
Собирательный портрет лицеиста с направления «Матинфо» — программист или физик-олимпиадник, не расстающийся с ноутбуком и толстым, исписанным теоремами задачником. Конечно, нельзя свести всех учащихся к одному карикатурному образу. На развеивание этого мифа направлен проект «Лица направления». Новая традиция направления — рассказывать яркие истории выпускников. В первую очередь, это помогает лицеистам в самоопределении, показывает реальные — и, что самое главное, разные — пути развития. Вдобавок к этому, проект создает сообщество выпускников и лицеистов, обеспечивает «преемственность поколений».
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«Я привожу в пример наших выпускников, которые поступали по ЕГЭ, чтобы объяснить, что это тоже возможный путь для достижения цели. На “Матинфо” мы не требуем от ребят становиться олимпиадниками, пусть и поощряем их успехи. Однако историй поступления по ЕГЭ тоже много: не обязательно выигрывать олимпиады, чтобы заниматься тем, что любишь».
не обязательно выигрывать олимпиады, чтобы заниматься тем, что любишь.
Анна Подпрятова, 10 класс
«За время обучения я выделила для себя несколько типов лицеистов на направлении. Это “бойцы”, которые стараются быть лучше каждый день и оттого периодически оказываются на грани выгорания, “удавы”, не привыкшие к нагрузке, и “маги”, совмещающие активную социальную деятельность с хобби и прилежной учебой. Думаю, обучаясь на “Матинфо”, лицеист сталкивается со всеми тремя состояниями время от времени. Главное, что он всегда знает, ради чего работает».
Александр Потапов, выпускник 2020
«Хотя “Матинфо” считается большим направлением, мне оно таким никогда не казалось. Учебные группы по английскому языку, математике и программированию обычно различаются, поэтому круг знакомств редко ограничивается только своим “классом”. К тому же, во время походов с одногруппниками на олимпиады или совместного пребывания на выездных школах волей-неволей со всеми общаешься, и в итоге сам не замечаешь, как знаком с каждым вторым на направлении. Получается дружный большой коллектив размером со все “Матинфо”».
ФГН, Факультет географии и Высшая школа бизнеса — это все «Матинфо»?
Поступая на “Матинфо”, важно понимать, что учеба здесь не обязывает к поступлению на ФКН или Физфак. Учиться на “Матинфо” и посещать ФД на ФГНе или Факультете географии — это нормально, кроме того, интересно.
В руках учащихся «Матинфо» ежегодно появляются дипломы перечневых олимпиад не только по математике, информатике и физике, но и по русскому и английскому языкам, экономике и обществознанию. Разнообразию учебных результатов соответствует разнообразие образовательных возможностей: в рамках ФД лицеисты посещают занятия на Факультете компьютерных наук, в Высшей школе бизнеса, на Факультете инженерной механики (РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина), Факультете математики, Факультете физики, МИЭМе. Факультет компьютерных наук — один из главных партнеров направления — привлекает дополнительным курсом на Python. Стандартная итоговая работа лицеистов на МИЭМе — проект по робототехнике, на занятиях изучается криптография и проектная инженерия. На Факультете гуманитарных наук учащиеся «Матинфо» вместе с лицеистами «Гуманитарного направления» проходят программу по введению в компьютерную лингвистику. В прошлом учебном году к списку программ-партнеров добавился Факультет географии и геоинформационных наук — и это не последнее нововведение в списке образовательных траекторий учащихся.
Анна Подпрятова, 10 класс
«Когда начался выбор Факультетского дня, лингвистика была самой непонятной мне сферой, я не могла проследить прямую связь с моим направлением. Изучив тему, я поняла, что именно это мне больше всего по душе.
Курс начинается с фундаментальной лингвистики — “теоретической подушки”, слабо связанной с математикой или информатикой, но без которой дальнейшее изучение предмета представляется невозможным. Например, мы обсуждали, видят ли иностранцы синий и голубой цвет как один blue, или просто не разделяют их на письме и почему нас корёжит от того, что тимьян и чабрец — одно и то же. С недавних пор мы решаем лингвистические задачки, в которых по предложениям с переводом стараемся понять, как устроены языки, пытаемся сами составить предложения на этих языках. Такие задачки требуют умения работать с информацией. Приятно наблюдать, как курс объединяет интересы диаметрально противоположных направлений — “Гуманитарного” и “Матинфо”».
Анастасия Саунина, 10 класс
«У многих может сложиться впечатление, что на “Матинфо” учатся только олимпиадники-программисты-информатики, но это не так. Направление многопрофильное, и лицеисты интересуются разными сферами. Здесь много ребят, которые так же, как и я изучают язык и ходят либо на профильный ФД на ФГНе, либо на электив по компьютерной лингвистике. На элективе дается меньше теории и больше практических навыков: ребята пишут коды для обработки текста, учатся строить графы. Для комплексного изучения предмета, пожалуй, стоит посещать обе дисциплины: потому я и отдала предпочтение “Матинфо”, когда выбирала между ним и “Гуманитарным направлением” — на “Гуме” нет электива».
Егор Данилов, 10 класс
«По четвергам я хожу на Факультетский день ФКН НИУ ВШЭ, где нам читает лекции замдекана факультета. На этих лекциях мы узнаем теорию, необходимую для будущей жизни в мире программирования. Каждую неделю занятие начинается с решения Яндекс-контестов на языке Python — этот язык является основным на ФД».
Приоритетная задача программ Факультетского дня на «Матинфо» — дать знания и навыки, которые лицеисты смогут применять на практике. На занятиях ребята «отрабатывают» свои навыки в интересующих их дисциплинах, теоретическая база для которых закладывается на парах в Лицее.
Дополнительные возможности на «Матинфо»
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«Выбирая информатику на профильном уровне, учащийся автоматически выбирает физику на базовом. Это ограничения учебного плана. Однако никто не препятствует — наоборот, мы содействуем — дополнительному изучению интересующих дисциплин в рамках олимпиадных факультативов и практикумов, включенных в вариативную часть учебного плана».
Лицеисты «Матинфо» работают с факультетами ВШЭ не только на ФД, но и во время дополнительных образовательных программ и мероприятий в течение всего учебного года. Организации содействуют как учащиеся и представители факультетов, так и выпускники направления.
- Это полюбившиеся лицеистами математические боли и регаты, образовательные матигры «Домино» и «Слабое звено».
Ставшее традицией направления «Домино» проходит в марте десятого класса. Это математическая игра на решение задач, однако монотонное решение номеров на скорость она превращает в стратегические дебаты. Организацией «Домино» занимаются выпускники Лицея. Игра не только повышает среди учащихся уровень математической грамотности, но и учит получать удовольствие от математики.
Алиса Шиканян, выпускница 2020
«Математика на нашем направлении очень сильная.
Если в начале 10 класса я была уверена, что олимпиадная математика не для меня, то 11 класс я заканчивала с двумя дипломами перечневых олимпиад и 94 баллами на ЕГЭ.
На математике учили думать, анализировать. Этим предметом хотелось заниматься. Помогали в освоении математики и игры — регаты, "Домино", матбои. Решать в неких "соревновательных" условиях задачи оказалось интересно. Эти игры становились для нас мини-праздником математики, где можно и классно провести время, и поучиться. Самой запоминающейся игрой стало мое первое "Домино", где, вопреки стереотипам и ожиданиям, мы женской командой навязывали лидерство в течение всей игры и заняли итоговое третье место».
Семен Енцов, выпускник 2020
«В здании Лицея на Солянке большие холлы, где висят белые доски на всю стену: на них периодически возникают страшные формулы, сложные задачи от преподавателей или красивые рисунки. Когда наступало время математических игр, весь холл заставляли круглыми столиками, как на математической регате, и мы соревновались командами. Игры были необычные, нацеленные на работу в команде. Это очень теплые воспоминания»
- Среди IT-соревнований на «Матинфо» распространены Хакатоны и CTF-соревнования.
Хакатон — это конкурс по разработке продукта или решению программной проблемы командой за ограниченное время. Команды направления «Матинфо» принимают участие в таких соревнованиях регулярно, зачастую их организаторами выступают крупные IT-факультеты.
CTF-соревнования — это состязания по компьютерной безопасности. Участникам предлагаются задания на криптографию, стеганографию, обратную разработку. В целях знакомства лицеистов с этим видом деятельности в Лицее действует факультатив по CTF, где учащиеся знакомятся с принципами работы сети и сайтов, криптографическими алгоритмами, работой памяти компьютеров и другими аспектами темы.
Артем Смирнов, 10 класс
«В Хакатоне я участвовал всего лишь раз — зато какой памятный. Это было соревнование по разработке игр GAMEDEVTECH-2020, организованное МИЭМ НИУ ВШЭ. Я до сих пор удивляюсь тому, как у нас с друзьями получилось в кратчайшие сроки создать сплоченную команду и за два дня подготовить рабочий продукт. В итоге участие принесло команде не только новый опыт и массу впечатлений, но и второе место, что весьма неплохо для первого раза».
- До пандемии направление устраивало выездные летние и зимние школы в Вороново для учащихся, готовых посвятить каникулярные недели олимпиадной подготовке. Последние школы прошли в формате онлайн.
Семен Енцов, выпускник 2020
«Думаю, важно понимать, что, как хороши ни были бы пары по профильным дисциплинам, это — скорее фундамент, база. Если лицеист хочет развиваться на продвинутом уровне, побеждать в олимпиадах и конкурсах, ему стоит посещать факультативы направления и, если предоставится такая возможность, принимать участие в выездах»
Именно выезды внесли огромный вклад в мою подготовку: на неделю мы с одногруппниками забывали обо всем и посвящали время подготовке в приятной мотивирующей атмосфере.
На направлении действуют элективы и факультативы по программированию на C++ — общепринято «олимпиадном» языке программирования. На занятиях лицеисты практикуют не только основы программирования, но и тренируют алгоритмы, которые могут пригодиться им во время решения олимпиадных задач. Занятия ведут лицейские преподаватели и приглашенные гости. Помимо общих факультативов по подготовке к олимпиадам, лицеистам предлагаются факультативы по выработке специализированных навыков: например, в разработке мобильных приложений или компьютерной безопасности, для инженеров это факультатив по робототехнике, работающий на базе лицейских лабораторий. Каждый факультатив подразумевает наличие группы как для начинающих, так и для продвинутых, что покрывает нужды учащихся с разными навыками.
Где побеждают «матинфо»?
На нашем направлении высокий конкурс — это вынуждает быть в тонусе.
На «Матинфо», как и на других направлениях в Лицее, процветает олимпиадная культура, развитая среди учащихся и преподавателей. Например, некоторые контрольные работы по профильным дисциплинам проводятся в формате отборочных туров перечневых олимпиад: это не только результативно, но и интересно самим ребятам. У направления даже есть условный олимпиадный чек-лист из конкурсов, в учащиеся традиционно показывают высокие результаты. Это олимпиады Университета ИТМО, олимпиады СПБГУ по информатике и программированию, олимпиады ФизТех по математике и физике.
Лицеисты с «Матинфо» второй год подряд участвуют в Жаутыковской олимпиаде — международной олимпиаде казахстанских партнеров. В прошлом году ребята ездили в Казахстан, в нынешнем соревнование проводилось онлайн; однако статус международного состязания это не затронуло, и победители по праву продолжают гордиться своими успехами.
Юрий Викторович Быков, руководитель направления
«Это не означает, что, придя к нам на направление, учащийся вмиг станет победителем олимпиады “из списка”. Однако мы даем достаточно знаний, чтобы те, кто этого хотят и ради этого работают, могли победить».
Напутствие от лицеиста «Матинфо»
Анна Подпрятова, 10 класс
«Обучение на “Матинфо” — это опыт, который сложно заменить. Кому-то все любопытно и интересно, кому-то становится слишком сложно. У каждого свой образовательный путь и, соответственно, свой результат. Объединяет нас одно — осознание того, что все в наших руках».
Текст: Дарья Дячок