• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Направление «Математика» в Лицее: Q&A

«На первом собрании Денис Сергеевич сказал, что учиться на «Математике» сложно, но интересно. Думаю, это стало девизом нашего направления», — лицеисты рассказали о 19 часах математики, образовательном азарте, прелестях маленького коллектива и других причинах, по которым они так любят свое направление. Все, что вы хотели знать о «Математике», — из первых уст учащихся и рукнаправа Дениса Сергеевича Чистякова.

Направление «Математика» в Лицее: Q&A

Для кого направление «Математика»?

Это большое заблуждение, что математика учит решать уравнения и строить графики. Математика учит быть полезным и востребованным во разных сферах человеческой жизни.  В современном мире математический бэкграунд нужен всем, потому что математика — это культура, искусство и язык. На чистой математике основаны многие перспективные новации, включая, например, технологии биткоина и блокчейна.

 

Дарина Кучумова, 10 класс

«На нашем направлении собрались самые крутые физики, программисты, экономисты — об этом говорят результаты олимпиад — ведь математика является базой почти всех технических дисциплин.

 

Алексей Киселёв, 10 класс

«Поступив в девятом классе на «Футуритет», я хотел связать будущее с экономикой: это звучало ново, востребовано и перспективно. До Лицея я учился в обычной школе и  не занимался математикой углубленно, но неплохо понимал ее на школьном уровне. Решив, что хорошая математическая база мне, как будущему экономисту, понадобится, я перевелся на математический профиль «Футуритета». Первые пару месяцев дались сложно, но никогда еще я не чувствовал себя настолько продуктивно. Сейчас, на «Математике», это чувство меня не покидает: я постоянно нахожусь в окружении людей, чье трудолюбие воодушевляет и мотивирует, решаю нестандартные задачи и узнаю новое каждый день. Думаю, на «Математике» я буду готов к поступлению на любой технический факультет, будь то экономика или прикладная математика.

 

Денис Сергеевич Чистяков, руководитель направления

«По духу направление «Математика» подходит тем, кто не боится сложных задач и ставит перед собой высокие цели. На практике это также распространяется на тех, кто планирует связать жизнь с областями, требующими не просто фундаментальной, а «крутой» математической подготовки. И это не только чистая математика, но и компьютерные науки, физика, экономика, инженерия…

Где бы вы себя ни видели в будущем — математика поможет вам раскрыться и достичь желаемой цели.

Какая она — математика на «Математике»?

Углубленная математика похожа на английский уровня Advanced. Математический Advanced — это возможность прокачать мозг посредством математики.

Дисциплина преподается в объеме 10 часов, как и на направлениях «Информатика, инженерия и математика» и «Экономика и математика». Однако есть различия как в выборе изучаемых тем, так и в их содержании: лицеисты с направления «Математика» занимаются углубленной, а не профильной математикой, учатся по специализированным учебникам для матклассов, а сами курсы ведут высококвалифицированные преподаватели, среди которых семь кандидатов наук и один доктор наук, преподаватели ведущих университетов. Как говорят сами лицеисты на парах, они не проходят темы, а погружаются в них, разбираются в том, как работают конкретные свойства, формулы и теоремы на практике. Это в дальнейшем пригождается для решения более сложных задач, тоже включенных в программу.

Полина Казец, 10 класс

«В десятом классе меня заинтересовала история экономической мысли, и в первый «Юрьев день» я решила перейти на «Матэк». Мне там понравилось — было интересно, например, писать эссе и выполнять творческие задания».

Однако на следующем же ЮД я вернулась обратно на «Математику». Уж слишком полюбились здешняя нетрадиционная система обучения и возможность такого тесного взаимодействия с преподавателями, которое осуществимо только в рамках маленького направления.

 

Неотъемлемая составляющая успешного обучения — нетрадиционный формат проведения занятий. Преподаватели направления убеждены, что сидеть за партой и переписывать решения задач с доски — неэффективная схема. На занятиях ребята часто решают задачи на доказательство: такое упражнение нацелено на глубокое понимание материала и тренировку ума, ведь, как считает руководитель направления Денис Сергеевич Чистяков, «жизнь тоже ставит перед нами сложные вопросы и не дает готовых алгоритмов для их решения».

 

«В качестве домашнего задания по алгебре нам дают листочек на неделю с заданиями для раздумий, и в день дедлайна мы устно сдаем решения этих задач преподавателям. Такие листочки решать неожиданно интересно: ты обращаешься к большому количеству литературы по теме, дополняешь кругозор нетривиальными фактами. Лично мне  радость доставляют еще и занятия по матанализу: домашнее задание дается тоже на неделю, а в процессе учителя устраивают консультации перед коллоквиумами, помогают освоить материал, что только увеличивает желание учить этот предмет».

 

На «Математике» регулярно проводятся математические соревнования: регаты, бои, перестрелки. Как бы воинственно они ни звучали, цель таких форматов —  разнообразить образовательный процесс. Некоторые преподаватели также практикуют систему устного обоснования письменного решения: как показывает практика, привычные «устные билеты» часто выигрывает у стандартизированного формата сдачи «листочков» на проверку. С одной группой ребят постоянно работает целый коллектив преподавателей и студентов Факультета математики НИУ ВШЭ. Такой индивидуальный подход позволяет минимизировать разницу в уровне знаний, с которым ребята приходят в десятый класс.

 

Дарина Кучумова, 10 класс

«Учителя — это что-то отдельное. Я училась в Вологде и в Саранске, ездила в профильные лагеря, проходила образовательные стажировки в крутых математических лицеях: и настолько заинтересованных в своём предмете, мотивированных и умеющих разложить сложные темы по полочкам людей не видела никогда. И, что удивило меня больше всего, это касается не только преподавателей математических дисциплин. Я была готова к тому, что из-за профильной математики сильно потеряю в знании других предметов: но здесь у меня есть желание заниматься и историей, в которой от нас требуют понимания, а не заучивания дат, и литературой — с нетерпением жду выпуска третьего сборника стихов нашего преподавателя».

Один Факультетский день на всех?

Факультетский день на направлении единый и проходит на Факультете математики НИУ ВШЭ.

В рамках предмета «Дополнительные главы математики» ребята изучают

  • сферическую геометрию,
  • проективную геометрию,
  • геометрию Лобачевского,
  • конечные геометрии,
  • комплексные и гиперкомплексные числа,
  • целые гауссовы числа,
  • цепные дроби,
  • р-адические числа.

 

Факультетский день, таким образом, является еще одним важным элементом изучения математики на направлении: так что к стандартным 10 часам в неделю можно смело прибавлять занятия по четвергам.

 

Никита Лобачев, 10 класс

«Я перешел на «Математику» с «Матинфо», так как хотел попробовать нагрузку на другом направлении. Прыжок с 10 до 19 часов математики в неделю — включая Факультетский день — дался непросто; однако со временем ты привыкаешь, и в тебе возникает азарт. Мне нравится то, что на Факультетском дне мы начинаем работать с высшей математикой, это настраивает на серьезную учебу в университете. Помимо этого, я рад, что не потерял возможность заниматься физикой: на «Математике» она преподается по той же программе, что и на «Матинфо».

 

На направлениях «Информатика, инженерия и математика» и «Экономика и математика» есть возможность выбора Факультетского дня на Факультете математики, однако ребята там изучают несколько иные сюжеты: инварианты, полуинварианты, вычеты по модулю, метрические соотношения в треугольнике, окружности, метод крайнего, принцип Дирихле и другое. То, что преподается на факультетском дне, там является не обязательным минимумом, а скорее дополнением: на основании этого можно судить о разнице в требованиях к объему математической базы на направлениях.

Какие дополнительные возможности дает направление?

На направлении «Математика» действует — и пользуется популярностью — шестичасовой олимпиадный факультатив, где ребята готовятся к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам. Расписание сформировано так, что факультатив не совпадает с основными парами, а дополняет их, благодаря чему лицеистам не приходится пропускать занятия ради олимпиадной подготовки.

 

Дарина Кучумова, десятый класс

«Уровень преподавания математики настолько высок, что — пусть и звучит субъективно — регион ВсОШ мне дался легче, чем последняя контрольная работа по матанализу. И не передать словами, насколько приятно бывает, когда на алгебре вы проходите какое-нибудь интересное неравенство, а через пару недель оно пригождается на олимпиаде».

 

Еще одна отличительная особенность направления «Математика» — традиционные «Математические коллоквиумы»: это занятия в формате встреч лицеистов с профессиональными математиками, интересными и увлеченными своим делом людьми.

Одной из целей коллоквиумов является развеивание представления о математике как о «строгом мужчине в костюме, избегающем взаимодействия с внешним миром». Математик в наши дни — это человек, которого в первую очередь определяют азарт в отношении любимого предмета, умение говорить о нем на доступном языке; человек, для которого решение сложных задач есть хобби и работа. После общения с такими людьми наука перестает казаться чем-то далёким, скучным и непонятным.

Другая, не менее важная цель коллоквиумов — дать лицеистам дополнительную возможность узнать что-то новое, расширить рамки понимания этого мира. С выступлениями к математикам приходили: Егор Александрович Тимошенко (ТГУ), Хавьер Фресан (École Polytechnique, Paris), Сергей Олегович Горчинский (МИ РАН), Владлен Анатольевич Тиморин (НИУ ВШЭ), Андрей Михайлович Райгородский (МГУ, МФТИ), Александр Александрович Фомин (МПГУ), Евгений Юрьевич Смирнов (ВШЭ), Александра Сергеевна Скрипченко (ВШЭ), Сергей Левонович Атанасян (МПГУ). И впереди еще много долгожданных встреч.

Напутствие от руководителя направления

Текст: Дарья Дячок