• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицей – школам: обмен опытом и уникальные практики на стажировках от Лицея

В декабре команда Лицея провела масштабную стажировку «Модель старшей школы нового типа»: за три дня 16 команд из разных регионов России познакомились с образовательными практиками, отличающими Лицей Вышки от традиционных школ. Участники услышали общие лекции, прошли мини-курс в рамках своих тематических треков и вместе отрефлексировали приобретённый опыт. Рассказываем, как была организована эта стажировка и почему Лицей готов проводить новые.

Лицей – школам: обмен опытом и уникальные практики на стажировках от Лицея

Фото: Влада Афанасьева

Что: Стажировка «Модель старшей школы нового типа»

Где: онлайн

Когда: 3–5 декабря 2020

Для кого: команды шестнадцати школ из разных регионов России 

От кого: команда организаторов Лицея – Анастасия Лепетюхина, Елизавета Космидис, Ксения Мороз, Вероника Молчанова, а также эксперты Лицея

 

Кто принимал участие?

Трёхдневная программа стажировки состояла из общих лекций и тематических мероприятий трёх треков – административного, преподавательского и социально-педагогического. В стажировке приняли участие более двадцати спикеров – преподаватели, руководители направлений, административные сотрудники и даже лицеисты – и 16 команд из региональных школ. 

 

Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта стажировки, преподаватель кафедры теории познания

В декабре 2019 года был объявлен конкурс на участие в очной стажировке «Модель старшей школы нового типа». Претендентам было предложено ответить на два вопроса и выполнить одно творческое задание. Мы получили около 80 заявок, и экспертная комиссия Лицея, опираясь на критерии, отобрала 20 команд-участниц. Из-за пандемии стажировка прошла в онлайн-формате в декабре 2020, и в участие в ней приняли уже 16 команд.

 

Что такое модель старшей школы нового типа?

 

Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

Основные отличия Лицея от большинства школ – это большое количество старшеклассников (в 2020 году Лицей окончили 739 выпускников) и разнообразие профилей подготовки – у нас их 10. 

Такая конфигурация позволяет ученику выбирать индивидуальную образовательную траекторию – составлять собственный учебный план, менять свой выбор (корректировать его во время «Юрьевых дней») и определиться не только с дальнейшей ступенью образования, но и с профессией.

Мы считаем, что в современных условиях необходима старшая школа нового типа, которая создаётся путём объединения мотивированных школьников в одном месте с разнообразием направлений подготовки и вариативностью предоставляемых возможностей.

Если говорить о частных особенностях образовательной модели Лицея, то она позволяет включать в учебный план нестандартные предметы. Например, если в десятых классах учится 50-60 человек, то, скорее всего, мало кто из них выберет предмет «Философия», а это значит, что ввести его нельзя с экономической точки зрения – это слишком дорого. В Лицее же, во-первых, много старшеклассников, во-вторых, есть возможность формировать группы из учащихся учебных групп разных направлений.

Почему Вышке важно, чтобы появлялось больше школ новой модели? 

Распространение новых учебных практик интересует не только Лицей, но и Большую Вышку. О том, как и зачем университет взаимодействует со школами, на вступительной лекции стажировки рассказал проректор НИУ ВШЭ Вячеслав Владимирович Башев. Вышка работает со школами на разных уровнях – от организации образовательных проектов для учителей до проведения межрегиональных олимпиад и конкурсов, расширяющих географию абитуриентов. 

Одно из главных направлений сотрудничества – реализация модели обучения Лицея в других школах, юридически независимых от университета, но разделяющих его ценности и подход к образованию. Эта идея воплощается в проекте «Распределённый Лицей»: в нём участвуют 30 московских школ, но Вышка надеется, что скоро их список пополнят региональные учебные заведения. «Мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы к нам приходили хорошо подготовленные и мотивированные абитуриенты. А чтобы это происходило, университет должен понимать, что нужно школе, а школа – что нужно университету», – сказал Вячеслав Владимирович во время лекции.

Фото: Влада Афанасьева

Какая образовательная практика Лицея подойдёт всем школам? 

Лицей изначально создавался как пространство реализации нестандартной модели обучения старшеклассников. За 7 лет команда опробовала её с разных сторон и теперь может делиться опытом, отвечая на вопросы об организации грантового конкурса для школьников, эффективности оценивания преподавателей учениками и работе с документами. Давая фидбэк, участники стажировки уделили внимание практически всем мероприятиям программы, однако важнее всего оказались практики индивидуализации образовательной траектории каждого школьника. 

 

Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

Мне кажется, в основном коллеги заинтересовались тем, как Лицей делает учебный путь каждого школьника в образовательной организации отчасти особенным. Мы стараемся осуществлять это через вариативный учебный план, возможность его корректировать, наличие позиции куратора, который, в отличие от классного руководителя, больше работает со старшеклассниками индивидуально, и новые практики – например Грантовый конкурс – которые позволяют лицеистам дополнительно насыщать свой образовательный маршрут. 

 

Будут ли проводиться ещё стажировки от Лицея?

 

Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта стажировки, преподаватель кафедры теории познания

Мы с командой организаторов анализируем обратную связь от участников стажировки, планируем разработку платных тематических стажировок и, конечно, собираемся реализовывать не только онлайн, но и очный формат.


Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ

У Лицея большие планы на 2021. Мы надеемся, что сможем провести разные стажировки для разных категорий работников образования – не только школ, а в целом образования. Но к тому же мы стремимся расширять взаимодействие с другими школами. Лицей накопил достаточно смелости, чтобы выйти «на большую сцену».

Как актёр, который долго репетировал, понимает, что готов к участию в серьезной постановке. Лицей освоил основные системообразующие практики так, чтобы уже не только рассказывать о них, но и передавать их. 

Фото: Влада Афанасьева

Стажировка «Модель старшей школы нового типа»

Все лекции, семинары и мастер-классы на стажировке разделились на три трека: административный, преподавательский и социально-педагогический. У каждого – свои цели и опытные эксперты. Вот что о треках стажировки говорят те, кто готовил их и те, кто стал участниками.

 

Административный трек

На треке: семинар «Индивидуальные исследования и проекты», семинар «Оценивание преподавателей как инструмент работы», семинар «Модель управления Лицеем».

 

Наталия Владимировна Копытова, заместитель директора по учебно-методической работе

Основная задача трека – представление теоретических и практических наработок Лицея в области образования школьников в формате управленческих решений. Важно было затронуть вопросы эффективного управления растущим разнообразием среды, вызовы цифровой трансформации образования, а также дефициты существующей нормативной базы в области школьного образования.

Самое приятное, что коллеги открыты новому, возможным изменениям. Готовы делиться собственными идеями, существующими удачными практиками. Коллеги, занятые в управлении, проявляет больший интерес к стратегиям развития образовательных процессов, образования в целом, педагоги скрупулезно изучают детали содержания, оценивания, новых форматов организации предметных областей.

 

Марина Михайловна Шиловская, преподаватель кафедры иностранных языков, руководитель проектной группы «Оценивание качества работы преподавателей и кураторов»

Оценивание лицеистами качества работы преподавателей и кураторов всегда вызывает смесь эмоций у коллег. С одной стороны, учителям хочется узнать, что думают ученики об их работе, а администрации – получить более-менее объективную картину по учебному заведению. С другой стороны, возникает большое количество сомнений и даже страхов: смогут ли дети дать объективную обратную связь, как реагировать на негативные комментарии и низкие баллы, последуют ли санкции со стороны руководства и так далее.

Одной из основных задач, которую мы поставили, было развенчивание мифа о неспособности подростков оценивать работу преподавателей и кураторов по критериям. Коллеги согласились, что такой выход из зоны комфорта, в которой только учитель чувствует себя недосягаемым, так как только он может ставить оценки, может и будет иметь положительное влияние на повышение качества работы всего коллектива.

Также большое внимание было уделено собственно критериям оценивания. Мы разбирали портрет «идеального» преподавателя и куратора. Коллеги с интересом участвовали в обсуждении и даже предлагали свои критерии, например, степень вовлеченности классного руководителя в воспитательный процесс или навыки работы с информационными технологиями. 

 

 

Юлия Сергеевна Лактионова, Проектная школа ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», участница

Все темы трека показались интересными, актуальными для нашей школы. Внимание привлекли и другие треки – была бы возможность раздвоиться или даже «растроиться», я бы это сделала и посетила лекции по другим направлениям тоже.

Попытаемся реализовывать все практики из продемонстрированных на стажировке, за исключением, пожалуй, темы с индивидуальными образовательными планами для каждого обучающегося. Сейчас это сложно осуществить в нашей Проектной школе с технической и финансовой точки зрения.

Самая неожиданная вещь в организации образовательного процесса – «Юрьев день».

Удивило, что в Лицее есть определённое время, когда смена направления обучения может быть массовым явлением! 

Преподавательский трек

На треке: мастер-класс «Индивидуальная образовательная траектория», семинар «Система оценивания в Лицее ВШЭ», мастер-класс «Выявление характеристик критического мышления», семинары «Индивидуальные исследования и проекты» и «Исследовательская компетентность на уроках».

 

Дарья Валерьевна Шибалина, преподаватель кафедры иностранных языков, заведующая кафедрой исследовательской и проектной деятельности

Этот трек стажировки – площадка для общения преподавателей, ведущих занятия в разных школах.

Стажировки прекрасны тем, что можно услышать идеи, обсудить подходы, удивиться, не согласиться, предложить своё. И именно такую возможность нужно было создать участникам.

Очевидно, что многим было интересно как можно больше узнать о Лицее, о подходах к исследовательской и проектной деятельности старшеклассников. Но за две пары нельзя успеть рассмотреть всё, зато можно поговорить более детально о том, что близко любому преподавателю. Мы с коллегами выбрали для этого такие темы, как выделение метапредметных умений, составляющих исследовательскую компетентность, их формирование и развитие в рамках занятий; а также содержательная поддержка старшеклассников в начале их самостоятельной работы над крупными учебными исследованиями и проектами.

Участники преподавательского трека были открыты и активны. Особенно бодро прошло общение с лицеистами, которые проводили часть одного из семинаров. Методические материалы коллеги тоже обсуждали с интересом, делясь своим вдохновением с нами.

Как всегда, команда ведущих стажировки пополнила свою копилку идей самыми разными предложениями от коллег из других школ. Надеемся, что это было взаимно!

 

Александр Андреевич Гиринский, заведующий кафедрой теории познания

Главная задача моего мастер-класса на треке состояла в том, чтобы познакомить коллег с тем, что такое критическое мышление как концепт и навык, как его возможно формировать и какие основные трудности могут встретиться на этом пути. Тема критического мышления – новая и концептуально сложная проблематика современного образования. Поэтому передо мной стояло две сложные задачи: с одной стороны, познакомить участников стажировки с разнообразием теоретических подходов и определений, с другой – показать, какой подход используем мы и как реализуем его на практике.

Сложный аспект – вопрос о том, как оценивать критическое мышление, какие критерии использовать при подходе к нему. Именно этому были посвящены основные вопросы коллег после установочной лекции. Необходимо признать, что и для нас вопрос об адекватном и полноценном измерении – очень сложный и что это важная задача для дальнейшего развития.

 

 

Любовь Викторовна Курзаева, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», участница

Мне интересен подход к организации проектной деятельности в триаде “куратор-обучающийся-консультант”. Это отличается от модели наставничества, и поэтому интересно для сравнения и работы. Я надеюсь, мы сможем организовать что-то на стыке уже имеющейся у нас системы и того, что мы увидели на стажировке как по линии организации проектной деятельности, так и по линии оценивания учащихся. Что-то мне было более-менее знакомо, что-то очень близко, неожиданного содержательно по организации проектной деятельности не было. Тем не менее, заинтересовали грантовые конкурсы в Лицее и формы работы со школами. Девизом трека я бы назвала фразу «Проектируем и растем!»

 

Социально-педагогический трек

На треке: воркшоп «Подготовка крупных общешкольных мероприятий на примере кейса “Медианочь”», мастер-класс «Грантовый конкурс», мастер-класс «Организация Дня открытых дверей».

 

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления «Юриспруденция»

С одной стороны, на треке мы планировали поделиться опытом Лицея, с другой стороны, узнать у коллег, которые были на стажировке, какая практика есть у них в образовательных организациях, в чём её достоинство. Для нас важно получить обратную связь на высказанное нами и заодно поучиться у коллег.

Участники стажировки вышли на контакт во время проведения мастер-класса. Коллеги задавали вопросы, делились своим опытом. Для меня социально-педагогический трек – это про «атмосферу школы», про менталитет и ценности ребят и взрослых.

 

О школе будущего: дискуссия в Four Seasons - StudyLab

Рустам Фаильевич Байбурин, заместитель директора по развитию

 

Мы постарались обратить внимание участников стажировки на то, что недостаточно предоставить учащимся возможности выбора. Нужно ещё помочь научиться выбирать. Это как подарить машину человеку, который пока не умеет водить. Или уже научился, но пока ещё не имеет ясных планов, куда ехать, в том числе, потому что не очень хорошо знает, что есть интересного вне его домашнего квартала.

На треке мы говорили о том, что инструменты выбора полезны тогда, когда у старшеклассника есть определённые планы на будущее. Тогда молодой человек начинает оценивать действительность и говорить: «Вот это мне полезно для моих планов, а вот это мешает». Именно в этот момент ему становятся нужны возможности подкорректировать свой набор предметов, проектов, дел в школе. Он начинает понимать, что и школы для его планов может быть недостаточно. А до тех пор пока особенных планов на будущее нет – нет и потребности в изменениях.

И второе, о чём шла речь на социально-педагогическом треке, – организация такой внеучебной жизни, в которой старшеклассники смогут по-настоящему проявлять себя со взрослой стороны.

Есть те, кто проектирует школу (администраторы); есть те, кто ведёт учебные занятия (преподаватели); а есть и те, кто отвечает за атмосферу в школе, за эмоциональное благополучие учеников, кто является таким взрослым, к которому всегда можно пойти посоветоваться о чём-то важном, кто поможет продвинуться тебе не в уроке, а в понимании себя, своих целей. Мы посчитали важным вынести эту часть школьной жизни в отдельный трек стажировки.


 

Наличие трёх треков позволило не только провести мини-курсы для разных категорий сотрудников, но и в целом привлечь больше участников и спикеров. Опыт стажировки «Модель старшей школы нового типа» для Лицея определённо оказался удачным, а онлайн-формат помог эффективно реализовать масштабный проект.