• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

ИВР как «Испытание Вашего Рассудка»: лицеисты и эксперты о подготовке и защите работ

В конце ноября в Лицее прошли защиты ИВР – одно из главных событий в учебной жизни одиннадцатиклассников. Мы попросили отличников защит честно рассказать о том, сколько времени ушло на проекты и исследования, и описать процесс их создания в мемах, а экспертов – объяснить, на что (не) похожа качественная работа.

ИВР как «Испытание Вашего Рассудка»: лицеисты и эксперты о подготовке и защите работ

Фото Николая Мысловского

Специфика защит 2020 – как и большинства других событий в этом году – онлайн-проведение. Первый опыт дистанционных защит случился ещё весной, в первую волну. Однако вторая волна традиционно куда более массовая и «шумная»: поскольку большинство одиннадцатиклассников защищает ИВР осенью, именно в октябре-ноябре лицейские неформальные паблики наполняются паническими мемами, почта научных и проектных консультантов виснет от потока писем, а создатели исследований и проектов начинают проявлять глубокую заинтересованность к оформлению библиографических ссылок и отзывов заказчиков.

 

Вторая волна онлайн-защит 2020 прошла в конце ноября, и теперь можно оценить, повезло ли нынешним одиннадцатиклассникам с форматом. По наблюдениям лицеистов:

Плюсы онлайн-защит

1. Участники гораздо меньше волнуются (а это важно для качества выступления) – рассказывать об ИВР можно с чашкой чая в руке и котом на коленях;

2. Десятым проще набираться опыта для сдачи собственных ИВР: стать слушателем конференции в Zoom можно из любой точки.

Минусы онлайн-защит

1. Аудитория слушателей гораздо более пассивная, чем офлайн: многим неловко задавать вопросы в Zoom, часто лицеист ведёт диалог только с комиссией;

2. Сложно показать итоговый продукт, если в результате работы над проектом создаётся нечто материальное: например, в сфере «Издательское дело» у ребят не было возможности раздать аудитории печатные издания, а QR-коды смогли представить не все.

У лицеистов, получивших высокие баллы, разные работы и разные истории. А ещё – эксперты – каждый со своим взглядом на процесс создания, презентации и оценивания ИВР.

Дизайн

Анна Чекушкина, 11Д2, проект – анимационный клип на песню «Ультрарозовое» Алёны на орбите, балл – 30/30

У меня была другая идея для выпускной работы, но всё пошло не по плану. Я запаниковала и за один день сменила ИВР, написав Алёне на орбите. Спросила, не хочет ли она обзавестись клипом. Фактически, этот клип — наша с Алёной коллаборация. Идея сюжета клипа пришла, когда я увидела первые наработки песни, а Алёна доделала трек, когда я написала сценарий. Мы работали одновременно и вдохновляли друг друга. Этот проект полностью соответствует моим планам на будущее! Я буду поступать на анимацию и иллюстрацию. Но сама по себе работа – один большой прикол, вышедший из-под контроля.

О сроках

На мою ИВР ушло чуть больше шести месяцев. Я взяла себе за правило рисовать клип хотя бы по полчаса каждый день, и у меня получалось. 

Совет

Будущим десятым и одиннадцатым советую поработать над презентацией для защиты, особенно если защита будет онлайн. Особенно если у вас дизайн-проект. По опыту последних защит скажу, что качество презентации сказывается на том, как комиссия воспримет проект и, как следствие, на итоговой оценке.

– Предложи альтернативную расшифровку аббревиатуры ИВР.

– «Идеальное» Время Разгильдяйничать.

– Понимают ли твои родители, что за ИВР, которая отнимает у тебя столько времени?

– Вполне. Я всегда держу родителей в курсе, над какими проектами работаю, они поддерживают.

– Каким мемом ты бы описала свою ИВР?

 

Анастасия Кудрявцева, 11Д2, проект «Логотип и мерч для волонтёрского движения фонда "Подари жизнь" в ФНКЦ им. Рогачёва», балл – 30/30

Моя ИВР посвящена разработке айдентики волонтёрского сообщества внутри клиники и созданию серийного мерча для волонтёров фонда. Я собираюсь работать в дизайне, поэтому сразу решила, что нужно попрактиковаться в этой сфере, а ИВР — серьёзная практика. Я знала, что хочу делать дизайн-проект, и была готова к работе в любой сфере. Мне повезло, что папа стал волонтёром фонда и узнал о проблеме отсутствия мерча, дал контакты руководительницы фонда. Мы связались и быстро пришли к тому, что будет здорово сотрудничать.

О сроках

Я начала работать в период весеннего карантина, но работа шла медленно, большую часть я сделала летом. Сложно было с поиском идей для мерча, я часто разговаривала с волонтёрами на онлайн-встречах, чтобы что-то придумать. Доделывала всё в сентябре.

Совет

Главное на защите – помнить, что вы проделали огромную работу, вы единственный, кто знает, что в неё вложено. От вас требуется рассказать об этом всем. Помните, что вы не отчитываетесь перед комиссией, а показываете работу заинтересованным людям и доказываете, что она стоящая. Опишите всё, что кажется важным, заранее представьте, что может интересовать комиссию и в презентации дайте все ответы.

– Предложи альтернативную расшифровку аббревиатуры ИВР.

– Идеальное Времяпрепровождение Радуйся.

– Понимают ли твои родители, что за ИВР, которая отнимает у тебя столько времени?

– Да, родители понимали всю важность работы, но часто подмечали, что делать её так долго невозможно.

– Каким мемом ты бы описала свою ИВР?

 

Эксперт кафедры исследований и проектов

 

Мария Леонидовна Веретенникова-Мирская, руководитель направления «Дизайн», преподаватель теории познания

О проектах Анны и Анастасии 

У Анны Чекушкиной не самый типичный проект для ИВР по дизайну, обычно все выбирают иллюстрации, фотографии, принты, а здесь – анимация, да к тому же очень качественная и законченная: комиссия увидела готовый клип.

У Анастасии Кудрявцевой очень качественный проект, к тому же, социально-ориентированный – для благотворительной организации. Она очень ответственно подошла к проекту на всех его этапах – проводила опросы при подборе образов, например.

 

Об ИВР  в целом:

ТОП-5 ошибок лицеистов при создании ИВР

1. Объём: сложно заранее ответить на вопрос «Достаточно ли?». Часто в заявке всё выглядит правильно, а потом мы получаем один логотип или одну страницу макета сайта.

2. Позднее начало работы над проектом.

3. Обида на замечания или нежелание исправлять ошибки по ним.

4. Просьба о консультации в ночь перед дедлайном.

5. Завышенные ожидания от оценок.

 

Когда ставить низкие баллы обидно, но приходится?

Бывает и так, и наоборот. Часто проект прекрасный, но на защите теряет баллы из-за плохой презентации и выступления (это особенно ярко проявилось в онлайн-формате). Увы, часто ребята считают, что достаточно сделать классный продукт, а отчёт считают простой формальностью.

Бывает и наоборот, когда с формальной точки зрения всё корректно: и продукт совпадает с описанием, и отчёт идеальный, и защита хорошая, но сам продукт, с точки зрения дизайнерского решения, – неудачный. В таком случае снижение может быть не только по экспертным баллам, но и по общим, ведь это область дизайна. 

 

Как можно «завалить» защиту?

Говорить про всё, кроме самого продукта. Не включать продукт и его элементы в презентацию: в этом случае эксперт вынужден отвлечься от неё, чтобы открыть файл. Мы смотрим все продукты предварительно, но во время защиты хочется видеть их представление, а не только рассказ о процессе создания.

 

Что выделяет топовые работы с первого взгляда? 

Объём, хорошее оформление и настоящий заказчик. Проекты, получившие максимальный балл, часто довольно объёмные и имеют «законченный» вид, а не представляются в формате эскизов. Даже если это макеты, желательно представлять комиссии, как всё будет выглядеть в результате.

Культурология

Юлия Мусинова, 11Г2, исследование «Популяризация искусства аутсайдеров в России в XXI веке», балл – 30/30

Моё исследование о том, почему людей интересуют работы художников с психическими расстройствами, социально изолированных художников. Буду поступать, вероятно, на историю искусств, связать жизнь с искусством определенно хотелось бы! Поэтому ИВР связана с моим будущим. 

О сроках

В середине сентября 11 класса я поняла, что вся теоретическая часть в моей работе абсолютно неправильная. С её переделыванием и проведением опроса писать основную часть работы я начала в начале ноября.

Совет

Советую не недооценивать подготовку к защитам — репетировать, следить за временем, может быть, даже прописать текст. Чудесно, если удастся провести пробные защиты с друзьями — у меня было две таких, помогло и морально, и по существу. Если есть возможность, можно посетить защиты, в которых участвуют члены вашей комиссии: понаблюдать, какие вопросы они задают, чем интересуются в работах. Во время онлайн-защит это ещё легче.

– Придумай альтернативную расшифровку аббревиатуры ИВР

– Испытание Вашего Рассудка.

– Понимают ли твои родители, что за ИВР, которая отнимает у тебя столько времени?

В начале я особо не говорила об этом с ними, но думаю, что под конец они уже точно всё понимали. Я просила их почитать работу на предмет орфографических ошибок.

– Каким мемом ты бы описала свою ИВР?

Эксперт кафедры исследований и проектов

 

Елизавета Алексеевна Космидис, руководитель направления «Гуманитарные науки», преподаватель истории культуры

Об исследовании Юлии:

Мне кажется, что это очень сбалансированная работа, в которой представлена богатая теоретическая база и классно проведено само исследование. Тема не очень заезженная, интересная. Автору удалось сделать серию собственных интеллектуальных открытий, соединить все материалы с теоретическим и социальным контекстом. И ещё ценен качественный язык работы, оформление на высоком уровне.

Даже не знаю, что сказать о слабых местах. Может, хочется ещё больше почитать про эту тему и чтобы автор продолжил ей заниматься.

 

 Об ИВР в целом:

Топ-пять ошибок лицеистов при создании ИВР

1. Использование опросов там, где это не нужно. Допустим, человек пишет про историю импрессионизма, понимает, что в работе не хватает исследовательской составляющей, и начинает опрашивать людей, чаще всего лицеистов, о том, что они знают про импрессионистов. Это ужасно неуместно. 

2. Слишком широкая тема, когда человек берёт глобальный вопрос, пытается описать всю историю комиксов от их возникновения до сегодняшнего дня. Соответственно, реферативный характер работы, напоминающий статью в «Википедии».

3. Попытка выдать неэкспертное мнение за экспертное. Условно, вы разбираете особенности операторской и режиссёрской работы известного автора и приводите «экспертное» мнение друга, который отучился в киношколе 2 года.

4. Интерес берёт верх. Иногда автор пишет про свой интерес, перенося личные чувства в исследовательскую работу.

5. «Влияние» в теме работы. «Влияние музыки The Beatles на развитие культуры 60-х годов», «Влияние Моргенштерна на современных подростков». Очень сложно определить степень влияния, выявить прямую корреляцию.

 

Когда ставить низкие баллы обидно, но приходится?

Ставить низкий балл не всегда обидно, когда нарушено оформление. Очень часто бывает, что работа блестящая: всё очень круто, тема интересная, исследование – тоже, а автор не проставил половину ссылок, не оформил библиографию.

 

Как можно «завалить защиту»?

Из-за огромной презентации, насыщенной только текстом, грубости по отношению к комиссии и чтения по бумажке.

 

Что выделяет топовые работы с первого взгляда?

Список используемой литературы – если мы понимаем, что человек действительно поработал с большим количеством авторитетных источников, то это всегда сильная сторона работы. Ещё грамотное содержание, структура, узкая постановка темы.

Медиа

Артём Гончаров, 11Э1, проект «Ведение личного аккаунта клинического психолога/психотерапевта в Инстаграм как способ формирования личного бренда и монетизации экспертности через запуски инфопродуктов», балл – 28.67/30

Я занимаюсь маркетингом уже около года. В начале сентября я начал работать с новым экспертом. Она психотерапевт и клинический психолог, мы вместе запустили курс по неврозам. Я взял этот проект как итоговый, так как в этот момент подходил дедлайн по ИВР. Я не буду продолжать именно этот проект, но буду развиваться в маркетинге дальше, продвигать другие продукты.

О сроках

На работу у меня ушло семь недель.

Совет

Выбрать интересную тему: когда стараешься и любишь своё дело, тебе в кайф выполнять работу, то можно с лёгкостью ответить на любой вопрос комиссии и не только.

– Понимают ли твои родители, что за ИВР, которая отнимает у тебя столько времени?

– Родители не понимают, что за ИВР. Они вообще смутно представляют, чем я занимаюсь.

– Каким мемом ты бы описал свою ИВР?

 

Эксперт на защите

Анастасия Игоревна Бозио, внешний эксперт, главный редактор портала Рускатолик.рф

О проекте Артёма:

Качественной эту работу назвать позволяет глубокое знание актуальных маркетинговых моделей, понимание специфики экспертного контента, стратегическое планирование, конкретный и измеряемый результат кампании на выходе, умение студента подробно и структурированно описать проделанную работу. 

Надеюсь, что вскоре в Лицее появится отдельное направление для студентов, интересующихся рекламой так же глубоко, как Артём. Уже есть готовый эксперт в комиссию в его лице!

Слабое место работы в том, что отчёт написан языком, далёким от академических стандартов.

 

Об ИВР в целом:

Главные ошибки лицеистов при создании ИВР

Ситуации, когда лицеист не владеет навыками пользования выбранной платформой и не считает нужным обучиться (это, в первую очередь, касается социальных сетей). Непонимание целевой аудитории. Неспособность выделить собственную зону ответственности (для групповых ИВР). Использование инструментов, неадекватных поставленной задаче, не хватает анализа контента конкурентов с выделением идей и их креативной адаптацией под нужды собственного проекта.

 

Когда ставить низкие баллы обидно, но приходится?

Была одна выдающаяся (!) работа, где пришлось снизить балл из-за отсутствия владения академическим языком и наличия грамматических ошибок в тексте отчета. Действительно, обидно.

 

Как можно «завалить» защиту?

Уходить от прямых вопросов комиссии, молчать, врать (лучше сразу сказать, что что-то недоделал, недосмотрел).

 

Что выделяет топовые работы с первого взгляда?

Ученик идеально знает каждый аспект, может рассказать про каждую деталь, а выбранные инструменты 100% адекватны поставленной задаче. Последнее трудно определить самому, необходима помощь консультанта. Уверена, что работа с консультантом идёт на пользу проекту, хотя бы потому что это взгляд со стороны.