• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Про метапредметность: преподаватели Лицея провели стажировку для сотрудников СУНЦ УрФУ

Стажировки сотрудников образовательных организаций – возможность обменяться ценным опытом со школами России. С 10 по 12 ноября преподаватели Лицея провели пять семинаров для сотрудников Специализированного учебно-научного центра УрФУ: участники обсудили, что такое метапредметные умения и как их оценивать. Рассказываем, как проходили встречи и какие выводы были сделаны.

Про метапредметность: преподаватели Лицея провели стажировку для сотрудников СУНЦ УрФУ

Фото Николая Мысловского

Что: Стажировка «Формирование и оценивание метапредметных навыков и исследовательской компетентности»

Где: онлайн

Когда: 10-12 ноября 2020

Для кого: сотрудники СУНЦ УРФУ

От кого: кафедра исследовательской и проектной деятельности и кафедра теории познания

Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта, сотрудник кафедры теории познания

Была некоторая надежда на то, что стажировка пройдёт в офлайн-формате, но достаточно скоро стало понятно, что этой осенью это невозможно. На мой взгляд, коллеги, работающие в преподавательской среде, за последние полгода на высоком уровне освоили разные формы онлайн-коммуникации, и хочется надеяться, что онлайн никак не повлиял на содержание и уровень взаимодействия. Конечно, были некоторые технические сложности, но получалось быстро с ними справляться.

Метапредметные умения – это универсальные навыки, которые помогают не только в изучении конкретной дисциплины, но и вне учёбы. Если традиционное школьное образование отвечает на вопросы, то метапредметный подход учит их задавать для решения самых разных практических и теоретических задач. 

 

Анастасия Владимировна Шалаева, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности и кафедры теории познания

Преподаватели Лицея проводят курсы повышения квалификации для российских школ и школ распределенного лицея по исследовательской и проектной деятельности с 2016 года. Однако это первая стажировка, посвященная именно метапредметным умениям. Шестой год мы обсуждаем эту тему с коллегами и пробуем разные способы её развития.

 

На первых семинарах участники говорили о значении ключевых для программы стажировки понятий – метапредметных навыках и критическом мышлении. 

Светлана Анатольевна рассказала о способах и процессе формирования метапредметных навыков у школьников: «Важная исследовательская привычка – фактчекинг. Нужно уметь не только находить подходящие источники, но оценивать их качество и достоверность».

Ключевые вопросы дискуссии:

•       Где можно встретить метапредметные навыки и что в них входит?

•       Что такое филология и вписывается ли она в контекст метапредметности?

•       Что такое функциональная грамотность и чем она отличается от читательской?

Одной из центральных тем семинара Александра Андреевича стала проблема определения того, что такое критическое мышление и из каких компонентов оно складывается, в каких сферах жизни может понадобиться. Критическое мышление – парадоксальный навык, это одновременно и способность формировать аргументированное собственное мнение, и умение признавать за другими право иметь мнение, отличное от твоего. «Твои убеждения не являются абсолютно правильной точкой зрения во всех ситуациях. Понимать, что у людей есть другие позиции, при этом считая свою позицию верной, – очень сложная, но очень важная задача».

Анастасия Владимировна Шалаева, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности и кафедры теории познания

Сама идея стажировок и курсов повышения квалификации в том, чтобы, выйдя из привычного контекста повседневных задач и занятий, посмотреть на опыт других коллег. Заметить и потом применить на своих занятиях, в своей организации удачные практики. Увидеть свою собственную ситуацию по-новому. Так, будучи слушателем разных курсов, я использую полученные материалы по структуре занятия, способам постановки вопросов на паре, вариантам заданий, способам привлечения студентов и преподавателей из университета, по организации командной работы, в том числе и с коллегами. Без практик, которые я почерпнула на курсах и у других преподавателей, я чувствовала бы себя в вакууме, моя работа была бы совсем другой.

Семинары второго дня стажировки, посвящённого инструментам оценивания исследовательской компетенции и метапредметных умений, прошли в интерактивном формате. 

После рассказа об основных инструментах, которые используются в Лицее для формирования и оценивания исследовательских умений, Дарья Валерьевна и Анастасия Владимировна перешли к практической части – метапредметным заданиям олимпиады «Ступени» и критериям оценивания ИВР. Преподаватели-участники обсуждали разные варианты решений, дискутировали и были максимально вовлечены в обсуждение.

Анастасия Владимировна Шалаева, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности и кафедры теории познания

Может показаться, что на курсах одна сторона дает, другая принимает, но это устаревшее представление и в таком виде занятия неэффективны. Мы строим программу в рамках деятельностного подхода, продумываем занятия и задания таким образом, чтобы участники сами были активными соавторами программы. Например, очень внимательно заранее изучаем запрос и ожидания от курса, выделяем время, чтобы участники сами попробовали инструмент или практику, о которой мы рассказываем, после этого обязательно обсуждаем результаты и даем подробную обратную связь. Так мы находим в лице слушателей единомышленников, деятельно заинтересованных в предмете.

В третий день участники подробно разбирали конкретные кейсы, оценивая реальные исследования старшеклассников по разработанным в Лицее критериям. На финальной встрече команда экспертов стажировки собралась, чтобы обсудить задания, подготовленные преподавателями СУНЦ УрФУ. Оказалось, что метапредметных решений требует и стандартное аудирование по английскому, и анализ лирического текста, и создание тематической подборки мемов.

NB

Анастасия Владимировна Шалаева, сотрудник кафедры исследовательской и проектной деятельности и кафедры теории познания

Для меня стажировки – в первую очередь про то, чтобы увидеть другого и через его отклик лучше понять себя. В стремительном ритме множества повседневных рабочих задач, всегда очень срочных сроков сложно бывает выйти из гонки и посмотреть на картину целиком, увидеть свою работу частью работы всего Лицея, Университета, российских и мировых образовательных процессов. Именно это и дают мне стажировки, которые я провожу или в которых участвую, – выход из привычного контекста к чему-то большему. И это совсем не про то, что я только винтик в огромной машине или, наоборот, что без меня не будет работать вся система образования. Это ощущение противовеса и гармонии: вот мои повседневные задачи и то, как выглядит наша система работы сейчас, но это не всё – есть огромный опыт, проблемы, идеи и решения других коллег, которые можно использовать, чтобы двигаться дальше.

 

Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта, сотрудник кафедры теории познания

Однозначно, и у меня, и у экспертов есть желание снова организовывать подобные мероприятия. Сама задача проведения стажировки про оценивание метапредметных навыков и исследовательской компетентности была новой и для Лицея, и для меня в частности. Я очень рада, что впервые удалось собрать команду коллег в таком составе: в Лицее их разработки реализуются в разных практиках, а во время стажировки их опыт получилось объединить под единой тематикой.