• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицей на «Большой перемене»: вот зачем нужны кейсы и soft skills

Лицеистки Диана Яшина, Анастасия Овчинникова и Елизавета Павлухина вернулись из «Артека», где проходил заключительный этап всероссийского конкурса «Большая перемена». Финал принёс награды не только лицеисткам, но и – благодаря их успехам – Лицею, который вошёл в Топ-20 школ (снова). Участницы конкурса рассказали, что там происходило, как начиналось и чем закончилось.

Лицей на «Большой перемене»: вот зачем нужны кейсы и soft skills

В 2020 году конкурс «Большая перемена» проводился впервые. Весной школьники 8-10 классов подали заявки, чтобы попробовать себя в разных направлениях – журналистика, спорт, экология, творчество, практики исторической памяти. Через полгода 1200 финалистов оказались в «Артеке», где были названы 600 победителей и Топ-20 школ, вложившихся в развитие своих учащихся.

Анастасия: Мне хотелось поучаствовать, чтобы оценить свою конкурентоспособность относительно школьников со всех уголков страны и окунуться в сферу медиа.

Диана: Мне очень хотелось попробовать себя в таком конкурсе, так как раньше слышала о похожем для взрослых («Лидеры России»). Увидев рекламу «Большой перемены», я сразу зарегистрировалась. Главной мотивацией для меня был не денежный приз в конце, а желание доказать себе, что я могу совершить многое.

Елизавета: Я тогда искала любые возможности для себя: грантовые программы, стажировки и приняла решение участвовать очень быстро, можно сказать – мгновенно. Случайно нашла объявление о конкурсе, и мне показалась близкой идея проявить себя. К тому, же, победа давала ценные призы.

 

После регистрации участники прошли тесты, которые помогли им выбрать направление внутри конкурса. Елизавета давно интересовалась историей и проблемами исторической памяти, поэтому остановилась на треке «Помни». Диана, несмотря на увлечённость психологией, из-за любви к путешествиям выбрала туристическое направление «Познавай Россию», а Анастасия – медиа-направление «Расскажи о главном».

Следующий этап – «Представь себя» – предполагал небольшой рассказ о себе и своих добрых делах. Участники могли использовать формате эссе, скетча, видео или подкаста и смешивать форматы, чтобы самопрезентация получилась максимально содержательной и небанальной. Например, Диана не ограничилась эссе, проведя видео-экскурсию по парку, – подходящий шаг для направления «Познавай Россию».

Диана Яшина и Елизавета Павлухина
Диана Яшина и Елизавета Павлухина

Официально критерии конкурса не разглашаются, но один из них совершенно точно – умение работать в команде. Новый тур был связан с выбором наставника и самостоятельным подбором команды из не-участников «Большой перемены». Каждый участник получил объёмное задание, которое должен был выполнять вместе с коллегами, попутно распределяя обязанности и координируя деятельность коллектива, и на выходе выдать качественный онлайн-продукт. К командам был приставлен диагност, оценивающий soft skills конкурсанта.

Елизавета: Моим наставником стал мой куратор в ЦПМ, преподаватель Лицея – Соколов Александр Аркадьевич. Мы с ним работаем вместе с моего 9 класса, он быстро согласился помочь.

Нам достался кейс «Палитра истории»: нужно было осветить исторический период с помощью живописи этой эпохи. Я собрала команду из 10 человек – своих друзей, увлекающихся историей. Руководить было сложно, потому что я понимала, что на мне лежит ответственность за эффективность нашей работы. Но в итоге я осталась очень довольна проектом, мы создали онлайн-продукт с соцсетями, сайтом, полноценным дизайном, записанными нами экскурсиями из Третьяковской галереи – это огромный труд. Этот этап понравился мне больше всего: я одновременно занималась любимым делам и прокачивала soft skills, получила много новых навыков. До него я очень боялась работы в команде, так как всю жизнь занималась олимпиадами и самоподготовкой и мне было очень комфортно работать одной. Сначала мне казалось, что получилось бы лучше, делай я всё сама. Пришлось преодолеть себя, страх написать людям, рассказать об участии и попросить о помощи – и я рада, что успешно справилась.

Анастасия: Моим наставником была моя мама, она по профессии учитель. Самым главным фактором при выборе для меня стала поддержка, которую я получала от близкого человека.

Мне нравится работать в коллективе, распределять обязанности, генерировать идеи и выбирать самую лучшую, дорабатывать её и обсуждать.

Диана: Моим наставником стала Татьяна Петровна Маслакова, мой куратор и преподаватель истории в Лицее. Татьяна Петровна всегда готова прийти на помощь лицеистам, всегда подскажет и объяснит, к кому мы можем обратиться для решения возникающих вопросов. Поэтому мой выбор пал именно на этого человека.

Вместе с командой из моих одногруппников мы работали над кейсом «10 молодёжных маршрутов по России». Мне было очень интересно изучать тему, составлять маршруты и оформлять группы с материалами. Обычно я предпочитаю работать одна, но работа в команде намного эффективнее. Если команда хорошая, то она всегда поддержит тебя, поможет, а также вместе легче придумывать идеи и оформлять их.

Полуфинал проходил в Ярославле в октябре. Дошедшие до этого этапа участники занимались кейсами, сажали деревья, записывали социальные ролики, слушали лекции знаменитых людей.

Диана: Мне очень повезло, ведь команда мне попалась замечательная: мы быстро сработались и придумали интересную экологическую инициативу (такое было задание). Мы получили приз зрительских симпатий, который добавил всем участникам 30 баллов. В тот момент я поняла, что хочу выиграть и готова работать для достижения цели! Остальные баллы мы получили от экспертов, которые оценивали проработку нашего кейса, и от психолога, оценивавшего soft skills.

Елизавета: Я не заглядывала вперёд, в финал, а была в процессе, переходя из одной стадии в другую. Параллельно занималась учёбой в Лицее, подготовкой к олимпиадам и другими вещами. Я больше ориентировалась на текущую работу, а не планировала наперёд. Но понимала, что у меня есть шансы на победу.

Анастасия: У меня никогда не было стопроцентной уверенности, что я пройду на следующий этап. Каждый раз новость об участии в полуфинале, а дальше финале приносила массу положительных эмоций и окрыляла, появлялась энергия идти в бой. А был именно бой, поскольку уже на финале были отсеяны лидеры, каждый из которых должен был стать самым-самым, чтобы победить.

31 октября финалисты собрались в «Артеке», где им предстояло снова работать над кейсами в команде. Продукт, созданный участниками, оценивали эксперты, а когнитивную гибкость – психологи. Помимо стрессовой соревновательной части, школьники участвовали в развлекательной программе – лекции ведущих специалистов, известных медийных личностей, концерты на открытии и закрытии конкурса, олимпийские зарядки.

Елизавета: Если на полуфинале работа шла слажено и мне было довольно легко проявлять лидерские качества, то на финале ситуация была противоположной: всё происходило очень сумбурно. Каждый из финалистов был лидером в своей команде – конкуренция возросла в разы. Создательница конкурса говорила, что на «Большой перемене» важно, когда человек умеет быть альтруистом и действовать в ущерб себе – это неочевидно, когда не знаешь точных критериев. С моей позиции человека, который не выиграл, очень сложно терпеть поражение и не понимать, почему так вышло – к этому нужно быть готовым. Но для меня это был огромный опыт, за который я благодарна.

 

Победителям конкурса из 10 класса достались 200 тысяч рублей на образование, а одиннадцатиклассники получили дополнительные баллы для портфолио абитуриента и миллион рублей, который можно потратить на образование, старт-ап или ипотеку.  

Анастасия: Поскольку я ученица 10 класса, мне не были даны дополнительные баллы к ЕГЭ, а финансового выигрыша не хватит на платное обучения, так что после погружения в столь перспективный и интеллектуальный коллектив добавилось желания идти вперёд и развиваться, чтобы оставаться на высоком уровне.

Диана: Чувства расслабленности из-за полученных призов нет, напряжение перед ЕГЭ остаётся. Мне хотелось бы потратить полученные средства на дополнительное образование, а не на основное. Поэтому оставшийся учебный год я продолжу усиленно работать и готовиться к экзаменам и олимпиадам.

Елизавета Павлухина
Елизавета Павлухина
Из личного архива Елизаветы

Елизавета: «Артек» для меня – сакральное место. На финале «Большой перемены» мне больше всего запомнилось общение с участниками – это невероятные люди, у каждого из которых уже в очень юном возрасте есть огромный жизненный опыт: одна девочка работает в Большом театре, кто-то занимается бизнес-информатикой, разговаривает на нескольких языках. Оказаться в такой среде – очень ценно.