«Участвовать в олимпиадах круче, чем два года тренироваться решать ЕГЭ»: участники Межнара по экономике о мотивации и опыте
International Economics Olympiad 2020 прошла с 7 по 13 сентября в онлайн-формате. Школьники из 29 стран участвовали в трёх турах: двух индивидуальных и одном командном. Сборная России вошла в ТОП-3, а Михаил Жохов, выступавший в её составе, получил абсолютное четвёртое место в индивидуальном зачёте, попав в категорию Best in Economics. Команда выпускника Никиты Хоменко – Russia-A из категории Open Track – заняла первое место в туре Business Case и оказалась в ТОП-5 тура Economics.
Подготовка
Интерес к олимпиадной экономике и у Михаила, и у Никиты появился ещё до поступления в Лицей – он отчасти и привёл их на «Матэк».
Михаил: За экономикой я и пришёл в Лицей, потому что было известно, что это место, где очень хорошо её преподают.
Никита: Поступление по ЕГЭ меня никогда особо не привлекало. Это не самая приятная вещь, да и олимпиады, соревнования – это классно. Участвовать в олимпиадах круче, чем два года тренироваться решать задачи для ЕГЭ. Хотелось думать, а не заучивать.
Оказавшись в Лицее, ребята решили написать отбор в группу Александра Николаевича Челеховского по профильной экономике. В 10 классе Никита не набрал проходной балл, но это мотивировало его больше работать, и через год он успешно справился с заданиями отбора на олимпиадный факультатив. Михаил занимался в группе с 10 класса, но в 11 классе состав факультатива собирался с нуля, так что старичкам, уже прошедшим в профильную группу в 10 классе, пришлось заново писать вступительную работу. В итоге в группе оказалось тридцать человек, стремящиеся избежать рутины ЕГЭ и развить экономическое мышление.
Михаил: Мы занимались олимпиадной экономикой в целом, не разбирали только один конкретный формат. Перед турами «Высшей пробы» могли сосредоточиться на задачах, которые чаще всего встречаются на ней, но это происходило довольно редко.
Двадцать участников факультатива из тридцати прошли на заключительный этап ВсОШ-2020, среди них – Никита и Михаил.
Никита: В 11 классе уже казалось, что пройти на Всеросс – это довольно просто. Было ощущение, что получить дипломы со знаниями, которые у нас есть, вполне возможно.
Михаил: В 10 классе я стал призёром Всеросса. Тогда после оглашения результатов региона с потенциальными участниками заключительного этапа занимался Александр Николаевич: мы ездили на сборы в Вороново, шла активная подготовка – во многом благодаря ей я и получил диплом в 10 классе. На общие сборы московской команды я ездил в 9 классе (тогда я просто прошёл на Всеросс, но не взял его). Когда же встал выбор между этими сборами и сборами Александра Николаевича, я выбрал второе – это небольшая лицейская группа и интенсивная подготовка.
Однако в 2020 году в связи с коронавирусом все заключительные этапы ВсОШ отменили, а прошедшие на них одиннадцатиклассники получили дипломы призёров. Можно было расслабиться – поступление по ЕГЭ больше не грозило, но когда заканчивается волна Всероссийской олимпиады, начинается отбор на Международную. Для того, чтобы получить приглашение на неё, экономистам нужно было набрать на регионе больше 180 баллов из 200 (для финала Всеросса в этом году 10-11 классам требовалось набрать 154 балла).
Михаил: Отбор на Межнар от Всеросса отличался очень сильно хотя бы потому, что там был тур, включающий в себя создание бизнес-кейса, который надо презентовать и отправить жюри – на это давалось несколько дней. В целом задания были «на подумать», а не «на заучить».
Снова – из-за коронавируса – отбор проходил дистанционно: два тура – с использованием системы прокторинга, а «долгоиграющий» бизнес-кейс ребята записывали в Zoom с демонстрацией экрана.
Участие и призовые места в Международной олимпиаде по экономике не дают денежного приза (в отличие, например, от Межнара по физике). Поступление и Михаилу, и Никите и так было гарантировано за счёт дипломов ВсОШ. Поэтому оба выпускника проходили отбор спокойно – с интересом, но без особого стресса.
Михаил: Сама олимпиада была в новинку, мне довольно сильно хотелось пройти. Непривычно и интересно было писать всё на английском. Но не было ощущения, что умру, если не пройду. Хотелось получить подготовку, послушать лекции. Межнар даёт моральные профиты, а не формальные в виде денег или преференций.
После оглашения результатов до олимпиады оставался месяц. Началась общая подготовка для российских команд – семинары и лекции по экономике, задания в виде задач, решения кейсов, анализ демо-версии финансовой игры, из которой состоит один из туров.
Никита: Я ходил на лекции послушать что-то прикольное. К финансовой игре сложно подготовиться: она отчасти завязана на случайных факторах. Успех здесь во многом зависит от чутья и везения.
Михаил: Самостоятельно я занимался английским. Я понимал, что это моё слабое место. Очень не хотелось, зная ответ на задачу, пролететь из-за языкового барьера и неумения донести мысль до жюри. Большую часть времени я посвятил наращиванию словарного запаса, изучению правил. Разговорный язык почти не понадобился, но его я тоже старался прокачать. В целом вышло успешно.
International Economics Olympiad 2020
Обычно на Межнаре по экономике две команды от России участвуют в общем зачёте и борьбе за медали. В этом году организаторы сократили количество команд от каждой страны до одной, зато позволили участвовать дополнительно, вне общего зачёта, командам в категории Open Track.
Никита: Нас было пять человек, мы готовились так же, как Russia-A. На самой олимпиаде выполняли те же задания, жюри оценивало их, но отдельным рейтингом. То есть баллы шли не в актив сборной, а просто в осознание того, что ты – молодец.
Международная олимпиада по экономике состоит из трёх туров: командного – бизнес-кейса и индивидуальных – финансовой игры и экономического тура, включающего в себя текст и четыре обязательные задачи.
Никита: На мой взгляд, на Межнаре очень логичное разделение командных и индивидуальных туров. Бизнес-кейс мне комфортнее решать в команде: вы вместе накидываете идеи, оцениваете их, развиваете. А вот финансовую игру в команде было бы писать отвратительно: все предлагают варианты, которые вы не успеваете толком обсудить из-за ограниченного времени, вы не можете прийти к консенсусу.
С одной стороны, по словам ребят, на экономическом туре пригодилась вся подготовка по экономике. С другой, нельзя сказать, что Международная олимпиада – то, к чему можно подготовиться, разбирая теорию без понимания.
Никита: Межнар – для людей с развитым экономическим мышлением. Разные туры направлены на тестирование разных навыков. Бизнес-кейс – про работу в команде. Финансовая игра – про везение и умение понимать новости, оно тут важнее знания математики.
Учёба и планы
Сейчас Никита и Михаил – первокурсники «Совместной программы по экономике ВШЭ и РЭШ» («Совбак»), одной из самых популярных программ для экономистов, куда довольно сложно поступить.
Никита: Я хотел в Вышку. На мой взгляд, при выборе из её программ решает то, с кем ты больше общаешься. С «Совбака» я знаю очень много людей, у меня много отзывов, я знаю, чего ждать. Мне показалось, это лучший выбор.
Думаю, что пойду в индустрию. Наукой я заниматься не очень хочу. Мне четыре года бакалавриата нужны для погружения в сферу, получения необходимых знаний, понимания, в какую отрасль пойти.
Михаил: На «Совбак» действительно во многом идёшь за сформировавшимся комьюнити. Круто знать людей с разных курсов.
Я хочу попробовать разные сферы – академическую, индустрию. Мне сейчас, например, интересен консалтинг. Но думаю, за четыре года мои предпочтения во многом изменятся.
Совет от профи
Никита: Чтобы продуктивно готовиться к олимпиадам, надо найти компанию людей, с которыми можно вместе учиться и которые будут мотивировать тебя своими достижениями. Появляется соревновательный момент: хочется решить быстрее друга, решить правильно, когда он ошибся, – и начинаешь втягиваться в спортивный ритм состязания, а это достаточно сильно помогает. Нужно работать так, как удобно – кому-то – дома, кому-то – в библиотеке, кому-то, как мне, – в шумных кофейнях, кому-то – в компании. Когда работаешь с кем-то, получается взаимное подталкивание к успеху. Это могут быть шесть человек, а может быть один – главное, чтобы было комфортно вместе заниматься.
Михаил: Я бы советовал всем, кто начинает заниматься экономикой, стремиться именно понять её. Важно не просто нарешать большое количество задач, а разобраться в логике, закономерностях. Попытаться понять саму экономическую теорию – не надстройки из задач, а то, что под ними. Развить экономическое мышление.